СюжетыПолитика

ПРОВИНЦИЯ ОТМЕНИТ ГОСТЕЛЕРАДИО

ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ

Этот материал вышел в номере № 91 от 09 Декабря 2004 г.
Читать
В интервью, опубликованном в № 87 «Новой», доктор филологических наук Сергей Муратов затронул тему общественного телевидения — как альтернативы коммерческому и государственному ТВ. О том, каким образом такое телевидение может возникнуть в...

В интервью, опубликованном в № 87 «Новой», доктор филологических наук Сергей Муратов затронул тему общественного телевидения — как альтернативы коммерческому и государственному ТВ. О том, каким образом такое телевидение может возникнуть в России, рассказал автор ныне действующего закона о СМИ Михаил ФЕДОТОВ, два года назад подготовивший законопроект «Об общественном теле- и радиовещании».

— Михаил Александрович, в России потихоньку начинают говорить о возможном возникновении общественного телевидения. Как скоро оно, на ваш взгляд, появится?

— Оно появится, сколько бы эту проблему ни замораживали. Просто потому, что оно является таким же необходимым элементом современного демократического государства, как парламент, выборы… Еще недавно мы обходились даже без частной собственности на квартиры, но рыночная экономика потребовала провести приватизацию жилого фонда. То же самое и с общественным ТВ. Впрочем, если страна пойдет по пути авторитаризма, то, естественно, общественному вещанию будет не место. Поэтому вопрос об общественном вещании можно рассматривать как важный индикатор политического тренда.

— А каковы перспективы вашего законопроекта об общественном ТВ?

— С 2002 года он лежит в Думе в долгом ящике, хотя на него есть заключение правительства и нет никаких формальных оснований для того, чтобы не начать его рассмотрение. Боюсь, что он еще долго будет находиться в таком плачевном положении. Однако поднятая проектом волна уже добралась до отдельных регионов. Думаю, общественное вещание сначала появится именно в регионах. И поможет ему в этом Фонд поддержки общественного телевидения, созданный при Союзе журналистов России. Я ездил на полгода в США изучать американское общественное вещание: там оно развивалось снизу вверх. Сначала местные станции появились в штатах, городах, университетах, в школьных округах, а затем они образовали единую сеть.

— В итоге появилась целая сеть — PBS, то есть Public Broadcasting Service.

— Да, но то же самое произошло и в сфере радио. Хотя у этих сетей нет общего центра: вы не можете в телевизоре включить канал PBS, его попросту не существует. Но в каждом городе, в каждом графстве вы можете найти несколько каналов общественного ТВ, каждый из которых показывает не только собственные передачи, но и подготовленные PBS или другими станциями сети.

— В отличие от Европы….

— Тот проект, который лежит в Думе, исходит как раз из европейской модели. Мы можем пойти и по этому пути. Во всей Европе сначала было государственное или полугосударственное телевидение, которое трансформировалось в общественное. Как правило, это были общенациональные каналы. Так появились Би-би-си, французские каналы TF-2 и TF-3, немецкие ZDF и ARD, итальянские, шведские, чешские и т.д. Все они создавались через разгосударствление ТВ.

— Критики вашего проекта минусом прежде всего называют введение абонентской платы за общественное ТВ — в размере 9 рублей.

— Это спекуляции людей, которые либо проект не читали, либо преднамеренно вводят общественность в заблуждение. В проекте абонентская плата установлена на таком минимальном уровне, что об этом разговаривать смешно. Это девять рублей в месяц с семьи, с одного домохозяйства. За ТВ-антенну мы платим в несколько раз больше. Другое дело, что коммерческие фирмы должны будут платить бо€льшие деньги. Но в этом есть логика: собственность обязывает.

Совершенно очевидно, что есть силы, которые не хотят лишиться возможности управлять ВГТРК в ручном режиме. Если мы посмотрим на структуру ВГТРК, то увидим, что она абсолютно автократична. Согласно уставу гендиректор ВГТРК назначается президентом РФ. Никакого отношения ни к парламенту, ни к каким-либо общественным структурам! Один президент назначает гендиректора, который дальше назначает всех своих сотрудников. Этого нет даже в РАО «ЕЭС», где все-таки есть совет директоров, есть рычаги влияния — как в любом акционерном обществе.

— Но ВГТРК еще не акционерное общество!

— И слава богу! Хотелось бы, чтобы ВГТРК стала общественным телевидением в соответствии с европейской традицией. Для этого у нас есть все. Нет только воли президента. Если Владимир Путин скажет: «хочу», оно появится в течение года.

— Ваш проект предполагает трансформацию государственного ТВ в общественное. Изменится вывеска, а что получит зритель?

— Общественное ТВ в отличие от государственного не находится в положении служебной собаки властей, облизывающей их руки и лающей на их оппонентов. Возьмите новый устав ВГТРК, утвержденный в феврале нынешнего года. Там ясно написано, что задача ВГТРК — информационно-аналитическое обеспечение внутренней и внешней политики государства, то есть президента и его правительства. Иными словами, государственное ТВ — это средство пропаганды, промывания мозгов, манипулирования нашим сознанием и поведением. А общественное ТВ во всем мире зависимо только от аудитории, от общества. Оно является инструментом диалога общества с самим собой.

В отличие же от коммерческого ТВ общественное не ориентировано исключительно на извлечение прибыли, на пресловутый рейтинг, от которого зависит уровень доходов от рекламы. Главная задача любого коммерческого вещателя — собирать максимальное число зрителей и скармливать им максимальное количество рекламных роликов. Коммерческому вещателю нет никакого дела до общества, до детей, стариков. Когда же государственное ТВ становится по сути еще и коммерческим (канал «Культура» представляет приятное исключение), то производимое им оболванивание народа приобретает масштабы национальной катастрофы. А общественное ТВ, например в США, вообще не размещает рекламу. Оно живет за счет бюджетных ассигнований, спонсорства, частных пожертвований. Конгресс США ежегодно выделяет на общественное вещание порядка 300 млн долларов, что составляет не более 15% требуемой суммы. Но местные станции общественного вещания — 784 радио- и 356 телевизионных — не ропщут, а собирают необходимые средства самостоятельно. Прежде всего — с помощью своих зрителей и слушателей.

— А в России сколько государство выделяет денег своему ТВ?

— На государственное телерадиовещание в 2003 году было выделено 11 млрд 763 млн рублей, а в 2004-м меньше — 9 млрд 952 млн рублей. Это связано с тем, что президентские выборы не вызывали никаких вопросов: было очевидно, что победит Владимир Путин. А вот на думских выборах все было не так очевидно, поэтому бюджет по сравнению с 2002 годом был сильно увеличен — на 2 млрд рублей.

— Это деньги, которые государство выделяет на все российское ТВ?

— На ВГТРК и только на ВГТРК. Чтобы понять, насколько обоснованны эти ассигнования, нужно знать структуру доходов и расходов этой государственной компании. Однако никаких официальных данных по этому вопросу мне пока так и не удалось получить.

— Видимо, это коммерческая тайна.

— Почему-то на Западе подобные сведения абсолютно открыты. Вся экономика крупнейших американских сетей общественного вещания PBS и NPR выложена на их сайтах в интернете вместе с перечнем всех крупнейших спонсоров и дарителей. Пожалуй, единственный документ, проливающий свет на реальную экономику нашего государственного телевидения, это справка Счетной палаты о проверке ВГТРК в 2000 году. Там можно найти интереснейшие данные. Как вам понравится, например, такая цитата: «Всего по комплексу за первое полугодие 2000 года финансирование текущих расходов в соответствии с бюджетными назначениями возросло по сравнению с 1999 годом в 9,5 раза, в том числе по головной организации ВГТРК — в 28 раз, по дочерним предприятиям — в 6,5 раза». Что у нас было в том «первом полугодии 2000 года»? Президентские выборы…

— А вам не кажется, что в ближайшем будущем ВГТРК может стать общественным вещателем?

— Я был бы счастлив: именно такая трансформация предполагается моим законопроектом.

— Известно о планах «Видео Интернешнл» прекратить продавать рекламу на каналах ВГТРК. Может, это связано с тем, что руководство рекламного монстра догадывается, что на ВГТРК может исчезнуть реклама?

— Если ВГТРК официально станет общественным вещателем, то важно будет проследить за тем, чтобы это не оказалось просто сменой вывески. Однажды мы сели в лужу с созданием общественного ТВ — ОРТ. Однако именовать государственно-олигархическую телекомпанию общественной значит попросту обманывать население. Сейчас ОРТ называется правильно — Первый канал.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow