Сюжеты

БРОДИТ МОЛОДОЕ КИНО

<span class=anounce_title2a>КИНОБУДКА</span>

Этот материал вышел в № 93 от 20 Декабря 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

В Голливуде заведено так: сколь бы киноакадемики ни выказывали самостоятельности предпочтений, собственной непредсказуемости, именно «Золотой глобус» предлагает лоцманскую карту приоритетных направлений управляемого звездно-полосатого...

В Голливуде заведено так: сколь бы киноакадемики ни выказывали самостоятельности предпочтений, собственной непредсказуемости, именно «Золотой глобус» предлагает лоцманскую карту приоритетных направлений управляемого звездно-полосатого крейсера. Похоже, к подобному распределению ролей постепенно приходим и мы. Судя по результатам голосования отечественных киножурналистов, лист номинантов может стать шпаргалкой для академиков «добрососедских» киноакадемий «Ники» и «Золотого орла». Кроме того, подведение итогов — повод остановиться, оглянуться…

В прошлом году «Новая» провозгласила приход на авансцену кино поколения «03» — неведомых миру и собственной стране: Звягинцева, Мурадова, Германа-младшего, Сидорова, Хлебникова с Попогребским. «Неотложная помощь» их фестивальных авторских картин должна была вытянуть кино из пут кризиса и провозгласить на весь мир: «Смотрите нас, мы пришли!».

 

В этом сезоне дислокация сил незаметно переменилась. По ту сторону границы нас почти и не слышали. Зато здесь, дома, кинематограф, вытащенный за волосы, ощутил себя на плаву. Вспомнил о зрителе. И сказал ему доходчиво прямо с экрана Первого: «Иди и смотри!». Народ, послушный руководящей воле ТВ, повалил на «Ночной дозор». В фарватере раскрученного шлягера двинулась флотилия фильмов, рассчитывающих на любовь зрителя (другое дело, что расчет не всегда оправдывается).

В бой за зрителя пошли не старики — сдвинутые с насиженных мест «вечно молодых» Тодоровский, Чухрай, Месхиев, Машков. Мощное притяжение в прошлое в их ново-старых фильмах о главном — это ностальгия по большому стилю советского кинематографа. По времени, в котором устраивались всесоюзные премьеры в кинотеатре «Россия», а зритель исчислялся десятками миллионов. Ретростиль стал флагом кино 2004 года. Легко могу представить всесоюзную премьеру в «России» «72 метров», «Водителя для Веры», «Своих», «Папы», «Игр мотыльков». Неслучайно объективно лучшим актером года новой России (не кинотеатра — страны) становится актер старшего поколения решительно незалежной державы Богдан Ступка. При всей многогранности, внутренней противоречивости его персонажи и у Месхиева («Свои»), и у Чухрая («Водитель для Веры») — плоть от плоти «коммунистов», «председателей», «настоящих человеков». Любопытный момент: чуть ли не все командиры передового отряда кинематографа принадлежат к знаменитым династиям, укрепляющим славу советского — самого гуманного кинематографа мира. К каждой из фамилий можно прикладывать слово «младший»: Прошкин, Тодоровский, Месхиев, Чухрай, Герман. Может, из детства эта неукротимая тяга к мейнстриму «с человеческим лицом»?

 

«Золотой Овен» подчеркнул еще одну особенность нынешнего сезона — примерную равноценность работ, претендующих на звание «лучший», в отсутствие очевидного фильма-прорыва. Нажимая кнопку за одного номинанта, сожалеешь, что нельзя незаметно нажать две сразу. Мучителен выбор между Полиной Агуреевой (экранизация трифоновского «Долгого прощания») и Аллой Демидовой («Настройщик»), по праву претендующими на звание «Лучшая актриса года». И — вот чудо! — компьютер сочувственно показывает: голоса распределились поровну. Но и с большим преимуществом победившая Анну Михалкову Наталья Суркова в номинации «роль второго плана» ничуть не затмила высокой пробы роли партнерши-конкурентки. Я бы отметила особо весь многокрасочный актерский ансамбль «Своих». Выбирать между выдающимися операторскими работами Ирины Уральской («Время жатвы») и Сергея Мачильского («Свои») рука буквально не поднимается. И хотя перевес в два голоса в пользу Уральской — дань особой поэтичности ее работы во «Времени жатвы», мощный зачин «Своих» — рапид оглушительно внезапного захвата немцами наших — войдет в учебники операторского искусства.

В этом году впервые замечены и отмечены работы неигрового кино. (Тут мы обогнали американцев, которые не смогли поощрить нашумевший «Фаренгейт 9.11», по правилам Ассоциации иностранной прессы Голливуда подобной номинации не предусмотрено.) Лучшим документалистом справедливо назван Сергей Дворцевой за фильм «В темноте». Аниматором — Иван Максимов (фильм «Ветер вдоль берега» — свингующая пластическая импровизация на тему ветра). Иван поклонился и поблагодарил за то, что и аниматоров «наконец-то ввели в состав кинематографистов». Но, право же, уступившие «Ветру…» «Маленькая ночная симфония» и «Про раков» достойны возглавить наградной лист любого из международных форумов.

 

Категория «Дебют» противостоит тотальному наступлению мейнстрима, продолжая начатый поколением «03» поиск собственного языка, пластики, не боясь радикальных экспериментов. Дебютанты опасаются не столько ошибок, сколько натиска лакированного гламура, с одной стороны, и решительного «возвращения» в советское кино — с другой. В номинацию «Дебют» прорвались аж четыре картины (за скобками голосования осталась меланхолическая «Шиза», представленная на последнем Каннском фестивале). Александр Велединский в «Русском» продемонстрировал, что и ретро можно раскалить до точки кипения сегодняшнего дня. Не повезло фильму «Последний поезд» Алексея Германа-младшего. К прошлогоднему голосованию он опоздал, для нынешнего «пришел» слишком рано, его накрыла волна новизны фильмов коллег. В итоге критиками была поощрена картина «Время жатвы» — попытка воссоздать документ эпохи пластическими средствами.

Номинация «Дебют» оказалась не только главной интригой голосования, но и тем самым ключиком, приоткрывающим кинематографу «заветную дверцу» не в прошлое — в будущее. Здесь все живое — пусть шероховатое, но настоящее, пульсирующее, безоглядно исповедальное. И пока авторы окончательно не «замастерели», ждем очередных бросков в «чувственную реальность» — так Тарковский именовал кино.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera