СюжетыПолитика

Александр МОРОЗ: ЛЮБОЙ ОТКАТ ЮЩЕНКО ВЫЗОВЕТ НАШ ОТПОР

ТУПИКИ СНГ

Этот материал вышел в номере № 05 от 24 Января 2005 г.
Читать
Александр МОРОЗ — один из вероятных претендентов на пост премьер-министра Украины. Накануне инаугурации президента республики «самый профессиональный украинский оппозиционер», как принято называть лидера Социалистической партии Украины,...

Александр МОРОЗ — один из вероятных претендентов на пост премьер-министра Украины. Накануне инаугурации президента республики «самый профессиональный украинский оппозиционер», как принято называть лидера Социалистической партии Украины, отвечает на вопросы «Новой».

— Возможен ли ваш переход в оппозицию новому президенту?

— Наша партия перед вторым туром выборов подписала с Ющенко соглашение, куда мы внесли несколько положений нашей программы: мораторий на продажу земли, вывод войск из Ирака, политическая реформа, использование европейской модели управления, гарантия прав человека и т.д. Что-то уже прошло через парламент, и фракция Ющенко голосовала так, как мы договаривались.

При формировании правительства мы исходим из того, чтобы в нем не было лоббистов донецкого, днепропетровского, киевского кланов и представителей Кучмы на ведущих постах, иначе мы потеряем Украину.

Кроме того, надо иметь в виду, что сегодня из лагеря Кучмы многие перебежали на сторону Ющенко. Этих людей знают граждане Украины, должен знать их и Ющенко. Он должен быть требовательным. Это одно из существенных условий политики нового президента. Ющенко создал рабочую группу, я, кстати, вхожу в ее состав, для того чтобы подготовить предложения по кадровым вопросам. Я надеюсь, что они будут отвечать тем принципам, о которых я говорил. Если же наша позиция не будет учитываться, то мы можем занять и оппозиционную нишу.

Далее речь идет о доведении до суда некоторых резонансных дел, которые на слуху у людей: это убийства Черновила, Гонгадзе, Гетьмана. Если этого не будет сделано, то, естественно, и доверия к власти не будет.

— Политическая реформа в Украине — это надолго или будет так, как сказал спикер парламента Владимир Литвин: «Прошу, проголосуйте, новый президент все десять раз поменяет!»?

— Ничего он не поменяет. Если будет какое-то движение в сторону ревизии договоренностей, то с нашей стороны инициаторы пересмотра получат жесткий и хорошо организованный отпор.

— Только с вашей?

— Наверное, не только с моей, но с моей особенно. Я убежден, что реформирование системы власти необходимо нашему государству, нашим гражданам, и любые действия в угоду «доброму царю» — просто издевательство над логикой общественного развития.

— Как изменятся российско-украинские отношения после прихода Ющенко к власти?

— Думаю, единственное, что изменится, так это прозрачность отношений. Они должны быть абсолютно понятны гражданам двух стран. Ющенко — прагматик, финансист, человек, который знает макроэкономику, он должен сознавать, что только добрые отношения с Россией гарантируют независимое развитие Украины и ее движение в Европу в новом качестве.

— Что конкретно было непрозрачным при Кучме и что может стать прозрачным при Ющенко?

— Например, подписание договора в Днепропетровске в 2001 году об использовании нефтепровода Одесса — Броды. Как используется транзитная нефтепроводная сеть? Россия обеспокоена нестабильным отношением украинской власти к этому вопросу и пытается тянуть трубу в обход Украины — через Белоруссию и Прибалтику. Стоит ли Москве этим заниматься? Может, дешевле наладить нормальные отношения и снять эту проблему в целом? То есть речь идет о конкретных, прозрачных решениях.

— Когда украинский контингент будет выведен из Ирака?

— Мы должны немедленно это сделать. Проведя это решение через парламент, мы существенно облегчили задачу Ющенко. Хотя значительная часть его фракции не голосовала «за». Ющенко сможет ссылаться на решение рады, мотивируя свои шаги, подтверждая намерения, которые он не раз провозглашал в ходе президентской кампании.

Думаю, что в течение полугода вывод украинского контингента из Ирака состоится.

— Сейчас много говорят об экспорте оранжевой революции, называют и страны, где она в каком-то виде возможна: Молдавия, Киргизия, Казахстан, даже Белоруссия и Россия.

— В чистом виде никакого экспорта оранжевой революции не будет. Но процессы демократизации общественной жизни неизбежны для всех упомянутых стран. В какой форме они будут происходить — другое дело. Но это неизбежно, этого не надо бояться, это надо поддерживать тем политикам, которые считают себя прогрессивными. Я сам поддерживаю добрые отношения с оппозицией в Белоруссии, хорошо знаком с азербайджанскими оппозиционерами. Я убежден, что в любой стране оппозиция должна действовать активно, оказывать влияние на текущую политику и восприниматься правящими структурами как должное. Без этого не может быть демократии.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow