Сюжеты

МИРОЛЮБИВЫЙ ЗАВОЕВАТЕЛЬ

<span class=anounce_title2a>КИНОБУДКА</span>

Этот материал вышел в № 88 от 29 Ноября 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Знаете, каким он парнем был? Не знаете. Даже у историков на сей счет нет единого мнения, что говорить о кинематографистах… Но вот и у них руки дошли до подвигов воспетого историей полководца. Первым оказался оскароносец Оливер Стоун....

Знаете, каким он парнем был? Не знаете. Даже у историков на сей счет нет единого мнения, что говорить о кинематографистах… Но вот и у них руки дошли до подвигов воспетого историей полководца. Первым оказался оскароносец Оливер Стоун. Мастеру откровений о войне («Взвод», «Сальвадор», «Рожденный 4 июля») понадобилось всего-то 150 миллионов, чтобы рассказать об Александре по-своему.

В сердце Голливуда набатом стучит пеплум. Как сорок лет назад, когда исторические фрески «Бен Гур», «Клеопатра», «Лоуренс Аравийский» завоевывали миллионы зрителей. Недавняя костюмированная «Троя» открыла шлюзы новой волне исторической гигантомании. Эллинская цивилизация буквально возрождается в целлулоиде из сотен миллионов долларов, помноженных на цифровые технологии. Забавно, что вслед за стоуновским «Александром» на экраны выйдет «Александр Великий» База Лурмана с Леонардо ди Каприо и Николь Кидман. Кэмерон замахнулся реставрировать… гибель Помпеи.

 

Так каким же был тот, что сказал «Поехали!» македонцам и объехал-таки непокорные «стада» стран и континентов? Что мучило триумфатора? Сомневался ли он? Любил ли? Как выскрести факты из сладкой патоки легенд, вещающих благодарным потомкам, что истинный отец Александра не кто иной, как Зевс?

20-летнему царю поклонялись, как Богу… и пытались восстать против него. В 21 год — великий поход в Азию: 40 тысяч македонцев одолевают войско из 250 тысяч варваров. В 25 — покоритель мира. В чем секрет побед того, кто всю жизнь гонится за солнцем? Честолюбие воина или романтическое заблуждение политика, подхваченное бетховенской одой к радости об объединении рас ради будущей гармонии? «На тропу славы может выйти лишь не боящийся собственной тени», — шепчет подросток Александр верному коню Буцефалу. В чем смысл «подвижной империи», стремящейся к дальним горам, на вершине которых маячит тело распятого Прометея? Фильм застывает у края бездны вопросов, не решаясь на собственные ответы. «Александр нес свет!» — внушают авторы очередного кинопамятника. Человечество продолжает творить себе кумиров. Экран выискивает доказательства славным деяниям ученика Аристотеля. Да, сбываются мечты о славе, но грандиозные победы оказываются миражами, миротворческие замыслы задыхаются в чрезмерной жестокости, успех оборачивается крахом.

Покрытый славой запятнан кровью вернейших соратников, а также повстанцев-греков. Глотая пыль и идущую горлом кровь, возомнивший себя богом Александр недоумевает: вот так заканчиваются легенды? Его слава была длинней жизни, оборвавшейся в 33 — сакральном возрасте для решившихся изменить мир.

Стоун слагает роскошный байопик. Повествование ведет Птолемей — единственный из оставшихся в живых соратников (Энтони Хопкинс похож на пряничного Бога с рождественской открытки). В стенах Александрийской библиотеки он читает зрителям трехчасовую лекцию с красочными иллюстрациями о подвигах и падениях полководца.

Обросшее ракушками различных мифов (от воистину Эдиповой привязанности к матери до бесстрашия богоподобного Ахилла) житие перекроено по моде нынешнего времени. Самая скандальная линия в королевском костюме фильма — любовная. Фильм призван легализовать легенды о бисексуальности греков. (В самом деле, что-то происходит в датском королевстве со звучным именем Голливуд и его пуританской репутацией.) Главная любовь Александра — нежнейший печальный Пьеро Гефестион. Джаред Лето, сыгравший Гефестиона, говорит о духовной близости героев. Однако жены Александра — лишь блеклые тени великого чувства великих воинов.

«Любовь бывает такой разной», — объясняет Александр своей новобрачной Роксане. Геи и лесбиянки мира приветствуют фильм. Греческие юристы возмущены, грозят судебным иском, требуя в начале показа предупреждения о том, что в картине нет ничего общего с действительностью.

В России к секс-меньшинствам непременно присоединятся миллионы зрителей. Ведь для фильма с мегабюджетом напечатано рекордное число копий — 345. Масштаб трехчасового зрелища поистине гладиаторский — македонский амфитеатр, индийский дворец, висячие сады Вавилона и Башня, а география — необозрима, как походы Александра: Вавилон, Персия, Индия… Легендарные битвы при Иссе, Гавгамелах с оркестровым тутти, барабанным боем, ревом слонов. Панорамные пролеты. Полторы тысячи доблестных статистов массовки плюс тысячи их цифровых близнецов. Даже песчаная пыль превращается в живопись, когда размокает в красных пятнах крови.

Возможно, оттого, что действие частично протекает на территории нынешнего Ирака, зритель улавливает в идеологии фильма подозрительно знакомые нотки. Империя увлекается идеей насильно освобождать другие страны. «Ну почему персы такие злые?» — спрашивает «миролюбивый» завоеватель.

Плюс неточности, раздражающие историков: сражение в Индии для пущей красочности перенесено в джунгли. Нарушена последовательность событий. Обезжиренная правда факта под напором харизматичного Стоуна добровольно сдалась в плен иллюзии.

Главный консультант фильма — автор самой подробной биографии о полководце оксфордский профессор Робин Вэйн Фокс изо всех сил пытался примирить историю с буйством фантазии Стоуна. Но опытный тактик Стоун сделал кабинетному затворнику предложение, от которого невозможно отказаться, — возглавить кавалерию на съемочной площадке. Так скучное научное буквоедство было натурально растоптано кавалерией под руководством македонского офицера с лицом профессора Фокса — верного солдата армии Александра Великого.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera