Сюжеты

РАБОЧИЙ ДЕНЬ НАРОДНОГО АДВОКАТА МИЛОСЛАВСКОЙ. ОТ ЗВОНКА ДО ЗВОНКА

<span class=anounce_title2a>ВЛАСТЬ И ЛЮДИ</span>

Этот материал вышел в № 94 от 23 Декабря 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Милославская всем нужна. Мне от нее было нужно интервью. У нас было полчаса. А что за них успеешь? К тому же мы с Милославской встретились в кафе при консерватории (ей так было удобно. Она рядом преподает студентам журфака «Правовые основы...

Милославская всем нужна. Мне от нее было нужно интервью. У нас было полчаса. А что за них успеешь? К тому же мы с Милославской встретились в кафе при консерватории (ей так было удобно. Она рядом преподает студентам журфака «Правовые основы СМИ».) А поскольку в кафе, то Милославская еще выпила два «эспрессо», еще шейк «Эль Ниньо», еще творожную запеканку (так и питается на ходу) — и, конечно, звонки, звонки. У нее два мобильных телефона. Один, наверное, для личных звонков, а другой для правозащитных. Но люди звонят на оба. Не знакомые ей люди. Никому не знакомые люди. Люди без знакомств. То есть у людей есть, конечно, какие-то их знакомые, друзья, товарищи, сослуживцы, но это все не то. И кто-то через кого-то достает мобильный Милославской (личный или правозащитный). И вот только Милославская тянется, допустим, за шейком «Эль Ниньо»…

— Алло? Хочу получить узбекский паспорт и российский заграничный паспорт. Как можно это дело провернуть?

— Вы гражданин России?

— Да что вы?! Это крайние меры. Не собираюсь я, потому что я гражданин Узбекистана!

— Тогда при чем здесь российский паспорт?

— А у моего дяди именно так, в узбекском посольстве ему выдали русский «загран» — я тоже так хочу.

Племянник из Узбекистана съел слишком много времени… Помочь, конечно, не смогла. Весь разговор кто-то наверняка пытался дозвониться, но время потеряно.

(А есть, между прочим, простая методика определения важности звонка. Если звонит с мобильного, значит — острый случай.)

 

Милославская Дарья Игоревна. Ей 32 года, у нее 2 диплома, 4 места работы, рыжий кот Филимон и личный автомобиль. Кота она делит с любимой крестной мамой (известной актрисой Верой Васильевой) — потому что одна бы не потянула. А так можно распределять кота на время отпусков. Отпуск Дарья проводит за пределами страны. В стране не будет никакого отпуска. Ее телефоны звонят постоянно, а она не может их отключить. Даша — автор проекта и юрист-консультант «Горячей линии по правам человека». У нее две серьезные зависимости: одна — информационная. Она должна знать, что со всеми все хорошо, мир не рушится и все живы. А еще она говорит, что «подсела на нужность».

 

Следующий звонок по ДТП выливается в трехчасовую он-лайн-консультацию с периодичностью в 15 минут. Милиционеры не хотят регистрировать аварию, потому что хотят денег. Пострадавший названивает «народному адвокату» Милославской, информируя о каждой фазе конфликта. В итоге таких консультаций попавший в аварию гражданин вызвал милицейскую службу собственной безопасности (УСБ), а Милославская вызвала еще один наряд ГАИ. На этом консультация закончилась. Потом выяснилось, что успешно…

 

В школе она точно знала, кем станет — директором своей школы (№ 1241 на проспекте Вернадского — специальная французская школа). Ей обещала директор Лидия Сергеевна: «Дождусь тебя и передам пост из рук в руки». Поэтому Дарья Милославская закончила школу с медалью и пошла на филфак РУДН. Но Лидия Сергеевна умерла, не дождавшись преемницы. Дарья сменила направление. На четвертом курсе филфака поступила на вечернее отделение юрфака МГУ. Закончила оба факультета, защитила диссертацию на кафедре общего и русского языкознания РУДН по юридической терминологии. Сейчас преподает курс «Информационное право» и спецкурсы по языкознанию в РУДН, а на журфаке МГУ — «Право СМИ». Она собирает всю правозащитную информацию. Это очень скучно (может показаться). Собирать информацию — скучно. А делиться информацией (которая кого-то спасет) — это веселее.

«Представляете… Только недавно узнала. У водолазов пенсия начисляется в зависимости от глубины работ. Чем больше глубина, тем больше пенсия…». Зачем ей это? Чтобы однажды помочь водолазу, да. Смешно. А для нее в этом вся жизнь.

Недавно задала студентам работу: написать памятку для политика. Как надо и не надо употреблять слова и термины. Перед памяткой всем курсом разбирали по слову очередное выступление Путина. Основной вопрос к студентам: «Что имел в виду президент, говоря ту или иную фразу?». Надо было определить контекст и возможности толкования. Оказывается, с точки зрения лингвистов, речь президента можно толковать по-разному, в ней — сплошное многочтение. Вот, например, фраза: «Государство в опасности!». Что Путин имел в виду? Ведь у слова «государство» здесь несколько значений: власть, территория, народ. Большинство студентов решили, что президент подразумевал власть…

 

— Здравствуйте, горячая линия? У меня дедушка на руках настолько плох, что пора подумать о завещании. Как это сделать?

Дарья Милославская, конечно, не предполагает, насколько плох дедушка. Но это не важно. Главное — правильно ответить на вопрос. Объясняет, что надо вызвать нотариуса, учесть в завещании предпочтения дедушки: может быть, он хочет оставить квартиру одному, машину — другому, бриллианты — третьему. Вот все это и надо прописать в бумажке. Кроме того, важно, есть ли у дедушки наследники первой очереди, потому что иногда получить наследство по закону дешевле в плане налогов, чем по завещанию.

 

И такие звонки раздаются в каждом федеральном округе, ведь на каждый округ у «горячей линии» свой юрист несет крест круглосуточных горячих правовых консультаций. Сергей Бурмасов — на Северо-Западе, Инесса Тихонюк — на Юге, Алевтина Леснякова — в Поволжье, Анна Буркутбаева — на Урале, Анна Чурикова — в Сибири, Мария Пилилян — на Дальнем Востоке. Есть свой юрист и у Калининградской области — Анна Карпович, чтобы отделенные от нас границами россияне тоже чувствовали, что мы о них помним. Это удивительная команда неравнодушных людей и профессиональных юристов…

 

В воскресенье утром Милославской по одному из мобильных телефонов нахамили.

— Сколько с учетом монетизации будет иметь вдова участника ВОВ и боевых действий?

Такой рабочий был в общем-то вопрос. Но звонящий не понял разницу между участником боевых действий и участником ВОВ. В результате накричал на консультанта и бросил трубку.

Даша расстроена, потому что такие звонки — редкость. За полгода Милославской хамили только два раза.

 

У нее есть младшая сестра, мама и папа. Говорит, что родителям обязана всем — воспитанием, образованием, взглядами на жизнь и отношением к людям… Ее дни и ночи заняты чужими проблемами — пока жизнь складывается так…

Кстати, меняет колеса у машины она лично. Не потому что желающих нет, потому что может сама.. Очень любит водить машину и не любит, когда возят ее. Поклонников это повергает в шок. Может быть, даже унижает. Но ее вполне устраивает такая жизнь.

 

— Моему мужу суд назначил алименты, но я и мой ребенок ничего не получаем, отец числится неработающим…

Женщина жалуется на судебного исполнителя, Милославская дает пару советов, но добавляет, что дело почти безнадежное, наше законодательство — на стороне алиментщиков, потому что алименты зависят от белого дохода, который подчас невыгодно показывать ни работнику, ни работодателю.

 

Бывает, что люди работают в разных местах. Милославская работает сразу в четырех. Руководит юридической службой Института региональной прессы, ведет семинары по проектам «Открытой России», преподает в двух университетах и консультирует по «горячей линии».

«За полгода я поняла, как беззащитны люди. И даже если они отстаивают свои права, им часто не дают это сделать, вокруг них искусственно создан правовой вакуум. Поэтому мы и помогаем. Я втянулась и теперь вряд ли откажусь от этой работы. Человек звонит мне как минимум два раза: в первый раз, чтобы пожаловаться, а во второй раз — сказать «спасибо». Все у нас получилось».

 

Звонок от постоянного клиента. Незначительная проблема, но важно, чтобы его просто выслушали. В конце разговора просит у Дарьи Милославской адрес.

— Извините, у нас другая «горячая линия». Могу помочь, но только советом, — отвечает Даша.

 

P.S. Перед Новым годом Дарья Милославская и коллеги начали обзванивать некоторых людей, которых консультировали с июля. Надо спросить: как дела?

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera