СюжетыКультура

КТО ШАГАЕТ ПО МОСКВЕ?

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Этот материал вышел в номере № 05 от 24 Января 2005 г.
Читать
Криминальный триллер «Приступить к ликвидации»В центре Москвы накануне Нового года прохожие глазели на очевидно снимающийся боевик. Из машин лихо вылетали бойцы ОМОНа в камуфляже, выбивали двери и окна, выводили людей на улицу. «Брали» не...

Криминальный триллер «Приступить к ликвидации»

В центре Москвы накануне Нового года прохожие глазели на очевидно снимающийся боевик. Из машин лихо вылетали бойцы ОМОНа в камуфляже, выбивали двери и окна, выводили людей на улицу. «Брали» не банду и даже не очередных жертв из «ЮКОСа», а сотрудников киновидеоцентра «Дом Ханжонкова-Москва». Кинофотодокументы, афиши, архив сваливались в общую груду. Разгром в центре Москвы инициирован Управлением делами президента, на балансе которого находится дом и которое установило кинотеатру со зрительным залом в 500 мест арендную плату порядка одного миллиона долларов в год.

Раз кинотеатр (показывающий отечественное кино, основной контингент зрителей — пенсионеры и студенты) не готов стать миллионером-донором — следует его по-нашему, по-бригадному, ликвидировать.

Уничтожают не кинотеатр — историю кино, историю Москвы. Ведь заложенный Ханжонковым в 1913 году электротеатр «Пегас» был самым популярным в дореволюционной России, его стены помнят В. Холодную, И. Мозжухина, В. Старевича, П. Чардынина…

Самое циничное то, что на месте кинотеатра первые чиновники страны вознамерились построить элитный ресторан с уже раскрученным названием «Дом Ханжонкова».

Трагифарс «Гараж»

Вялая 12-летняя тяжба между СК России и Киноцентром завершилась экстренной продажей 32% акций Киноцентра, принадлежащих СК России, за $6 млн. Из $3 млн, полученных в первом транше, планируется выплатить некий долг в $700 000 банку «Никос» — деньги, выданные, по словам Н. Михалкова, под его же честное слово. Остальные $2,3 млн разместят в одном из банков. По словам руководства СК, надежном (не в «Никосе» ли?), с целью тратить проценты на социальные нужды. Оставшиеся $3 млн будут выплачены частями, последний транш — после выезда Музея кино из Киноцентра.

Против решения о продаже выступила лишь Гильдия киноведов и кинокритиков России. Хотя на спешном внеочередном пленуме правления не были представлены документы ни о сумме финансового долга СК банку «Никос», ни о том, как потрачены эти деньги, ни точная информация о структурах, приобретших акции…

В подобной, покрытой пеленой, ситуации возникает ряд наивных вопросов к руководству союза. Отчего проданы все акции, если много выгоднее часть их оставить за собой? Почему не был организован аукцион? Отчего сумму от продажи не вложить в недвижимость, а не в очередной «надежный» банк? Насколько защищен Музей кино в договоре о продаже? Зачем убыточное культурное предприятие новым крутым владельцам?

Последнее время мы наблюдаем заметное расхождение между прекраснодушием речей руководства союза и действительностью. Киноцентр Никита Сергеевич Михалков обещал отстоять… Дом отдыха в Красной Пахре продан с целью реконструировать Болшевский. Денег хватило в основном на котельную. Зато планируется выделить $70—80 тыс. на исследования возможности реконструкции Дома кино на Васильевской.

Этого больше всего и опасаются кинематографисты, даже сторонники Михалкова. Откроется ли он вновь после реконструкции, и пустят ли туда кинематографистов — еще один вопрос, непосредственно связанный с другим: быть или не быть вообще Союзу кинематографистов? Впрочем, нужен ли союз его руководителям, неизвестно. Уже готов «запасной аэродром» — Академия киноискусства.

Вообще ввод в игру «запасных игроков», верных сторонников, не смеющих «свое суждение иметь», — любимый вид спорта нынешних властителей дум СК.

Вместо «Ники» — академия, вместо оппозиционного Московского союза споро создается Московское отделение с телепродюсером Владиленом Арсеньевым во главе. Теперь вот бродят небеспочвенные слухи о создании комиссии по связям со СМИ, которая со временем легко вытеснит непомерно принципиальную Гильдию киноведов и кинокритиков.

Правление СК, большинство которого составляет «ближний круг» Никиты Сергеевича, на последнем заседании в разделе «разное» исключило из состава СК адвоката Островского, посмевшего подать в суд, доказывая нелегитимность итогов съезда, уволило с поста руководителя совета по работе с молодежью Елену Цыплакову (альтернативную кандидатуру на пост председателя союза). Теперь молодыми «руководит» Наталья Пьянкова, готовая порвать любого за стремительно «шагающего по Москве».

Кстати, по заведенной практике совет молодых ликвидирован, создана комиссия по работе с молодыми…

По мотивам «Вишневого сада»

Судьба Музея кино туманна, но шансы на выживание у детища Наума Клеймана есть. И сам он — фигура в мировом киносообществе уважаемая и значительная. И молодежь готова выйти на улицу в защиту музея. Да и руководителю СК Клейман может пользу принести — решается вопрос о строительстве дворца (для МКФ или для академии), и довод: дескать, там найдем место и для музея — совсем неслабый.

Но лес рубят… В данном случае «щепки» — библиотека СК и видеотека. Про них, «заколачивая» двери Киноцентра, забыли. Буквально как о Фирсе. Так про что же забыли кинематографисты?

Библиотека создана в 1934 году, фонд насчитывает 100 тысяч единиц, не считая монтажных листов, тематических папок, фото, периодики. Среди раритетов книги не только по кино, но и по религии, искусству, языкознанию. Причем фонды расписываются до сих пор энтузиастами вручную (компьютера здесь нет). В читальном зале — не только кинематографисты, но студенты и пенсионеры. В разные годы свои книги приносили в дар библиотеке выдающиеся деятели кино.

Жизнь библиотеки буквально висит на волоске. Все печально напоминает начало 90-х, когда из-за нехватки помещения была варварски уничтожена библиотека Госкино: люди с улицы приходили и забирали редкие книги…

Видеотека существует 17 лет. В основе собрания — мировая классика кино. Более двух тысяч зарубежных лент, примерно полторы тысячи советских фильмов. В коллекции есть фильмы, снятые в начале ХХ века. Плюс документальные картины и анимация.

В общем, самый настоящий «вишневый сад», который рубят с целью «продать под дачные участки».

Психологическая драма «Послесловие»

В общем, топор дровосека раздается уже неподалеку, Лопахины торжествуют. Потому и хочется задать последний вопрос деятелям культуры. Уже неинтересно: с кем вы? Просто: где вы? Ученики отцов-основателей — Пырьева, Ромма, Герасимова? Пламенные борцы за свободу, дети ХХ съезда? Когда останутся только «дачные участки» и ваших детей лишат возможности посетить Музей кино, кино- и видеотеку, встретиться в Доме кино, вы не сможете сказать: «Я в этом не участвовал».

Да и голосов тех, к кому еще прислушиваются, не слышно. Уважаемые Алексей Германович, Александр Николаевич, Марлен Мартынович, Вадим Юсупович, уж кому как не вам известно: когда уничтожают здания, остаются книги. Когда уничтожают книги — даже людей не останется.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow