Сюжеты

И ХОЧЕТСЯ, И НАТО

<span class=anounce_title2a>ТУПИКИ СНГ</span>

Этот материал вышел в № 93 от 20 Декабря 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Лидер «оранжевой революции» пока еще не одержал победу на выборах. Но Янукович может победить только чудом, а чудес в современной политике не бывает. Оставшийся без значительной доли административного ресурса, утративший монополию на...

Лидер «оранжевой революции» пока еще не одержал победу на выборах. Но Янукович может победить только чудом, а чудес в современной политике не бывает. Оставшийся без значительной доли административного ресурса, утративший монополию на поддержку СМИ, брошенный Кучмой Янукович может сегодня побороться только за достойный проигрыш, который позволил бы ему сохраниться в большой политике в качестве представителя родного региона.

 

Задача Ющенко намного масштабнее. Майдан будет не только поддерживать нового президента, он будет незримо давить, требуя от него системной трансформации Украины. Только в случае успеха реформ в Украине действительно состоится революция. Пока же речь идет о прелюдии, не более.

Публичное заявление миллионов о своей готовности поддержать преобразования — это очень много. Но, как свидетельствует опыт, без политической воли, умения, преданности делу и честности лидеров популярность идеи — не более чем шанс.

 

Парламент

У Ющенко есть максимум год на запуск трансформационного процесса. В сентябре 2005-го либо январе 2006 г. — в зависимости от некоторых деталей законотворческой деятельности — Украина станет парламентско-президентской республикой. Полномочия главы государства будут резко ограничены. Президент не превратится в английскую королеву, но лишится права выдвигать кандидатуру премьер-министра и, следовательно, не сможет так, как раньше, влиять на работу кабинета министров. В марте 2006 г. в Украине пройдут парламентские выборы. Новая рада будет избрана по партийным спискам с трехпроцентным проходным барьером, что позволит всем заинтересованным олигархическим группировкам сохранить свое представительство в парламенте и при необходимости саботировать работу и рады, и правительства. Убежденные сторонники Ющенко будут в этом парламенте составлять меньшинство хотя бы потому, что левые избиратели обяжут своих представителей стоять вне его команды.

С тактической точки зрения, на ближайший год перед Ющенко стоит триединая внутриполитическая задача. Во-первых, он должен научиться ладить с нынешней радой, поскольку иначе следующий, более сильный, парламент изначально не будет нацелен на сотрудничество с президентом. Во-вторых, ему необходимо найти общий язык с олигархами. Открытую войну со всеми экономическими магнатами Украины сразу администрация проиграет, а попытки выбирать фаворитов среди восточных кланов чреваты непредсказуемыми изменениями баланса сил. В-третьих, новой власти следует сделать все для того, чтобы не допустить углубления раскола между «новонаселенной» Украиной, то есть югом и востоком, и ее историческим ядром — центром и западом.

Со стратегической точки зрения, однако, все эти компромиссы должны быть достигнуты не за счет главной цели — реформ и продвижения вперед. В противном случае Ющенко рискует постепенно превратиться в Кучму, который достаточно успешно поддерживал внутреннюю стабильность на всех уровнях, но не смог создать для Украины перспективы качественного прорыва.

 

Олигархи и номенклатура

Однозначно ответить на вопрос о способности Ющенко соединить тактическую целесообразность со стратегическим императивом пока невозможно. С одной стороны, налицо целый ряд предпосылок для того, чтобы договориться. Антагонизма между Ющенко и большинством недонецких элит не существует. Иначе он не получил бы такой поддержки в Киеве, где за него голосовали члены семей высокой номенклатуры, а «эффективность» административного вмешательства в пользу Януковича по всей стране была бы гораздо более высокой. Иначе к Ющенко не побежало бы столько вчерашних представителей проправительственного большинства в раде, не ушел бы, явно не без консультаций со своими партнерами по бизнесу, с поста руководителя штаба Януковича днепропетровец Сергей Тигипко.

Видимо, готовы пойти на контакт и олигархи. Ющенко не собирается лишать их бизнеса. Ющенко попросит олигархов доплатить за собственность, полученную с помощью различных непрозрачных схем, но взамен он предложит им государственную помощь в продвижении экспорта, упрощение доступа к европейскому рынку по мере улучшения отношений с ЕС, а главное — отсутствие непропорционально пристального внимания со стороны правоохранительных органов. Альтернативой будет конфликт с государством. Даже донецкие подумают дважды, прежде чем отвергнуть такую сделку.

Население восточных регионов озабочено сегодня в основном двумя вещами — зарплатой, как «при Януковиче», и сохранением роли русского языка в культурном, образовательном, в какой-то степени — политическом пространстве Украины и в быту. Решение первого вопроса — производная от договоренности с олигархами. Что касается второго, то вряд ли Ющенко с учетом сегодняшней ситуации придет в голову проводить на востоке политику ускоренной украинизации. Постепенно же, по мере вступления в жизнь поколения, получившего образование в украиноязычной школе, острота восприятия языкового вопроса снизится.

С другой стороны, сегодняшняя номенклатура — а других управленцев у него нет — не слишком заинтересована в смене строя. Она не выступает против Ющенко до тех пор, пока он не покусится на привилегии чиновников, не начнет борьбу с коррупцией. Его собственная команда не едина, в ней неизбежны интриги в борьбе за влияние на лидера, противостояние радикального и более взвешенного подходов, либералов и национал-демократов.

Хуже всего, если «денежные мешки» Ющенко сочтут, что пришло их время, и все-таки попытаются переделить собственность в свою пользу, угрожая договоренностям с восточными группами. Неясно ни то, как сложатся отношения Ющенко с его премьером, ни даже имя этого человека. А ведь налаживание отношений между премьером и парламентом не менее, а более важно для преемственности экономического курса после 2006 г., чем между радой и президентом.

 

Встреча с Путиным

Официальная Москва, по всей вероятности, постарается осложнить Ющенко жизнь. Даже если не брать во внимание психологический момент (представьте себе после всего, что было, саммит Путин — Ющенко и его описание в прессе) — признание Ющенко «нормальным» лидером поставило бы под сомнение «правильность» модели преемственности власти на всем постсоветском пространстве, а успех реформ в Украине грозил бы реальным проведением границ политической Европы между Черниговом и Брянском, Луганском и Ростовом. Кроме того, двусторонняя повестка дня реально усложнится. Ющенко в согласии с лидерами украинского бизнеса будет добиваться формирования зоны свободной торговли, в целом не выгодной России, но уже вне всякого контекста единого экономического пространства, за политическое интеграционное содержимое которого Москва готова была платить.

Если Киев подаст заявку на вступление в НАТО, встанет вопрос о Севастополе. А есть еще разграничение морских пространств, демаркация границы, трубопровод Одесса — Броды и масса других вопросов, где с Ющенко будет договариваться труднее, чем с Кучмой.

Для Ющенко же, наоборот, Москва вполне может стать первым приоритетом уже потому, что для него диалог с Россией — это средство сцементировать страну, стать ближе восточным регионам. Поэтому не стоит удивляться, если первый зарубежный визит Ющенко-президент захочет нанести именно в Москву. Хотелось бы, чтобы его приняли, поскольку возврат к конфликтным отношениям с Украиной не может служить российским интересам.

 

США и Европа

Украина сегодня вошла в Европе в моду. Об «оранжевых» пишут даже таблоиды. Однако по мере того как люди уходят с майдана, на первый план вновь выходят факторы, которые предопределили восприятие европейскими бюрократами Украины как страны, не имеющей шансов на вступление в ЕС. Брюссель подтверждает, что видит в Украине соседа, друга, но не члена Союза. Украина не слишком важна для ЕС экономически, и ему не очень хочется лишний раз ссориться с Россией, в то время как на повестке дня стоят переваривание новых членов и включение таких гигантов, как Турция. Брюссель по-своему боится Ющенко, поскольку если реформы на Украине пойдут, настаивать на предоставлении перспективы членства Турции или Албании и одновременно отрицать таковую для Украины станет невозможным. Именно поэтому Европа никогда прямо не поддерживала на выборах коалицию «Сила народа». Сможет ли Ющенко заставить ЕС сменить нынешний подход «сначала реформы — потом посмотрим» на «сначала реформы — потом членство», покажет время.

В США Ющенко более популярен, и поэтому шансы на вступление Украины в НАТО, и до выборов серьезные, еще более возросли. Однако постановка этого вопроса сегодня скорее повредила бы, чем помогла Ющенко. Членство в альянсе популярно среди меньшинства населения, оно неприемлемо для восточных регионов да и для некоторых членов его коалиции, например, той же Юлии Тимошенко.

Кроме того, отношения между Киевом и Вашингтоном может ожидать охлаждение, если Ющенко решит вывести украинский воинский контингент из Ирака, что вполне вероятно. Впрочем, возможно, что именно в процессе торга вокруг присутствия в Ираке Киеву как раз и удастся нащупать те точки, от которых будет отталкиваться сначала натовская, а потом и в целом западная политика по отношению к Украине.

Украина, ее внутренняя и внешнеполитическая ситуация не могут измениться в одночасье. И все же после майдана невозможно отрицать, что в стране сильно стремление добиться изменений. И, возможно, оно станет для нового лидера Украины источником энергии, достаточным для преодоления вызовов, с которыми он столкнется.

 

Автор — руководитель программы «Россия — ЕС» Финского института международных отношений.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera