Сюжеты

ДЕТИ КАПИТАЛА ГРАНТА

<span class=anounce_title2a>ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИНОКЛЬ</span>

Этот материал вышел в № 86 от 22 Ноября 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

За театральными реформами, за хлопотами о сохранении приватизированных театров очень скоро могут забыть молодое театральное поколение. Тех самых молодых, которые за несколько лет «допуска» на сцены влили в театр свежую кровь, взбаламутили...

За театральными реформами, за хлопотами о сохранении приватизированных театров очень скоро могут забыть молодое театральное поколение. Тех самых молодых, которые за несколько лет «допуска» на сцены влили в театр свежую кровь, взбаламутили драматургию, взорвали режиссуру и напомнили всем, что театр — это не только сохранение наследия и воспитание чувств, но в первую очередь зрелище.

Их имена у всех на устах. Чусова, Серебренников, Панков, Огарев — из режиссеров, можете продолжить. Пресняковы, Угаров (молодой духом), Вырыпаев, Курочкин — из драматургов. Несколько лет игры в театральную демократию и «молодым везде у нас дорога», похоже, идут к концу — никто из перечисленных выше, делающих кассу театрам и поднимающих статус страны на международных фестивалях, никто из них не успел получить своего театра, а значит, сегодня должен ждать результатов подковерных игр. Или собираться вместе и клином идти в правительство, писать письма, бить челом рука об руку со старшими товарищами. Потому что, несмотря на «безлошадность», молодым тоже есть что материально терять перед лицом государства — проект «Открытая сцена».

 

Проект «Открытая сцена» — первый европейский дичок, привитый к дереву российского репертуарного театра, который успешно прижился. В рамках «Открытой сцены» Московский комитет по культуре выдает разовые гранты молодым режиссерам на конкретную постановку и ничего не требует взамен. Грантовая система давно и успешно существует во всем мире, и четырехлетний эксперимент в Москве признан настолько успешным, что за экспериментом официально признан статус «постоянно действующего проекта».

Коренные изменения в укладе репертуарных театров могут повлечь за собой сворачивание даже самого успешного проекта, тем более что у «Открытой сцены» до сих пор нет своей площадки и проект целиком зависит от гостеприимства репертуарных театров. Главный козырь за сохранение «Открытой сцены» — спектакли, сделанные на эти гранты: «Белые ночи» Николая Дручека «Мастерской Фоменко», звездносоставный «Трансфер» Михаила Угарова и душераздирающий «Красной ниткой» Владимира Панкова в Центре Казанцева, «Повесть о прямостоящем человеке» Бориса Юхананова, несколько фестивалей современной драматургии под руководством Елены Греминой и Михаила Угарова.

Зарубежные фонды неумолимо уходят из России — куда идти художнику за поддержкой инновационного проекта? Последние четыре года можно было идти в Комитет по культуре — и это казалось чудом. А, в сущности, что чудесного в том, что скромной строчкой в бюджете (20 миллионов рублей в год на всех — не так много) решается несколько важных задач. Создание здоровой конкурентной среды, разнообразие зрительского выбора, ранняя профессионализация, проблема занятости вчерашних выпускников (не секрет, что молодые актеры, продюсеры, завлиты долго ищут работу и нередко уходят из профессии, так и не начав ею заниматься, в другие сферы).

Собравшиеся в ЦИМе депутат Московской городской думы руководитель фестиваля «Открытая сцена» Михаил Пушкин, депутат Московской городской думы Евгений Бунимович, крупный авторитет в области театрального менеджмента Геннадий Дадамян, художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры Алексей Казанцев, профессор театроведения Алексей Бартошевич, театровед, член экспертного совета Фонда Станиславского Татьяна Шах-Азизова, продюсер Эдуард Бояков с боями выходили на конкретный разговор о выработке стратегии.

Как будут выживать альтернативные и сопутствующие репертуарному театру институции, как бы далеко театральная реформа ни зашла? Вот что всех волнует, при том что профильных открытых сценических площадок, во главе которых стоят менеджеры, а не режиссеры, целево предназначенных для показа разнонаправленного творчества молодых в Москве, кроме центра «На Страстном», пожалуй что и нет. Из эмоциональных дискуссий выходило одно: только вместе мы сила. О чем конкретно кричим? Что именно хотим сохранить в театре, а от чего стоит отказаться? Только поняв это, можно аргументированно оппонировать во властных кабинетах. Собравшихся ободрил Евгений Бунимович, сказав, что у театральных людей есть шанс, потому что «шумные». А учителям минувшим летом зачистили всю систему образования — и тишина.

Геннадий Дадамян жестко выступил за авторизацию проекта «Открытая сцена» — для большей его эффективности: «Писать и представлять проект — это тоже искусство, и с автора надо спрашивать (сейчас за проект отвечает группа безымянных людей из Комитета по культуре). Если написание проекта будет поручено мне и я не справлюсь, вы сможете меня наказать, хотя бы и рублем. И это будет правильно».

Один из первых людей постсоветского времени, делом поддерживавший вчерашних выпускников театральных вузов, Алексей Казанцев повинился за театральное искусство и не без горечи вспомнил опыт советских лет: «Театр в 90-е годы сам был хорош: он не разговаривал со зрителем о сегодняшнем дне. В молодых людях, пришедших сейчас в правительство, театр 90-х отпечатался ужимками и ублажением тех, кто наворовал. И сегодняшним молодым, демонстративно аполитичным, тем, кто думает, что будет себе на радость и на благо Родине делать высокое искусство, я хочу сказать только одно: этого не будет. Государство коснется каждого. Но вы знаете, я — оптимист. Я знаком с большим количеством людей, успешно боровшихся с государством, ситуацией, обстоятельствами. Думаю, что то же самое выпадет и на долю тех, кто только начинает заниматься театром».

Итог встречи подвела критик Татьяна Шах-Азизова, обратив внимание на то, что «Открытая сцена» сформировала «свободное поколение театра» и какие бы театральные реформы и передел собственности ни бушевали, такими достижениями бросаться было бы дико.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera