Сюжеты

РОССИЯ — НЕ БЕЗРАЗМЕРНЫЙ КОШЕЛЕК ДЛЯ ЭЛИТЫ

<span class=anounce_title2a>ПЯТИЛЕТКА ПУТИНА</span>

Этот материал вышел в № 85 от 18 Ноября 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Плюсы и минусы деятельности В. Путина на посту президента. Продолжаем публикацию полемических заметок об изменениях, происшедших в стране за последние пять лет. В предыдущих публикациях мы сделали вывод, что при В. Путине государство...

Плюсы и минусы деятельности В. Путина на посту президента. Продолжаем публикацию полемических заметок об изменениях, происшедших в стране за последние пять лет.

 

В предыдущих публикациях мы сделали вывод, что при В. Путине государство начало преодолевать чувство растерянности, с которым оно жило с конца 80-х годов. Полтора десятка лет несло нас куда-то «без руля и ветрил», а куда — никто сказать не мог. Не было ни стратегии государственного развития, ни целей, ни понимания путей их достижения. Оно и понятно: в реформы мы ввязались не так, как китайцы, не после вдумчивого изучения всех вероятных последствий, а чисто по-русски, на авось. Так уж сложились обстоятельства, что долго думать было некогда.

Каким чудом нашу общую лодку государственности не разбило в щепки — остается только удивляться. Видимо, запас прочности у России еще далеко не исчерпан. И все же практически весь первый президентский срок В. Путин был вынужден потратить, с одной стороны, на пожарные меры по спасению страны, а с другой — на выработку стратегии. К ее реализации он только-только приступил.

 

Стратегия с грифом «Секретно»

А где же всенародное обсуждение столь важных вопросов, как стратегические цели развития страны? Где общественный консенсус по этому поводу? Почему люди не знают, куда их намерена вести власть? Таких восклицаний, имеющих явно обвинительный оттенок, довелось в последнее время слышать немало. Как и самых противоречивых толкований тех или иных действий власти.

Тут уместен встречный вопрос: а многие ли интересовались результатами работы Центра стратегических разработок (ЦСР), также известного как «Центр Грефа»?

Сотни, если не тысячи самых продвинутых специалистов в самых разных сферах нашей жизни долгое время над чем-то мозговали, тратили государственные деньги — должны же они представить какой-то отчет о проделанной работе?

Нет, конечно, эксперты и люди, принимающие решения, все рекомендации ЦСР своевременно получили. Бывший в то время премьер-министром М. Касьянов, помнится, отзывался о них довольно прохладно, мягко говоря. Но где теперь М. Касьянов и где теперь Г. Греф? Это разве ни о чем не говорит?

Что же до всенародного обсуждения… Ну представьте себе, что в то время (в 2001 — 2002 годах) во всеуслышание было бы объявлено, что региональные власти будут лишены своего феодального статуса баронов; что с неконструктивной политической оппозицией будет покончено; что олигархов прижмут к ногтю; что неизбежны реформы пенсионные, медицинские, образовательные, военные, коммунальные и прочие, и прочие…

Признаться вслух, что власть затронет интересы практически всех без исключения могущественных в то время групп, — да это было бы самоубийство для В. Путина. И уж, конечно, ни о каком переизбрании на второй срок речи не шло бы.

Говорят же американцы, собаку съевшие на демократии: первый срок — для переизбрания на второй срок, а вот второй срок — уже для истории.

 

Торговля Родиной оптом и в розницу

Главный поворот, который предстояло осуществить В. Путину, — сменить ориентацию страны. За годы стихийных реформ так получилось, что верхушка страны оказалась ориентирована исключительно на Запад. Туда утекали наши мозги; туда уходили нефть, газ, металлы; там жили семьи наших бизнесменов, чиновников и политиков.

Страна разделилась на немногочисленную элиту, которая живет на Западе, а в России только делает деньги, и все остальное население. Одни выступают посредниками между российскими природными ресурсами и их потребителями на Западе, а другие… Другие могут спиваться, вымирать, перебиваться с хлеба на квас — это все элиту не волновало.

Слова о превращении России в сырьевой придаток Запада — это ведь не только удобный для использования в полемике аргумент. Это правда.

Наш бюджет на две трети — поступления из топливно-энергетического комплекса, еще 15 — 20 процентов привносят металлурги, горняки, лесники и производители химудобрений. Все это экспортно-ориентированные отрасли, которые эксплуатируют главным образом природные запасы. Не напрасно ведь проблема природной ренты стала сильным козырем во время последней парламентской предвыборной кампании.

И дело не в том, что природную ренту надо отнять у олигархов и поделить поровну между всеми гражданами. На всех все равно не хватит. В 2004 году будет добыто около 450 миллионов тонн нефти — по три тонны на каждого жителя страны. Если всю ее продать на экспорт, а выручку поделить на всех, то при нынешних ценах получится долларов по 800 на каждого в год. И это — если забыть про расходы на добычу и транспортировку. Если же не забывать, то и 50 долларов в месяц на душу населения вряд ли получится.

Но и закрывать глаза на тотальную распродажу природных запасов тоже нельзя — это одно из немногих наших конкурентных преимуществ в мире. И если олигархи нас этого преимущества лишают, уводя прибыль в офшоры или вообще продавая нефтяные компании иностранцам, надо что-то с олигархами делать. Или смириться с постепенным вымиранием российского народа, на что согласиться

В. Путин никак не мог.

Но попробуй-ка что-нибудь с ними сделать, если они надежно прикрыты связями на всех уровнях власти, если у них в руках — средства массовой информации, если они назначают губернаторов и содержат политические партии… Они, а не президент обладали реальной властью в стране. Значит, сначала надо их этой власти лишить, а потом уже заставить делиться со страной доходами. Причем хорошо бы обойтись без переворотов и прочих великих потрясений.

 

Деньги для диктатуры закона

Сейчас эта задача пусть не окончательно, но решена. Разговоры о переделе собственности, идущие в стране, — лишнее тому подтверждение. Компрадорская, забывшая о национальных интересах элита защищается, как может, но государство уже достаточно окрепло, чтобы преодолеть сопротивление. И первые результаты появились.

Вот только один пример. Были у нас в стране внутренние офшоры — закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО). Это города — «почтовые ящики», работавшие на оборонку. Они получили от правительства льготы по налогообложению, чем воспользовались многие нефтяные компании. Закрыли эту лазейку — бюджет тут же получил дополнительные доходы в размере 1,6% от ВВП. У нас весь оборонный бюджет меньше трех процентов от ВВП!

За первую половину 2003 года всего лишь три субъекта Федерации предоставили налоговые льготы на 1 миллиард долларов: Мордовия помогала «ЮКОСу», Чукотка — «Сибнефти», Калмыкия давала льготы всем желающим. Сейчас с внутренними офшорами покончено. Отчасти благодаря этому у нас и зарплаты бюджетникам вовремя стали выплачиваться, и пенсии растут, и стабилизационный фонд с резервами Центрального банка день ото дня пополняются.

А главное то, что в стране появились настоящие капиталы, которые можно не проедать, а вкладывать в дело. Внутренний рынок начал развиваться, отечественные предприятия почувствовали перспективу и пошли на модернизацию производства. Есть объективные доказательства этого отрадного факта — буквально взрывное развитие рынков заимствований. Предприятия берут деньги в долг, расширяют и модернизируют производство, после чего долг возвращают. Два года назад на рынке корпоративных облигаций крутились 80 миллиардов рублей, сейчас его емкость оценивается в 250 миллиардов — трехкратный рост! Причем если раньше здесь в основном размещались бумаги нефтяников-газовиков да банков, то теперь туда пришли торговые сети, предприятия пищепрома и машиностроители. До выпуска акций они еще не дозрели, а вот для облигаций уже вполне доросли.

Одно то, что сейчас идут ожесточенные споры о способах использования стабилизационного фонда, уже дорогого стоит. Раньше у правительства голова болела от нехватки денег, теперь — от их избытка, что, согласитесь, приятнее.

Недавно стало известно, что налоговая служба намерена провести выездные проверки четырех крупных нефтяных компаний. Цель: посмотреть, как они платили налоги в 2001 — 2002 годах. Для этого будут использованы специалисты из Управления по работе с крупнейшими налогоплательщиками, набравшиеся опыта во время проверок «ЮКОСа», — эдакий налоговый спецназ. Насколько результативной будет их работа — посмотрим, но сам факт свидетельствует о том, что государство не намерено мириться с беспределом в экономике. Кстати, нефтяники в 2003 году, после начала «дела «ЮКОСа», «добровольно» отказались от схем «оптимизации налогов».

Просматривается совершенно отчетливая стратегия В. Путина (о которой он, впрочем, не раз говорил, но мы ведь не привыкли доверять словам): наведение в стране порядка, после чего — ускоренная модернизация страны, развитие внутреннего рынка, опирающиеся на наши конкурентные преимущества, на природные богатства и высокий потенциал населения. Было бы наивно ожидать чуда мгновенного превращения России в мощную демократическую державу с современной экономикой — это задача на десятилетия. Будут и неудачи, не избежать, наверное, каких-то ошибок. Но важно то, что мы увидели цель и сделали на пути к ней первые, самые важные шаги.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera