Сюжеты

ЛЕСИН ДАВИТ НА ТРЕТЬЮ КНОПКУ

<span class=anounce_title2a>ТЕЛЕРЕВИЗОР</span>

Этот материал вышел в № 05 от 24 Января 2005 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

 

На прошлой неделе советник президента России Михаил Лесин высказался в том духе, что России не хватает специализированных телеканалов. «Уровень производства телепрограмм в России позволяет говорить о возможности создания, например,...

На прошлой неделе советник президента России Михаил Лесин высказался в том духе, что России не хватает специализированных телеканалов. «Уровень производства телепрограмм в России позволяет говорить о возможности создания, например, детского канала, где, помимо кинофильмов и мультфильмов, могли бы выходить оригинальные образовательные программы, — сказал он. — По-прежнему остается востребованной идея создания русского Си-эн-эн — полноценного информационного канала, который мог бы вещать не только на российскую, но и на зарубежную аудиторию». Не обошлось, конечно, и без ссылок на «развитые страны», которые идут «по пути создания специализированных каналов».

 

Впрочем, эта идея ненова и для российского телерынка. По пути специализации давно пошли и «Культура», и «Спорт» с 7ТВ, отчасти ТВ-3, демонстрирующий кинофильмы, не говоря уже о Муз-ТВ и МTV. Стремительный прорыв СТС в последние два года вряд ли произошел бы, если бы не жесткое позиционирование его как «первого развлекательного канала». Тот же Александр Роднянский, руководящий СТС, после приобретения его акционерами канала М1 говорит и о желании создать некий «женский канал». В России уже существует даже «русский Bloomberg» — бизнес-канал РБК.

Так что предложения советника президента отнюдь не новость. Новость в том, что на высоком уровне он поддержал двух людей — Олега Добродеева, гендиректора ВГТРК, не первый год выступающего с идеями русского Си-эн-эн, и Сергея Васильева, гендиректора той самой рекламной группы «Видео Интернешнл», непосредственное участие в создании которой принимал нынешний советник президента. Ведь именно Васильев заговорил о детском канале еще в октябре 2003 года: он считает, что к появлению «русского FoxKids» созданы экономические предпосылки.

Однако сенсация состоит в том, на какой частоте Лесин предлагает образовать подобные каналы. По его мнению, «социально значимый проект» можно создать на метровом потенциале «третьей кнопки», «которая провисает с точки зрения зрительского интереса». «В принципе для городского телеканала, которым, по сути, является ТВЦ, достаточно и кабельного, как это происходит во всех крупнейших мегаполисах», — говорит он.

Действительно, трудно признать конструкцию третьей кнопки рыночно успешной: на одной частоте вещают две разные компании. Чуть более трех часов по будням и около полутора часов по выходным выходят программы «Третьего канала» («Московия»), а в остальное время — ТВЦ, канала, принадлежащего московскому правительству. Такая ситуация позволяет руководству обеих компаний подвергать жесткой критике друг друга.

Недостаточно высокие рейтинги ТВЦ его президент Олег Попцов объясняет присутствием «вставной челюсти» («Московии»), а гендиректор «Третьего канала» Петр Толстой, обороняясь, сообщает о том, что лучшие рейтинги — как раз у его компании.

Рейтинги ТВЦ действительно оставляют желать лучшего. Среднемесячная доля канала (процент зрителей канала от общего числа телезрителей) среди россиян старше 18 лет, по данным TNS Gallup Media за прошлый год, колебалась от 2,4% до 3,3%. Среди всех крупных федеральных и сетевых вещателей это самые низкие рейтинги за исключением канала «Культура» (доля за прошлый год — от 2,2% до 2,7%). Данные же по Москве значительно благоприятнее — здесь ТВЦ обгоняет и «Культуру», и ТНТ, и даже REN TV. Доля канала в течение года варьировалась от 5,4 до 6,9%.

Однако вряд ли Лесин руководствуется только рыночными соображениями. Доля ТВ-6 во времена руководства им Евгения Киселева доходила даже до 16%, но это не помешало отключить вещание канала в январе 2002 года. Да и доля ТВС, пусть не столь высокая, как на ТВ-6 (но несопоставимая с долей ТВЦ), не стала препятствием и для его закрытия. При этом прорыва в рейтингах пришедший на смену ТВС канал «Спорт» не сделал. Впрочем, даже обеспокоенность рыночным положением канала вряд ли может быть делом сотрудника администрации президента, пусть даже и рыночника.

Демарш Лесина — это, конечно, не звонок по «Московии», это звонок по ТВЦ. И примечательно то, что Лесин не дает конкретного предложения о реструктуризации кнопки: он просто предлагает отобрать частоту у двух компаний в пользу какого-либо «социального проекта». И это далеко не первый звонок для канала.

Поначалу фигурировали слухи о закрытии программы Андрея Караулова. Позже Попцову пришлось уволить (неизвестно, насколько самостоятельно он принял это решение) одного из лучших ведущих Станислава Кучера, позволявшего себе критиковать федеральные власти. И, наконец, пошли слухи о возможной потере поста самим Попцовым, прекратившиеся, впрочем, пару месяцев назад после его утверждения акционерами на той же должности.

В этом контексте заслуживает внимания и тот факт, что комментарий в «Интерфаксе» — первое публичное высказывание бывшего министра со времени его назначения в администрацию президента. За эти девять месяцев Лесин выносил и донес до публики лишь одну идею — угрожающую существованию двух компаний.

Безусловно, решение о закрытии ТВЦ не во власти Лесина, он уже девять месяцев не работает «рубильником». И даже не в его власти отказать в продлении лицензии канала: советник президента оставил пост главы Федеральной конкурсной комиссии (ФКК), выдающей лицензии на вещание. Да и отношения с министром культуры Соколовым, возглавляющим сейчас ФКК, не заладились с самого его назначения. Комментарий Лесина — это пробный шар, проверка реакции незадолго до момента окончания обеих лицензий — ТВЦ и «Московии»: выданные 27 апреля 2000 года, они заканчивают действие 20 мая года нынешнего.

А что касается рыночных мотивов советника, то не покидает ощущение, что продавцом рекламы на третьем канале, осуществись его план, станет дружественная ему компания. На сегодня она контролирует 70% продаж всей телерекламы при объеме телерекламного рынка в 1 млрд 300 млн долларов в прошлом году. Это та компания, что продает рекламу на Первом, «России», СТС, REN TV, «Спорте», М1 и Euronews. Та, что продает сейчас и рекламу на ТВЦ в регионах, но московская реклама канала проходит не через ее руки, так же как и реклама «Московии».

Вряд ли главной причиной закрытия ТВ-6 и ТВС стало то, что их руководство отказалось от продажи московской рекламы через «Видео Интернешнл». Но политические решения об их закрытии удивительным образом привели к тому, что после их отключения именно «видаки» стали продавцами «шестой кнопки».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera