Сюжеты

БЫСТРО И ВЕРТИКАЛЬНО

<span class=anounce_title2a>ЦЕНА ЗАКОНА</span>

Этот материал вышел в № 90 от 06 Декабря 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Президент Путин, возможно, и не предвидел такого развития событий: предложенные им изменения в выборное законодательство не только нашли отклик у части населения в количестве как минимум двух третей депутатов Государственной Думы. Они были...

Президент Путин, возможно, и не предвидел такого развития событий: предложенные им изменения в выборное законодательство не только нашли отклик у части населения в количестве как минимум двух третей депутатов Государственной Думы. Они были подхвачены, творчески доработаны и трансформированы с завидным служебным рвением, после чего «президентский пакет» законопроектов оказался даже более жестким, чем предполагали его разработчики.

 

Тем не менее за одобрение документа, в корне меняющего политический климат государства, во втором чтении 1 декабря проголосовали 357 депутатов. Между первым и вторым чтением документ с официальным названием «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах формирования законодательных (представительных) и исполнительных органов власти в субъектах РФ» и в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» сам претерпел некоторые изменения. Их точное число — восемь. Именно восемь поправок из более чем 400 поступивших от депутатов, сенаторов и из 14 российских регионов были учтено дословно. Часть их даже можно признать несколько смягчающими суровую законодательную инициативу по фактическому назначению всех 89 глав регионов Кремлем.

Среди таковых — предоставленная законодателям в регионах возможность в течение 30 дней после вторичного отклонения кандидатуры, рекомендованной президентом, продолжать исполнять свои обязанности. За 30 дней президент должен разобраться, то ли ему в третий раз представлять своего кандидата, то ли назначить на срок до полугода временно исполняющего обязанности губернатора, то ли распустить региональных депутатов как желающих чего-то странного. Не выжидая тридцатидневного «карантина», распустить региональное Законодательное собрание президент сможет лишь после третьего отклонения представленной им кандидатуры.

Перед первым внесением кандидатуры потенциального губернатора на утверждение, как следует из текста еще одной поправки, президент должен проводить по этому вопросу предварительные консультации, чего ранее предусмотрено не было. Справедливости ради можно отметить, что в документе не указано, с кем именно нужно консультироваться главе государства — с правительством, партиями, депутатами или с кем-то еще на его усмотрение.

Процесс обсуждения таблиц отклоненных поправок в думском зале заседаний разделил парламентариев на два неравных лагеря. Что интересно: не по политическому принципу, а скорее по неким человеческим качествам или даже по гражданской позиции.

Так, против лишенной каких-либо критериев нормы о возможности отрешения губернаторов от должности «в связи с утратой доверия президента» высказались и независимые депутаты Владимир Рыжков и Оксана Дмитриева, и, например, представитель фракции «Родина» Сергей Бабурин. Бабурин счел, что негоже главам регионов быть в зависимости от того, в каком настроении проснулся президент — доверительном или совсем наоборот. Левый Решульский и независимый, но правый Рыжков, каждый со своей позиции, высказались за возможность выдвижения кандидатов в губернаторы политическими партиями.

Схожими оказались позиции ряда независимых депутатов и члена фракции «Единой России» Геннадия Гудкова, явно не желающего поступаться принципами ради сохранения внутрифракционного единства, по вопросу об изъятии из действующего законодательства нормы о двух допустимых сроках для губернаторов.

Глава думского Комитета по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин, отбивавший с трибуны все атаки на порученное комитету президентское детище, парировал: «Зато прописан механизм отзыва. И если новый президент, тот, который победит на выборах, увидит, что кто-то из губернаторов работает плохо, он в любой момент может его отозвать. Этот вопрос отдан на откуп президенту». Потом добавил: «И это правильно».

В заключительном выступлении от фракций коммунист Виктор Тюлькин назвал законопроект «холуяжем в ранге закона». Представитель «Родины» Сергей Бабурин — «законопроектом, опасным для России». Член ЛДПР Алексей Митрофанов счел законопроект полумерой, высказавшись за назначение губернаторов прямым указом президента. Фракция «Единой России» от комментариев воздержалась, а независимым слова не дали.

В итоге документ успешно прошел второе чтение: 357 — «за», 61 — «против», еще 4 воздержались.

Третье чтение, состоявшееся спустя два дня, выглядело скорее как простая формальность и также прошло «успешно». Нет сомнений в том, что президентский пакет легко и быстро пройдет через Совет Федерации, будет подписан президентом и отдан в печать. А поскольку закон вступит в силу со дня его официального опубликования, то новая политическая система заработает совсем скоро. Значит, один подарок к Новому году от власти всем российским избирателям уже есть.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera