СюжетыОбщество

Виталий ГИНЗБУРГ: ХОЧУ, ЧТОБЫ И МОИ ПРАВНУКИ ЗАКОНЧИЛИ МГУ

НАШИ ДАТЫ

Этот материал вышел в номере № 05 от 24 Января 2005 г.
Читать
Академик ГИНЗБУРГ — один самых знаменитых выпускников Московского государственного университета. На физический факультет МГУ поступил в 1933 году, закончил учебу в 1938-м. Сегодня лауреат Нобелевской премии поздравляет на страницах «Новой»...

Академик ГИНЗБУРГ — один самых знаменитых выпускников Московского государственного университета. На физический факультет МГУ поступил в 1933 году, закончил учебу в 1938-м. Сегодня лауреат Нобелевской премии поздравляет на страницах «Новой» студентов и коллег из alma mater.

— Годы моей учебы — это совсем другая эпоха. Другие люди на физфаке, другие порядки. Уровень образования на физическом и механико-математическом факультетах МГУ в то время был очень высокий. В университете работали ученые с мировым именем. Например, наш наставник, замечательный физик Леонид Исаакович Мандельштам, Сергей Иванович Вавилов, будущий президент Академии наук страны, Игорь Евгеньевич Тамм, мой учитель. Не хватит места, чтобы перечислить всех. Ученые работали в Физическом институте Академии наук и преподавали в университете. Но было между тем некоторое число сволочей и мракобесов, которые портили всем жизнь. Шла борьба добра со злом. И в науке, и в жизни страны. Но общая атмосфера в самом университете была светлая.

Положение радикально изменилось с началом войны. Физический институт эвакуировали в Казань, корифеи науки уехали вместе с ним. А МГУ отправился в Ашхабад. Там власть взяла реакционная публика сталинского толка. Они уволили всех прогрессивных специалистов. Даже после возвращения в Москву профессор Тамм не был утвержден заведующим кафедрой теоретической физики. Период антагонизма физфака МГУ и Академии наук закончился только со смертью «великого вождя и учителя всех народов товарища Сталина» — в 1953 году. Тогда Игорь Курчатов и другие выдающиеся ученые устроили ревизию университета. Уволили наиболее отъявленных негодяев, пригласили прогрессивных ученых. Ситуация постепенно стабилизировалась. И сегодня сильная Академия наук и Московский университет работают в тесной связи.

Но мы не должны забывать о прошлом, иначе подойдем к новому ГУЛАГу, когда сажали невинных ученых и студентов, писали доносы и творили мракобесие.

— Сегодня в России стартует реформа высшего образования. Она затронет и Московский университет. Должно ли высшее образование стать полностью платным?

— Платно учить нужно только способных людей, чтобы неспособные не занимали их места и не прозябали за деньги из года в год ради бумажки об окончании Московского университета. Но в России есть много способной молодежи, особенно из провинции, которая платить за высшее образование не может. Таким ребятам нужно предоставлять государственную стипендию. Но и они должны иметь обязательства, чтобы по окончании учебы не говорить родному университету: «До свидания!». Талантливым, но бедным студентам нужно оформлять юридический контракт с МГУ. Например, по окончании они могли бы выплатить университету такую-то сумму в течение 5—10 лет. Или отработать по специальности в месте, указанном в контракте. Но в документе должно быть оговорено: молодой специалист обязан получить приличную зарплату, служебное жилье. Если же по месту работы не выполняются указанные в контракте обязательства, молодой выпускник МГУ свободен в выборе.

— В ходе реформ 90-х бедой российской науки и Московского университета стала «утечка мозгов». Как решить эту проблему?

— В любой стране существует это явление. Есть люди, стремящиеся повидать другие страны. Иное дело, когда человек бежит от голода. Нужно предоставить возможность молодым выпускникам МГУ на свою зарплату достойно содержать семью и заниматься наукой. А сегодня у молодых ученых очень низкая зарплата. Они бегают по трем работам и физически не могут заниматься научным творчеством. В США наука тоже развивается в университетах. Но там преподавательская нагрузка на ученого — 24 часа в неделю. Остальное время — занятия наукой. Если ты 4 или 6 часов в день преподаешь, можешь забыть о серьезных достижениях. Здесь корень вопроса! Вместе с тем, понимая трудности, с которыми сталкивается наша наука, я не могу согласиться с паническими криками о ее гибели.

Я приветствую коллег из МГУ от выпускников трех поколений. Я окончил физфак МГУ в 1938-м, моя единственная дочь Ирина окончила физфак МГУ в начале 60-х, а моя внучка Виктория окончила физфак в конце 80-х годов. Что касается правнучки Елизаветы и правнука Григория (они близнецы), то им только 4 года, и я могу лишь сказать, что хочу, чтобы и они окончили МГУ!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow