Сюжеты

НА ГРАНИЦЕ КОДЕКС ХОДИТ ХМУРО

<span class=anounce_title2a>ЦЕНА ЗАКОНА</span>

Этот материал вышел в № 94 от 23 Декабря 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Какое наказание для предпринимателя может быть эффективнее крупного штрафа, конфискации товара или отзыва лицензии? Наверное, только лишение свободы. Но для этого его деятельность должна попадать под действие Уголовного кодекса. Все...

Какое наказание для предпринимателя может быть эффективнее крупного штрафа, конфискации товара или отзыва лицензии? Наверное, только лишение свободы. Но для этого его деятельность должна попадать под действие Уголовного кодекса. Все справедливо, только порой преступной оказывается деятельность, по существу таковой не являющаяся. Потому как многое еще в нашем законодательстве требует серьезной ревизии и приведения в соответствие со здравым смыслом.

Один из законов, противоречащих здравой логике и дающих корм коррупционерам, — это ч. 1 ст. 188 Уголовного кодекса, предусматривающая уголовное преследование и наказание лишением свободы сроком до 5 лет за «перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов». Это касается любых товаров народного потребления, причем действия, связанные с недозволенным ввозом и вывозом товаров, указанных в других частях этой статьи (наркотики, оружие, психотропные и т.д.), никаких вопросов не порождают.

 

С 1 января 2004 года российская таможня живет по новому кодексу.

Он заметно приближен к общепринятым международно-правовым стандартам, соответствует Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а также приведен в соответствие с требованиями ВТО, куда Россия готовится попасть в ближайшем будущем.

Кодекс предполагает значительное упрощение таможенных процедур в первую очередь для тех компаний, которые безоговорочно принимают предложенные государством правила игры и работают по «белым» схемам.

В чем выгода для импортеров, готовых принять такие условия игры? Компании, переходящие на «упрощенную» систему, могут хранить свои товары до их выпуска в обращение на собственных складах, а также проводить таможенное оформление на своих объектах, а не на таможне. Мало того, если импортер регулярно пересекает границу, то появляется возможность подавать одну периодическую таможенную декларацию на все товары, ввозимые или вывозимые за определенный период.

По оценкам представителей ГТК (ныне — Федеральная таможенная служба, ФТС), результаты введения нового кодекса видны уже сегодня: поток «серого» импорта существенно сократился.

Почему? Потому что новый Таможенный кодекс построен на концепции сотрудничества таможенных органов с экспортером, а не на мерах полицейско-запретительного характера. Напомним, что с 1 января 1997 г. действует 188-я статья УК, ужесточившая по сравнению с предыдущей 76-й статьей УК уголовную ответственность за преступления в таможенной сфере. Если 76-я статья предусматривала привлечение к уголовной ответственности за незаконный ввоз или вывоз определенных групп товаров (таких, как наркотики, оружие, взрывчатые вещества, ценности культуры), то ныне действующий Уголовный кодекс предусматривает ответственность за ввоз любых товаров в размерах, превышающих по стоимости 500 МРОТ. Между тем с 1997 года размеры черного и «серого» импорта не только не сократились, но на порядок увеличились. По разным оценкам, до 70% электронной техники и до 80% часов приходится на «серый» бизнес, то есть на сознательно заниженную стоимость товара при его перевозе через таможенную границу.

О чем это говорит? О том, что свою главную функцию — предотвращение массового незаконного ввоза товаров — эта статья не выполняет.

Здравый смысл подсказывает, что ввоз в Россию недостоверно декларированной мебели, которая оформлена как пиломатериалы, разумеется, приносит вред бюджету, но не представляет такой общественной опасности, как, скажем, перевоз через границу наркотиков, оружия массового поражения и т.п. Но за шалости с черным импортом можно схлопотать столько же, сколько за контрабанду наркотиков или радиоактивных веществ.

Однако, невзирая на эти ужасы, поток незаконного импорта до недавнего времени не ослабевал. За весь период действия закона за таможенные преступления по всем четырем частям статьи 188 было привлечено к уголовной ответственности 203 человека.

Обычная история: жестокость российских законов компенсируется необязательностью их соблюдения.

Как с этим бороться? Первый шаг уже сделан. ФТС от концепции исключительно репрессивной переходит к концепции сотрудничества с перевозчиками.

Второй шаг — это гуманизация уголовного законодательства. Пора уже привести наш Уголовный кодекс в соответствие с законодательством развитых стран. Это особенно актуально на фоне тех усилий, которые сейчас предпринимаются для вступления России в ВТО. Часть первая статьи 188 УК только мешает таможенникам работать, вынуждая их избегать оформления тех правонарушений, которые могут подвести перевозчика под эту статью. К тому же создаются условия для коррупции.

И, наконец, третий шаг. Нужно расширить сферу борьбы с левым импортом.

Необходимо сотрудничество с производителем. Производители товаров объективно не заинтересованы в «параллельных» поставках их товаров, поскольку это разрушает систему дистрибуции. Пожалуй, самым мощным лекарством от «параллельных» поставок является открытие производства в России. По этому пути, например, пошел немецкий автопроизводитель BMW. В 1999 году компания создала в России собственную сбытовую структуру и самостоятельно занялась импортом. Чтобы защититься от «параллельных» поставок, она открыла в Калининграде завод «Автотор».

Наконец, пора координировать работу служб, занятых контролем над розничной сетью и деятельностью ФТС. Единая информационная система этих органов помогла бы отслеживать незаконные схемы и цепочки от ввоза товара до его открытого появления в розничной сети.

Борьба с этим злом не допускает упрощенных решений типа унтерпришибеевского «держать и не пущать».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera