Сюжеты

ДРАМА ТЕАТРА – 2

<span class=anounce_title2a>ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИНОКЛЬ</span>

Этот материал вышел в № 87 от 25 Ноября 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

С 10 ноября театральная общественность обсуждает полузасекреченный проект реструктуризации бюджетного сектора России. Премьер-министру М.Е. Фрадкову направлено письмо Александра Калягина, Марка Захарова, Константина Райкина с просьбой о...

С 10 ноября театральная общественность обсуждает полузасекреченный проект реструктуризации бюджетного сектора России. Премьер-министру М.Е. Фрадкову направлено письмо Александра Калягина, Марка Захарова, Константина Райкина с просьбой о личной встрече.

Ответ на письмо за семь дней не получен. Но выявлен другой отклик.

Самой горячей 10 ноября в Союзе театральных деятелей (СТД) была речь Константина Райкина.

И два дня спустя в театр «Сатирикон» пришла ревизия.

Ревизоры начали обследовать и сам Союз театральных деятелей.

 

22 ноября на Страстном, в СТД РФ, прошла пресс-конференция. В президиуме — Александр Калягин, Марк Захаров, Марк Розовский, Кирилл Лавров, Юрий Соломин, Генриэтта Яновская, Константин Райкин. Гость Синего зала СТД — И.А. Антонова, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Напомним: один законопроект регламентирует всю «бюджетную сферу России»: театры, музеи, клиники, НИИ, университеты, спортивные и музыкальные школы, — а также санавиацию. Основной принцип законопроекта: разделение всех этих форм баловства на бюджетные и автономные.

«Бюджетные» — не потому бюджетные, что казна РФ их будет содержать полностью. Напротив: это они будут поддерживать казну по мере возможности. В бюджет РФ предполагается изымать те средства, которые театры и музеи за 12 лет плавания в мутной воде нэпа научились зарабатывать сами. Речь идет о таких «учреждениях», как Эрмитаж, Русский музей, Большой, Мариинский, Малый, М.Х.Т.

По непроверенным слухам, с 1 января 2005 года музеям, театрам, вузам etc. закроют внебюджетные счета.

А кстати, как будет финансироваться «гордость нации»?

Как это было в начале 1990-х — вспомнить тошно. Как будет — неведомо.

На первой встрече в СТД Константин Райкин сказал, какую часть потребностей его театра покрывают сегодня щедроты казны. Это — 20%.

80% зарплат и расходов на постановки — из внебюджетных, заработанных.

После этих его слов ревизия в «Сатириконе» не заставила себя ждать…

Тогда же начата ревизия и в СТД — пока в региональных отделениях.

После встречи 22 ноября, возможно, будет выявлен еще один крупный махинатор. Ирина Александровна Антонова призналась, что 50% расходов ГМИИ им. Пушкина (о, каких скромных расходов! стыдно слышать суммы закупок и цифры зарплат!) покрывают деньги, заработанные самим музеем.

И им там теперь ждать ревизора. Всем Итальянским двориком.

Неужели бюджет «Девочки на шаре» с 1 января 2005 г. сократится вдвое?

И станет она у нас под Рождество совсем «Девочка со спичками»?

 

Никто никому не верит: власть — «бюджетной сфере». А та — власти. Авторы законопроекта оговаривают: необходимо «избежать укрывательства внебюджетных доходов». (Видимо, все строго по анекдоту: под театральными фонарями деньги легче искать — там светлее. И народ ходит безоружный.)

А «бюджетная сфера» — отчаянно, судорожно, гневно! — не верит в благие цели почти засекреченной реформы!

Да и как верить? Без участия театров (музеев, вузов) будет определяться их будущая «форма хозяйствования». Большая часть «культурки» уйдет в «вольное плавание». Государство снимет с себя финансовую ответственность за театры-музеи, но снабдит их странной организацией — Попечительским советом. Состоять совет будет не из жертвователей и сотрудников театра, а из представителей региональной администрации и привлеченных ими лиц.

Не определено, на каких правах «вольные театры» получат свои здания. Будут ли платить за землю и аренду (а если да, то по каким ставкам?). Не оговорен ни словом запрет на перепрофилирование «учреждений культуры».

В дайджесте законопроекта, найденном на юридическом сервере, есть совсем фантастическая вещь: музеям, библиотекам, архивам будет предложено платить государству за аренду своих коллекций и фондов, а медицинским и научным учреждениям — за аренду (у кого?!) своего ценного оборудования.

Такого нет (и, кажется, не было) нигде в мире.

Немыслимо? Но здание Научно-технической библиотеки в Москве уже продано под кегельбан.

 

Хор народных артистов

И вот потому «культурка» рассуждает баритоном Марка ЗАХАРОВА:

— Считали количество тех, кому надо заменять льготы деньгами, — ошиблись на несколько миллионов человек. Считали участников пенсионной реформы — тоже ошиблись миллионов на шесть населения. Эту реформу готовят те же самые люди. И продумана она так же…

«Культурка» звенит голосом Генриэтты ЯНОВСКОЙ:

— Авторы даже не задумываются, что, предлагая эти реформы, они вступают в противоречие с действующими законами о труде. Чтобы провести все это в жизнь, надо отменить существующий закон о труде. Для начала.

Я пытаюсь понять: почему, зачем все это делается? Театр — одна из форм развития души. Может, это лишнее и ненужное? Может, стало необходимо выхолащивание таких понятий, как сострадание, боль за другого, чувство самопожертвования. Может быть, надо привести именно это к уничтожению?

И еще: театральные здания — невероятно лакомые и еще неприватизированные кусочки собственности в центре. Надо привести нас к тому состоянию, когда их легко будет приватизировать. Изящно и просто.

Нигде в проекте не написано о запрете на перепрофилирование театров. Даже частичное! А частичное перепрофилирование у нас будет выглядеть так: два раза в месяц в вашем здании спектакли идут? Ну и успокойтесь! А 28 раз в месяц у нас там идет кое-что другое…

(Кстати, были же попытки! В мемуарах Леонида Хейфеца описано, как настойчиво пытался влезть в здание Театра Армии форменный бордель, какие бандиты приходили к режиссеру по этому поводу домой — дело было в 1992-м — и какие большие погоны звонили ему, лоббируя то же заведение. — Ред.)

Александр КАЛЯГИН ознакомил с «Обращением театральных деятелей России».

Вот цитаты:

1. Мы призываем Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации отозвать из правительства пакет законов «о реорганизации государственных и муниципальных учреждений социальной сферы», проекты которых содержат ряд положений, несовместимых с жизнедеятельностью театра.

2. Мы считаем недопустимой любую дальнейшую работу над законодательными актами, затрагивающими коренные интересы отечественного театра, без прямого участия в этой работе представителей Союза театральных деятелей России.

Мы обращаемся также к Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Михаил Ефимович!

Попытки решить указанные проблемы непосредственно с руководителями экономических ведомств результата не дали. Убедительно просим вас лично вмешаться в разрешение возникшего конфликта и в связи с этим принять делегацию ведущих театральных деятелей России».

В СТД принят также меморандум, призывающий правительство РФ ускорить ратификацию Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия (принята ЮНЕСКО в октябре 2003 года). Меморандум СТД призывает «создать Гражданский форум в поддержку Российского репертуарного театра — величайшего нематериального художественного достояния страны».

...Я бы лично «сферу защищаемого» расширила. Поодиночке не выстоять.

 

 

ДОСЛОВНО

 

Михаил ШВЫДКОЙ: «Перед лицом своих товарищей торжественно клянусь и обещаю»

23 ноября руководителей театров принял М. Е. Швыдкой. И начал трехчасовую беседу со следующего:

— Никаких документов о театральной реформе не существует вовсе! Никаких отъемов денег не планируется. Никаких закрытий театров не планируется. Правительство только разработало новые формы. Хотите — принимайте! Не хотите — не принимайте!

Но чтобы всех чохом, завтра, в колхозы, приписывать вас насильно? Да этого не будет никогда! Это все… Я не знаю, какая музыка это все навеяла.

Здесь сидят руководители федеральных театров, руководители московских театров. Ну-с… за Москву не отвечаю, но уверен, что Юрий Михайлович еще бо€льший социалист, чем я.

Слово «социалист» звучало с уютным юмором.

…Было сказано, что закрытие внебюджетных счетов с 1 января 2005 года «учреждениям культуры» не грозит. Что законопроект не представлен на обсуждение, потому что далек от готовности. Что, в конце концов, можно разослать законопроект по театрам для знакомства: «Только сообщите ваши мэйлы!». Можно даже устроить встречу деятелей театра с министром финансов.

Кроме того, для легкости понимания 600-страничного проекта — уже составлена табличка. Плюсы и минусы

ГМАНО. Предъявили и саму табличку, трогательно похожую на наглядное пособие для младших классов.

…А сообщество напоминало в ответ, что речь идет не о театральной, а об общей, бюджетной реформе. Что новая редакция Закона о культуре, снявшая с государства большую часть ответственности за таковую, была тихо ратифицирована Думой летом 2004 года. И в 2005-м все ощутят это на себе.

Тогда М.Е. Швыдкой согласился с тем, что проблемы наши серьезны. И корень зла в том, что Россия — бедная страна. И потому бюджетная реформа, намеченная на 2004—2006 гг., будет идти своим чередом.

— Но не надо видеть в проектах правительства некие Протоколы сионских мудрецов, призванные разрушить русскую культуру! — сказал Михаил Ефимович. — Я здесь, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь и обещаю: мы будем действовать вместе в интересах театрального сообщества.

И все расплывалось в каком-то респектабельном гоголевском тумане. Во всеобщем ожидании худшего (были помянуты даже ваучеры! — впрочем… что ж тут странного — ведь они были). И в глубоком недоверии всех ко всем.

 

...Выводы можно сделать по трем пунктам:

А) Кажется, «отъем заработанного» с 1 января 2005 года отменяется. Впрочем — с учетом климатических условий — это выяснится 2 января 2005 года.

Б) Кричать и возмущаться вслух — очень, очень, очень полезно. Для дела. А может, и для Родины...

В) С проектом «реструктуризации бюджетной сферы» на сайте Минфина необходимо знакомиться не только главрежам, но и главврачам больниц, директорам музеев, НИИ, архивов. Пока не началось.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera