СюжетыПолитика

ВАМ ПАКЕТ

ТУПИКИ СНГ

Этот материал вышел в номере № 91 от 09 Декабря 2004 г.
Читать
«Она наша новая княгиня Ольга!!!» — кричала женщина, глядя на Тимошенко, выступающую со сцены на майдане. «Юля опять волосы распустила…» — усмехались киевские журналистки, глядя, как Тимошенко в коридоре рады целует в щеку коллег по...

«Она наша новая княгиня Ольга!!!» — кричала женщина, глядя на Тимошенко, выступающую со сцены на майдане. «Юля опять волосы распустила…» — усмехались киевские журналистки, глядя, как Тимошенко в коридоре рады целует в щеку коллег по революции. «Юльку и Ющенко — на нары!.. Афганцы с нами!» — голосил в четверг ведущий «правительственного концерта» в Донецке (хорошо ему: он был далеко от «Юльки»). «Мороз встал и вышел, Юля! Мороз встал и вышел после твоего выступления!» — нарочито громко шептал ей депутат Порошенко после ее реплики на погоджувальнi радi* во вторник вечером.

Оранжевая революция не могла начаться без Тимошенко; без нее, видимо, и не закончится. В минувшие дни она активно саботировала переговоры об «изменении конституции на условиях старой власти»…

Но на этот раз у железной Юли ничего не получилось. Вчера Верховная рада подписала поправки в конституцию, ограничивающие полномочия нового президента Украины (возможно, Ющенко)…

В понедельник в Киеве вновь работали европейские президенты, видные дипломаты и Борис Грызлов. Это был уже третий раунд переговоров.

Ян Кубиш, Хавьер Солана, Александр Квасьневский, Валдас Адамкус, спикер Верховной рады Владимир Литвин, Кучма, Янукович, Ющенко и Борис Грызлов собирались (в разном составе) то в загородной резиденции Кучмы в Конча-Заспе, то в Верховной раде, то в соседнем Мариинском дворце.

В раде сидели с 19.10 до 19.58. Разговор в Мариинском закончился около двух часов ночи, тем не менее стороны ни к чему не пришли (это выяснилось во вторник в Верховной раде).

Но понедельник все равно назвали уникальным днем в истории оранжевой революции. В понедельник Владимир Путин заявил, что будет работать с любым законно избранным президентом Украины, и при этом впервые не поздравил Виктора Януковича. Раздосадованный Виктор Федорович (в довершение всех бед в понедельник от него ушло его доверенное лицо в ЦИКе Степан Гавриш) выступил в своем центральном штабе в кинотеатре «Зоряний» с яркой речью. Янукович выразил глубокое удовлетворение, что наконец-то избавился «от случайных людей и трусов». И высказался насчет прогнившей западной системы «прозрачных выборов» (миссия наблюдателей ОБСЕ как раз заявила о необходимости изменения закона о выборах президента).

— На 26 декабря назначили не выборы, — сказал Янукович. — Это попытка заставить капитулировать целый народ огромной страны! Я хотел сделать для всей Украины экономическое чудо — такое же, как и на Донбассе, но смычка старой власти с административным ресурсом…

И т.д.

Во вторник депутаты рады переговаривались о «пакетном соглашении»** с девяти утра до позднего вечера. Но диалога не получилось. Оппозиция отказывалась голосовать все проекты в пакете.

После 14.30 во второй раз за день собрали согласительную раду. Пришли представители различных фракций: Нестор Шуфрич, Юлий Иоффе, Петр Порошенко, Петр Симоненко, Виктор Пензеник и пр.

Одной из первых вошла Тимошенко.

— Кто был у президента, расскажите, что происходило, — улыбаясь, она села в центр овального стола, прямо напротив спикера Литвина.

Все стали наперебой рассказывать. «Был там Фёдорович. Предлагали ему подписать заявление. Он сказал: «Я все сделал по закону: ушел в отпуск». У Юлии Владимировны на лице выразилось недовольство. Отставка правительства Януковича — главное требование оппозиции после победы в Верховном суде. «Ну что, Кучму — геть!» — попытался успокоить ее коллега по фракции Анатолий Матвиенко. Юлия Владимировна звонко засмеялась.

— Я уже получил письмо президента об отставке ЦИКа, — объявил Литвин. — Хочу вас обрадовать: за исключением председателя все остальные остались… — усмехнулся, а затем предложил «уважаемым депутатам не шутить, а принять весь пакет законов». — И если мы не примем решение об изменении закона о выборах президента сейчас, то не примем до следующих выборов 2009 года…

Затем возникла небольшая перепалка между лидером коммунистов Симоненко и представителями «Нашей Украины»: коммунист и ющенковцы не могли договориться, как голосовать, — «пакетно» или «по частям». А Тимошенко смеялась в ладошку, когда говорил лидер коммунистов (товарищ Симоненко — очень серьезный политик). Петр Симоненко говорил, что «так мы голосовать не будем. У нас тогда все нормы будут разорваны». Перед уходом Литвин сказал:

— Христом-богом прошу вас: давайте проголосуем эту конституцию! Новый президент ее десять раз сменит. При таком кредите доверия народа. Вынесет на всенародное обсуждение — да и все.

В 15.30 депутаты покинули зал совещаний и спустились на пленарное заседание. Казалось, обо всем договорились, все проблемы решены. Юлия Тимошенко сказала: «Ну хорошо, все предложения в рабочем порядке». Петр Порошенко («Наша Украина»), когда почти все разошлись, бросил через стол конструктивное предложение Нестору Шуфричу (СДПУ (о):

— Дай пару голосов!

— Давай тогда голосовать пакет, — ответил невозмутимый Шуфрич.

— Молодой человек, выйдите, пожалуйста, — сказал охранник, не дав мне дослушать продолжение диалога между оппозицией и пропрезидентским депутатом.


В перерыве мне удалось поговорить с первым президентом Украины Леонидом Макаровичем Кравчуком. От Леонида Макаровича исходила какая-то теплая энергия домашнего борща с пампушками. Казалось, что ему глубоко неприятна сама мысль о политических склоках и подковерной борьбе. Казалось, что он думает только о демократии. Казалось, что Леонид Макарович сейчас найдет в кулуарах нескольких противоборствующих депутатов, обнимет их и скажет: «Ребята, давайте жить по демократии!».

— Надо, чтобы Янукович сам подал в отставку, — мягким голосом убеждал Кравчук сербского (кажется, сербского) журналиста. — Его тоже можно понять. Его же хотят унизить этой отставкой…

— Скажите, а мог быть силовой вариант решения революции? — спросил сербский журналист.

— Дней пять назад я видел вариант, близкий к силовому, — ответил Кравчук. — Но после решения Верховного суда я понял, что силового варианта не будет…

— А что случилось?

— Верховный суд.

— Ага… — записал журналист. Леонид Макарович завороженно склонился над его блокнотом. Он хотел чем-то помочь журналисту, но тот дописал фразу «Верховный суд» и попрощался.

— Скажите, Леонид Макарович, — спросил я первого президента Украины, не дожидаясь, пока он забудет о блокноте, — а правда ли, что Леонид Данилович Кучма на переговорах требовал предоставления гарантий личной безопасности?

— Ничего абсолютно он не требовал, — ответил Леонид Макарович, не меняя своего мягкого, умиротворяющего тона.

Такой ответ настораживал. Получается, Кучма — политический камикадзе. Тогда он может пойти на все в оставшиеся до выборов дни. А если он не камикадзе (люди, знающие его, говорят, что он не камикадзе), значит, он подготовил какие-то другие способы спасения. Я на всякий случай спросил у Кравчука, почему же Кучма не отставил премьера, но Кравчук, как и ожидалось, ответил, держась за рамки конституции:

— Потому что это не по закону. В законе написано, что нельзя отправлять в отставку кандидата в президенты.


Потом снова было заседание. И депутаты поднимались из буфета, чтобы перенести все на среду. И снова выступала Юлия Тимошенко:

— Если мы проголосуем в пакете, выборов президента не будет. Они просто любыми способами оттянут до 1 сентября 2005 года (??? — Ю.С.). И потом за счет больших денег, репрессий и незаконного влияния сделают свое большинство в парламенте и практически пролонгируют власть кланов. Я обращаюсь ко всем патриотам Украины: ни одного голоса за пакетное голосование не отдавать! А проголосовать сегодня за новый состав ЦИКа и за закон, который избавляет от фальсификаций. Я уверена, что Кучма это подпишет.

Но во вторник ничего не проголосовали. И решили, что все проголосуют в среду. И тогда же придет Кучма, который по просьбе спикера Литвина все сразу же и подпишет. И проголосовали за это 432 голосами. И рядовые члены фракций разъехались по домам. И все проехали мимо студентов, круглосуточно барабанящих по пустым бочкам у здания правительства, в котором окопался министр кабинета министров (завхоз) Толстоухов.

А лидеры фракций снова, третий раз за день, собрались на совещательную раду. Депутат Сушкевич попросил дать право голосовать инвалидам по открепительным талонам. Но открепительные талоны пугают оппозицию.

— Да у нас полстраны инвалидов, — сказал депутат Матвиенко.

— Два миллиона восемьсот тысяч, — поправил его депутат Сушкевич, уезжая на коляске из совещательной комнаты. — Посмотрите, я всем раздал предложения. Нужно дать людям право проголосовать. Я смогу прийти на выборы, но многие ведь не смогут…

И опять заговорили про пакет. И снова спикер Литвин попытался настроить депутатов «на созидание».

— Мы, как те молодые хлопцы: вечером все готовы сделать, любые решения принять, а утром все отменяем. (И засмеялся.)

— Я разговаривала с Виктором Андреевичем… — внезапно сказала Тимошенко. И депутаты прекратили разговоры между собой. — Я разговаривала с Виктором Андреевичем Ющенко и могу сказать: правительство в отставку не пошло. И мы этот пакет подписывать не будем.

— Уполномочил ли он вас выступать от нашей фракции «Наша Украина»? — спросил ее сидящий рядом Петр Порошенко.

— Я тоже ничего не слышал об этом! — добавил другой депутат «Нашей Украины» Виктор Пинзеник.

— Да, уполномочил! — ответила Тимошенко.

Тут Александр Мороз встал и вышел. Хотя его никто и не просил об этом. Всем показалось, что он обиделся.

— Фракция «Наша Украина» этого решения не принимала! — вдогонку Морозову выкрикнул Порошенко. А потом повернулся к Тимошенко и сказал ей: «Юля, шо ти робиш?!».

И теперь непонятно, будет ли Тимошенко новой княгиней Ольгой.

P.S. Автор благодарит Виктора Лисицкого, Владислава Беспалого и Ольгу Стрюк за помощь в подготовке материала.

  • Согласительный совет.

** Одновременно планировалось принять изменения в закон о выборах президента, в конституцию, в закон о местном самоуправлении, назначить новый состав ЦИКа.

КОММЕНТАРИИ СРЕДЫ

Юлия ТИМОШЕНКО:

— Я последовательно выступаю против каких-либо изменений в конституции, потому что они забирают все полномочия у президента, которого мы сейчас собираемся избрать. Если голосовать за изменения в конституции, тогда просто не нужно избирать президента. Он ничем не сможет помочь тем людям, которые сегодня вышли на площади… Он сможет только дарить цветы дипломатам. Я считаю, что тот, кто голосует за такую конституционную реформу, просто предает Украину. Потому что президент должен иметь право наводить порядок. Кроме того, этот законопроект не предусматривает возможность контроля за исполнительной веткой власти.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow