Сюжеты

Российское телевидение создает единое бескультурное пространство

<span class=anounce_title2a>ТЕЛЕРЕВИЗОР</span>

Этот материал вышел в № 87 от 25 Ноября 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Первая развлекательная программа с живым участием зрителей в зале на нашем телевидении появилась в 1957 году, она называлась ВВВ — вечер веселых вопросов. Позже автор этой программы Сергей Муратов придумал вместе с двумя своими товарищами...

Первая развлекательная программа с живым участием зрителей в зале на нашем телевидении появилась в 1957 году, она называлась ВВВ — вечер веселых вопросов. Позже автор этой программы Сергей Муратов придумал вместе с двумя своими товарищами КВН.

Говорят, что в 60-е годы все, кто так или иначе был как-то связан с телевидением, начинали свой день с чтения его заметок. Рассказывают, что многие с огромным интересом смотрели его документальные фильмы. И совершенно точно установлено, что вот уже 34 года подряд те, кто собирался или собирается всерьез связать свою жизнь с телевидением, слушали и слушают его как минимум несколько дней в неделю.

Сергей МУРАТОВ — доктор филологических наук, профессор, автор 15 книг, к которым будущие телевизионщики относятся как к учебникам, преподает на факультете журналистики МГУ с 1970 года. Поэтому первый вопрос напрашивается сам собой:

 

— Сергей Александрович, а как сегодня вы учите ребят? Куда, в какое пространство их выпускаете? Нет ли у вас ощущения, что лексика первых лет вашей преподавательской деятельности скоро может оказаться актуальной для сегодняшних студентов?

— Да, пространство скукоживается, на сегодняшнем телевидении появляются старые пропагандистские методы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но происходит что-то еще худшее: дело в том, что, обменяв бюджетное телевидение на коммерческое, мы пожертвовали фигурой, на мой взгляд, самой важной и самой значительной — культурой.

— А было ли чем жертвовать? Какая там была культура при бюджетном телевидении — производственные романы? Фильмы о Ленине? Песни о БАМе?

— Знаете, что в телевидении поражало иностранцев, когда они приезжали в Советский Союз? Первое: пятнадцать республик, многонациональная страна, а все дикторы — только русские. Они еще не знали, что все дикторы к тому же москвичи. Второе потрясение ждало их вечером, когда они приходили в гостиницу и включали телевизор: в час «пик», оказывается, идут классические оперы, симфонии, балеты, которые у них там, в Америке или в Японии, увидеть было вообще невозможно. В час «пик» и чуть ли не весь вечер — и ни одной рекламы. Как это можно себе позволить? Изумляло сочетание: с одной стороны, лобовая пропаганда, откровенная идеология, с другой — просветительские программы высочайшего уровня, мировая классика.

— Вы о каких говорите годах? Разве все лучшие фильмы не «ложились на полки»? Мировая классика — да, но… о таких писателях и поэтах, как Пастернак, Цветаева, Ахматова, телевидение молчало так же примерно, как сегодня уже снова начинает молчать о многом.

— И все-таки даже в ледниковый период 70-х ставил свои знаменитые телеспектакли Анатолий Эфрос, отлученный тогда от всех театральных сцен. Шли постановки Петра Фоменко, Валерия Фокина, Марка Захарова. В лучшее эфирное время вел свою телепрограмму Юрий Лотман.

Важно понять, что культура была тогда частью официальной идеологии, в пропаганду входил этот пункт — культура! И подразумевалось здесь не только превосходство морального облика советского человека — конечно, это было главным, но имелось все-таки в виду и его национально-историческое наследие. Потому советское телевидение популяризировало произведения национальной литературы, театра, балета, музыки. Советское телевидение вообще было самым уникальным телевидением в мире. Оно было уникальным по нескольким причинам, но в том числе еще и потому, что это было чисто бюджетное телевидение. Сейчас такого телевидения нигде в мире нет, оно умерло как вид вместе с телевидением советским.

— То есть это чисто советское изобретение?

— Нет, оно было какое-то время в Испании, Португалии. Но самым продвинутым бюджетным телевидением Европы считалось то, которое было в Германии при Гитлере.

— В каком смысле оно было продвинуто? Тоже в смысле культуры?

— Нет, в техническом. У них уже в середине 30-х были передвижные телевизионные станции (ПТС), они мгновенно давали репортажи с мест событий — это выглядело фантастически по тем временам. У нас в то время все передачи делались только с Шаболовки. И если, к примеру, надо было показать самолет, так его разбирали на части, привозили во двор студии, там собирали и после этого показывали. У нас ПТС появились только в 49-м.

— То есть и немецкое телевидение при Гитлере тоже было уникальным?

— Продвинутым. Наше же телевидение уникально не тем, что оно было самым худшим в мире, — оно не было самым худшим, оно было одним из худших.

Уникальность же в том, что оно в то же самое время было и одним из лучших в мире, если брать критерий просветительский. Очень симптоматично и показательно то, что современные наши руководители эфира отлично помнят пропагандистскую сторону, но не помнят и не знают об этой второй, очень важной стороне старого ТВ. И все, что происходит на наших экранах сегодня, — это и есть следствие вот этой самой специальной забывчивости.

— И все-таки если бы вы спросили, что бы предпочла я: советское бюджетное или новое независимое телевидение, которое у нас пусть недолго, но все-таки держалось, я бы выбрала последнее…

— Потому что заимствовали, внедряли в начале 90-х все самое лучшее, прежде всего международные принципы подачи информации. Помните слоган «Новости — наша профессия»? Киселев, Осокин, Добродеев, Малашенко — они все открыли нам, показали, что такое вообще есть информация.

Но наступил этап, когда коммерческая основа дала себя знать. Коммерческое телевидение — это разновидность шоу-бизнеса, в действие вступает автопилот. В таких ситуациях в самолете летчик может взять управление на себя, на телевидении же это сделать никому не удавалось, хотя люди и пытались. И вот здесь в истории нашего ТВ тоже есть уникальность: мы в 90-х годах взяли и совершили поворот на 180 градусов. Было практически единственное на тот момент бюджетное телевидение — стало практически коммерческое. Это все разговоры насчет государственного финансирования: ну, пять процентов, а некоторые считают — больше. В принципе все у нас идет за счет рекламы.

Единственным в мире стопроцентно коммерческим было прежде только телевидение США — высокопрофессиональное в ремесленном отношении и в то же время почти бескультурное. Сбылась мечта советских патриотов: мы догнали и перегнали Америку.

— Перегнали?

— Дома у меня трудятся четыре, а то и пять видеомагнитофонов — они записывают все. Я отсматриваю кассеты. Иногда мне двух-трех минут достаточно для того, чтобы дальше не смотреть, но что-то интересное я перезаписываю в свою видеотеку.

Так вот, я замечаю, что в последние годы это в основном канал «Культура». НЕЧЕГО СОХРАНИТЬ с других каналов. Там, конечно, очень много всякого, но нечего сохранить…

— Призрачный какой-то это все-таки канал — «Культура». Все время кажется, что вот-вот исчезнет, растворится.

— Но именно этот канал делает наше телевидение снова уникальным. Это — не один из российских телевизионных каналов, это — просто вообще другое телевидение: профессионализм, отсутствие рекламы, другая основа. Принципы и задачи — все другое.

А сегодняшнее телевидение, не считая, естественно, канала «Культура», превратилось в нечто прямо противоположное. На моих глазах оно создает новое обескультуренное поколение. Андрей Малахов, Дмитрий Нагиев да и другие — никто из них и никто из их руководителей не ставил перед собой специальной злодейской цели извести культуру, ничего подобного. Говорят еще, что телевидение сегодня без руля, без ветрил, — нет, неправда. Есть руль, есть ветрила жестких законов шоу-бизнеса.

В мире вообще-то есть всего три пути содержания телевидения — либо его оплачивает зритель, то есть он вносит абонентскую плату. Либо рекламодатель, как это происходит сейчас у нас и от чего отходит сейчас даже Америка. Был третий вариант — платит само государство. Когда оно перестало платить, оставалась возможность пойти в сторону общественного ТВ, которое содержит, оплачивает зритель. У нас, кстати, так оно и было до 1962 года. Это Хрущев решил снять оплату и увеличить стоимость телеприемников.

— Вы полагаете, что мы можем заказать за свои деньги нормальное телевидение? Что абонентская плата сможет что-то изменить в сложившейся ситуации?

— Если вы в Англии купили телевизор — он не будет ничего принимать, пока вы не заплатили абонентскую плату. Чаще всего существует смешанное ТВ — общественное и коммерческое, которые конкурируют друг с другом. К примеру, два канала Би-би-си конкурируют с двумя коммерческими — ни диктатуры идеологии, ни диктатуры рейтингов при такой ситуации быть уже не может. Все три кита замечательной английской формулы телевидения сосуществуют: информация, развлечение, просвещение.

— Допустим, телезрители согласятся платить абонентскую плату. А что если они закажут двух Дмитриев — Рогозина и Нагиева? Если же пока еще все-таки не поздно и люди закажут настоящее независимое телевидение со всеми тремя китами, будут платить, а им станут подсовывать тех же Дмитриев, усеченную информацию, тупые шоу?

— Во главе общественных каналов обычно стоят неангажированные люди — экономисты, ученые, писатели…

— Откуда их взять? Если их нет в эфире, значит, их нет. В массовом сознании народа, состоящего из телезрителей, их просто нет.

— Я надеюсь все-таки, что они есть. И верю, что мы все равно придем к такому варианту. Но все это имеет смысл лишь в том случае, если позиция общественного совета будет автономна, защищена на законодательном уровне от прямых заказов властей и бизнеса.

— Вот к этому, пока еще все-таки фантастическому пространству вы и готовите сегодня своих студентов?

— Мои студенты отказываются от лестных по нынешним временам предложений. Отказываются работать на «Большой стирке», на каких-то других творчески не интересных программах. Точно так же когда-то мои выпускники в иные времена отказывались от участия в пропагандистски-лобовых программах. Тем не менее многие из них стали знамениты, нашли себя. Найдут и нынешние…

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera