СюжетыПолитика

СЛИСКА ВКЛИНИЛАСЬ, А У ТЮЛЬКИНА НЕПРИЯТНОСТИ

ЦЕНА ЗАКОНА

Этот материал вышел в номере № 05 от 24 Января 2005 г.
Читать
Акции протеста против введения в действие федерального закона о монетизации льгот частично переместились в здание Госдумы — в пятницу там началась голодовка нескольких депутатов. Серия первая. Пятничное обсуждение в Думе скандального...

Акции протеста против введения в действие федерального закона о монетизации льгот частично переместились в здание Госдумы — в пятницу там началась голодовка нескольких депутатов.

Серия первая. Пятничное обсуждение в Думе скандального закона и связанного с ним проекта постановления Госдумы началось с предложения депутатов от «Родины» и КПРФ освободить от должности нескольких председателей комитетов и троих вице-спикеров, курировавших законопроект: Вячеслава Володина, Олега Морозова и Любовь Слиску. Затем поступило предложение в срочном порядке пригласить на обсуждение премьера Фрадкова. И еще: внести на рассмотрение альтернативный проект постановления от оппозиции в пику «Единой России». Его, естественно, не поддержали.

Серия вторая. Началась с выступления главы думского Комитета по труду Андрея Исаева. Вначале Исаев шел строго по тексту единоросского проекта постановления, но позже появились и новшества. Так, он предложил сместить акценты с вины регионов на «отсутствие координации между исполнительной властью всех уровней», зацепив, таким образом, и правительство. Затем слово дали двум министрам — министру труда Михаилу Зурабову и главе Минфина Алексею Кудрину. Каждому — по 10 минут.

Заметно волновавшийся Зурабов начал с того, что поименовал спикера Борисом Всеволодовичем (отчество Грызлова — Вячеславович. — Прим. ред.), а затем озвучил благостные показатели: 14 250 тысяч человек уже получили денежные выплаты за январь, 64 тысячи уже получили льготные путевки. А ветеранам Великой Отечественной и вовсе обеспечена райская жизнь, так как с учетом всех выплат — включая льготные — средняя пенсия этой категории граждан составит 7,2—7,3 тысячи рублей. Затем Зурабов немножко покаялся, признав, что «по самонадеянности мы рассчитывали, что субъекты вовремя проведут анализ ситуации и найдут выход».

Алексей Кудрин выглядел более спокойным, все отчества произносил правильно и много говорил о задаче сделать денежные потоки адресными путем введения монетизации льгот. «Сегодня истоки вопросов — в исполнении закона 122, а не в самом законе», — заверил Кудрин присутствующих.

Серия третья. Задать вопросы министрам записались 80 парламентариев. Особенно нападали на Зурабова, который говорил столь эмоционально, что спикер Грызлов даже призвал его к порядку. «С чего вы взяли, что себестоимость проездного составляет 770 рублей? С чего? Вы хотите знать себестоимость — вы ужаснетесь!» — горячился Зурабов.

Впрочем, и вопросы задавались не менее эмоционально. Так, депутат Олег Малышкин заявил, что «они там (в регионах) все должны бегать, задрав задницы, выполняя закон». А депутат Затулин поинтересовался у министров, не подали ли те еще в отставку.

Неожиданно вклинилась и Любовь Слиска, поинтересовавшаяся, кто ответит за провал введения закона о монетизации льгот в регионах и в правительстве. К слову: она оказалась, пожалуй, единственной из единороссов, кто, комментируя происходящее, не исключил возможности корректировки не только механизмов реализации закона, но и собственно его положений. Правда, комментировала Слиска раздраженно, а на вопрос о лично ее дальнейших действиях ответила: «Через четыре года — на пенсию».

Антракт. В перерыве Алексей Кудрин попросту сбежал от представителей прессы, скрывшись в помещении фракции «Единая Россия». Михаил Зурабов кулуарно общался с депутатами, убеждавшими его назвать конкретные сроки исправления ситуации. Итогом переговоров стало решение отправить депутатско-министерский десант в Нижний Новгород и на примере этого региона посмотреть, какая же из двух сторон более близка к истине в своей оценке ситуации.

Представитель «Родины» вице-спикер Сергей Бабурин эпатировал окружающих заявлениями о том, что «если в этом парламенте не могут даже обсуждать проблемы, мы будем обсуждать их на улице со студентами и пенсионерами» (см. стенограмму на стр. 3: на Совете Думы, в узком кругу, г-н Бабурин рассуждал иначе). А на столе депутата Локтя красовалась табличка «Сбор подписей в поддержку отставки правительства».

Серия четвертая. По возвращении в зал заседаний недосчитались министров. «Я тоже удивлен», — прокомментировал недостачу Грызлов. Министры вскоре появились. Начались выступления представителей фракций — независимым депутатам, по сложившейся традиции, слова не предоставили.

Коммунисты настаивали на отставке правительства, обещая в противном случае «способствовать еще более организованным выступлениям по всей стране».

Единоросс Олег Морозов, голосовавший вместе с фракцией за принятие закона о монетизации льгот, тоже охотно переводил стрелки на правительство. Но отставки не предлагал. «Нет, господа министры, — заявил он, — так легко, как хочет оппозиция, вы от нас не отделаетесь! Вы лучше научитесь считать деньги и работать с регионами». После чего сообщил, что уж кто-кто, а фракция «Единой России» заставит правительство выполнять законы.

Серия пятая. Радикальнее всех к вопросу подошла часть фракции «Родина». Выступающий Дмитрий Рогозин заявил, что проплачивает акции протеста по стране не кто иной, как сам Алексей Кудрин, ратующий за небольшое повышение пенсий, которое якобы и должно разрядить ситуацию. «Вы хотите видеть того, кто организовывает митинги? Мы дадим вам зеркало», — адресовался Рогозин к Кудрину.

Родинцы потребовали введения моратория на скандальный закон и отставки правительства. «До тех пор пока наши требования не выполнены, мы объявляем бессрочную голодовку», — огорошил присутствующих Рогозин, после чего члены фракции дружно покинули зал.

Как выяснилось чуть позже, голодать пожелали не все родинцы, а лишь пятеро — сам Рогозин и его коллеги Маркелов, Харченко, Денисов и Савельев. Голодающие разместились в рабочем кабинете Рогозина, где уже через час появились надувные кровати (Рогозину — пошире, остальным — поуже), хорошее белье и стратегические запасы минеральной воды «Ессентуки» и «Черноголовка».

Серия шестая. Около двух часов ушло у поредевшего депутатского корпуса на обсуждение поправок к проекту постановления Думы. Итогом обсуждения стали небольшие коррективы думских рекомендаций и большая неприятность лично для депутата Виктора Тюлькина.

Неприятности депутату Тюлькину обеспечила его фраза о том, что члены фракции «Единая Россия» поступают, как и президент, который «уже второй срок играет роль труса, ни с кем ни разу не скрестив оружия». На защиту президента грудью встал член ЛДПР Алексей Митрофанов, предложивший лишить Тюлькина слова. А депутат Геннадий Кулик заявил, что «три с половиной часа в прямом эфире президент отвечал на такие вопросы… Хотел сказать слово на «з», но скажу — заковыристые…». После пассажа Кулика и выступления Митрофанова оставшиеся в зале народные избранники проголосовали и лишили Тюлькина права выступать — на месяц.

…А проект постановления стал постановлением Государственной Думы.

P.S. Из разговора двух депутатов-единороссов после окончания семичасового сериала: «В моем регионе, как назло, выступают и выступают… Эти… пенсионеры…» — «Поедешь туда?» — «Поеду, а куда деваться?» — «Что делать будешь?» — «Да выплаты начнутся, они и успокоятся…».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow