Сюжеты

КАК Я ПОПАЛ В ПЕРЕПЛЕТ

<span class=anounce_title2a>БИБЛИОТЕКА</span>

Этот материал вышел в № 88 от 29 Ноября 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Лет десять назад считалось, что издавать книги — это все равно что печатать деньги. Когда мы начинали наш труд на этой благородной ниве, мне мой главный редактор так с восторгом и заявил: «Саня! Издавать книги — это все равно что деньги...

Лет десять назад считалось, что издавать книги — это все равно что печатать деньги. Когда мы начинали наш труд на этой благородной ниве, мне мой главный редактор так с восторгом и заявил: «Саня! Издавать книги — это все равно что деньги печатать!» — и принялись мы их издавать и печатать. С тех пор так и живем.

Конечно, существуют детективы, фантастика и школьные учебники — этакие нефтяные реки в издательском деле.

Мы же избрали не тот путь. Мы избрали путь трудный. Мы стали издавать литературоведение, мемуары, современную прозу, поэзию, философию, психологию и прочие изыски. А почему мы так поступили? А потому что мы люди свободные и издаем мы то, что хотим, что считаем нужным, и все для нее, все во имя нее — литературы.

Не правда ли, звучит?

Десять лет мы перебивались с хлеба на воду, пока наконец не додумались в промежутках между поэзией и мемуарами издавать рассказы самого меня, то есть всякое такое про подводников, тем паче что подводников в этой стране — хоть пруд пруди. Тут-то и стало хватать на проезд в метро, и теперь по утрам наш главный редактор уже не орал от голода.

Видите ли, нашему государству все равно: делаешь ты колбасу или книги — налоги примерно такие же.

Другое дело — Швеция. Там если ты издал книгу по литературоведению, то считается, что ты сработал на культуру, — и вот тебе послабление в налогах, дотации, субсидии.

А у нас, как уже говорилось, фигушки!

То есть культура у нас — это дело частное, и коммерческий риск государство с тобой не разделит.

В Швеции, если книжный магазин работает без прибыли, то и налоги с него не берут. Зайдешь в шведский магазин — покупателей никого, ни одного человека, только по нему слоняются продавцы, а уж они как рады, что ты к ним заглянул: бросаются к тебе, стараются помочь, подсказать.

У нас в книжных магазинах — народу полно, касса работает как заведенная, и продавцы какие-то особенно осоловелые — понятно, что страдают. Работает наш магазин, как мартен, а прибыль у него вся на налоги уходит.

Когда ввели для книжников НДС, то сделали его сразу же 20%. Чтобы заплатить это дело государству, книжные магазины повысили цену сначала ровно в два раза. Они заплатили-таки эти 20% государству в виде НДС, но остались без прибыли. Тогда они повысили цены на книги не в два раза, а в три, после чего на целый год книжный рынок рухнул.

Потом, примерно через годик, государство отменило 20% и ввело 10%, но рынок в себя так до сих пор и не пришел.

Да что мы все о налогах да о налогах. Лучше о книгах. Ведь это же здорово на самом-то деле: ты нашел автора, долго готовил рукопись, потом придумал обложку, выбрал бумагу, на которой будешь печатать, форзац, картон, все это закупил, привез в типографию, и она уже тебе все это отпечатала, потому что ты ей тоже заплатил.

Потом ты побежал обрадовать оптовика, потом он начал продавать, и вот уже какие-то деньги к тебе вернулись.

Всегда ли возвращаются деньги? Нет, не всегда. Лучше сказать, они почти никогда не возвращаются, если ты издаешь литературоведение, мемуары, поэзию, современную прозу, философию и психологию в этой стране.

Сейчас вы меня спросите: «А зачем вы издаете всю эту философию и литературоведение, прозу и поэзию, раз они так плохо продаются?»

И я вам отвечу: «Да, в общем-то, я и сам не знаю. Просто хочется иногда чего-то, дело-то частное…».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera