СюжетыПолитика

ТРИ ДНЯ ДО РАЗГРАБЛЕНИЯ

ВЛАСТЬ И ЛЮДИ

Этот материал вышел в номере № 91 от 09 Декабря 2004 г.
Читать
ВоронежНа Северном рынке Воронежа есть хурма, виноград, мандарины и лимоны, а вот азербайджанцев нет. Я весь рынок прошел два раза.За что можно взять смуглого, если у него есть регистрация? Ой, мужчина, не смешите!Одна из женщин сказала:...

Воронеж

На Северном рынке Воронежа есть хурма, виноград, мандарины и лимоны, а вот азербайджанцев нет. Я весь рынок прошел два раза.

За что можно взять смуглого, если у него есть регистрация? Ой, мужчина, не смешите!

Одна из женщин сказала: «У меня муж — азербайджанец, он гражданин России уже пять лет, и прописка в паспорте у него пять лет в моей квартире, но ему на улицу выходить нельзя, никаких денег не хватит. На рынке он почти не появляется; товар привезет — и назад».

Сначала надо идти в ЖКО и там вместе с хозяином жилплощади отстоять в общей очереди. Потом в РОВД, там надо пройти четыре или пять кабинетов. Угрозыск, дактилоскопию и т.д. Бывает, застать обитателей этих кабинетов и за неделю не удается. Потом сам начальник РОВД или его зам принимает решение: зарегистрировать на такой-то срок. Или: возражаю — без объяснения причин.

Регистрироваться идут обычно законопослушные люди; преступники получают нужные документы другим путем. Законопослушных система выталкивает, и 80—90% лиц кавказской национальности, столкнувшись с российской системой регистрации, становятся нелегалами. Часть из них ищет и находит способы регистрацию все-таки получить, причем быстро и в тех же самых кабинетах.

Но с регистрацией или без нее кавказцы в России сегодня — дичь. По милицейской статистике, ведут они себя безобразно. Особенно те, у которых есть регистрация или даже российское гражданство. «Самые умные», которые не понимают, за что их терзает милиция, как правило, очень нехорошо ведут себя по отношению к милиционерам. Стоит тем только подойти к кавказцу, как он немедленно начинает:

а) громко выкрикивать нецензурную брань;

б) оказывать сопротивление органам при исполнении. Причем самый распространенный способ сопротивления почему-то попытка сорвать погоны с сотрудника милиции.

Понятно, что такое поведение не должно оставаться безнаказанным. Всем этим хулиганам грозит задержание на трое суток. А теперь у них вообще будет гореть земля под ногами.

Александр ЯГОДКИН, наш соб. корр.

Саратов

Больше всего «гостей города» возмутило не само повышение тарифов, а его неравномерность. «Все народы равны, и все должны быть дружны. И русские, и казахи, и украинцы должны платить одинаково!» — говорит лидер татарской общины Зуфар Хакимов. По его мнению, приезжих из Казани и татарских сел области выручает «славянская внешность», «а вот башкирам или азербайджанцам приходится туговато».

— Это пингвину кольцо на лапу вешают, чтобы проверить, где он плавает и что кушает. А меня, если я гражданин, проверять не надо, — говорит Зуфар Хамсигалиевич. — В СССР никто паспорта не спрашивал, а чем ближе к демократии, тем больше бумаг надо с собой носить. Пока заводы стоят, государство думает за счет штрафов прожить. Разве бизнес встанет на ноги, если милиционер даже на рынок не пускает!

Оформление официальной регистрации, по словам очевидцев, затягивается на две-три недели и практически никогда легальным образом не заканчивается. То есть любой приезжий заранее обречен нарушить закон.

Неофициальные «тарифы» более известны: от 1 до 3 тысяч в зависимости от яркости национальной внешности и настроения сержанта. Отсутствие гражданства усугубляет вину. Дешевле всего «забыть» паспорт дома — в таком случае можно отделаться двумя сотнями рублей.

Самые русскоязычные россияне, прописанные в соседней деревне, оказываются самыми бесправными. Специальных организаций, которые поддерживали бы иногородних, в Саратове нет. Сколько жителей глубинки работает в областном центре, никто не считал. Но только в редакции областной газеты таковых почти четверть.

Надежда АНДРЕЕВА, наш соб. корр.

Ростов-на-Дону

Возможно, с увеличением размера штрафов в 27 раз у милиционеров появится стимул искать нарушителей регистрационных правил. На этот случай знакомый азербайджанец, торгующий в овощной палатке по соседству, дал ценный совет: если у вас не в порядке документы, всегда носите с собой «полтинник» — обычно этого хватает, чтобы откупиться от бдительного милицейского патруля. Ну а если сержанты попадутся вредные, придется расстаться с сотней. Главное, чтобы патрульно-постовой службе и участковым не установили норму «отлова» нарушителей.

Если «план по иногородним» установят, то на наших мирных улицах вполне могут начаться облавы. В последний раз Ростов такое видел шестьдесят лет назад, во время немецкой оккупации…

Анна ЛЕБЕДЕВА, наш соб. корр.

Санкт-Петербург

Приезжих-иностранцев регистрируют в районных ОВИРах (которые, в отличие от Москвы, у нас еще не упразднены).

Единовременно на территории города и области находятся примерно 14—18 тысяч человек с официально оформленной регистрацией; еще несколько тысяч, по косвенным оценкам, — с так называемой «альтернативной регистрацией» (оформляющейся через разного рода агентства). При этом количество приезжих, находящихся на берегах Невы вовсе без регистрации либо с липовым («нарисованным») штампом, то есть нелегально, исчисляется, по разной информации, 100—150 тысячами.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА

ПРИМЕРНЫЕ СУММЫ ОТСТУПНОГО ЗА ОТСУТСТВИЕ РЕГИСТРАЦИИ (РУБ.)

ГРАЖДАНЕ РОССИИ

Славяне - 100

Неславяне (южная внешность), но не кавказцы - 300—500

Кавказцы и выходцы из прилегающих к Кавказу регионов (кроме чеченцев) - 1000

Чеченцы - 3000

НЕГРАЖДАНЕ РОССИИ

Ближнее зарубежье:

Славяне - 1500

Кавказцы, азиаты - 500—2000

Дальнее зарубежье:

В зависимости от страны - 3000 — 5000

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow