СюжетыОбщество

МЕНЬШЕ БИЗНЕС — МЕНЬШЕ ПРАВ

ОТДЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР

Этот материал вышел в номере № 13 от 21 Февраля 2005 г.
Читать
В любом классическом учебнике обязательно написано: «Малый бизнес — основа рыночной экономики». И в странах, которые Россия традиционно пытается догнать, развитие малого бизнеса — приоритет экономической политики государства. Ведь здоровая...

В любом классическом учебнике обязательно написано: «Малый бизнес — основа рыночной экономики». И в странах, которые Россия традиционно пытается догнать, развитие малого бизнеса — приоритет экономической политики государства. Ведь здоровая конкурентная среда невозможна без тысяч маленьких частных заводиков и миниатюрных компаний. И цены на большую часть потребительских товаров и услуг рождаются именно здесь — в сфере малого бизнеса. Собственно, это и есть рынок, который по определению должен быть разнообразным.

У нас, в России, все с точностью до наоборот — действуют в основном крупные компании, им достаются в монопольное владение самые привлекательные сегменты рынка, они и диктуют условия. Именно потому зарплаты — смешные, а цены — выше, чем в Европе. Однако исправлять ситуацию у чиновников нет никакого желания — малый бизнес для них «убыточен» с точки зрения откатов и взяток.

Но дело не только в коррупции, существует и политический аспект проблемы. Повышение независимости и удельного веса малого и среднего бизнеса прямо пропорционально росту числа людей, не зависящих от власти и бюджетных подачек. Малому бизнесу не нужна вертикаль, ему вообще желательно: чем меньше государства — тем лучше.

Потому и «заботится» чиновничество о предпринимателях беспрестанно, не покладая натруженных рук. Очередные и внеочередные перерегистрации, проверки (от сантехников до прокуроров), получение лицензий и тут же — их переоформление. Архитектурная планировка — и тут же перепланировка со сносом на последнее построенных ларьков. И даже борьба с терроризмом ударила по тем, кто продает нам товары повседневного спроса.

За доказательствами далеко ходить не надо — просто прогуляться у метро. Что мы и сделали — с целью выяснить: как поживает малый бизнес после введения «25-метровой» зоны у метро? Выяснилось: одни палатки как торговали, так и торгуют. Другие, по соседству, продают из спиртного лишь пиво. Третьи — вообще превратились в место ночлега бомжей.

Весь вопрос — в его цене?

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Бизнес на выселках

Федор КУНИН, управляющий бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей общественной организации «Опора России»:

— Когда появилось это постановление о 25-метровой зоне, префектурам административных округов города Москвы было поручено совместно с Москомархитектурой обеспечить подбор земельных участков для передачи их в порядке компенсации владельцам выводимых объектов.

Но механизм выведения торговых объектов из 25-метровой зоны от метрополитена определен не был.

Мы уверены, что недопустимо решать одну проблему путем создания другой, не менее сложной, — перемещение одних торговых объектов не должно ущемлять права других участников рынка. На наш взгляд, в порядке компенсации могут предоставляться только свободные земельные участки.

«Опора России» обратилась к начальнику управления по экономической безопасности правительства города Москвы г-ну Корсаку. Мы просим инициировать принятие дополнений в постановление правительства Москвы «Об упорядочении использования территории метрополитена…». Нам хотелось бы, чтобы эти дополнения касались разъяснения порядка выведения торговых объектов от метро. И, на наш взгляд, просто необходимо разъяснить органам исполнительной власти города Москвы, что ни это постановление, ни какое-нибудь другое ни в коей мере не могли служить причиной для незаконного ограничения прав предпринимателей.

ЭКСПЕРТИЗА

Закон на вылет

На сегодняшний день в российском законодательстве — как в региональном, так и в федеральном — существует достаточное количество нормативных и подзаконных актов, прямо или косвенно ограничивающих свободу малого предпринимательства.

По данным общероссийской общественной организации «Опора России», самые «неприятные» законы для бизнесменов — это ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и закон «О милиции», который предоставляет правоохранительным органам «неоправданные полномочия».

Забавно, но мешает бизнесменам и федеральный закон № 134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Казалось бы, разрабатывался он как раз ради защиты малого бизнеса, однако именно он предоставляет возможность чиновникам состригать с бизнесменов последнее путем многочисленных согласований.

В одной только Москве за последние полгода было принято как минимум десяток постановлений и распоряжений, которые могут негативно сказаться на положении малого бизнеса. Это — не только постановление правительства № 636 «Об упорядочении использования территории метрополитена и 25-метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена». С февраля, например, принадлежащим Москве гостиницам запрещено сдавать номера под офисы, однако в этом распоряжении ничего не говорится о том, куда деваться тем, кто приспособил эти площади под свой бизнес.

К таким же неоднозначным для малого бизнеса нормативным актам относится и столичный закон «Об учете печатей», который дает чиновникам право штрафовать предпринимателей «за недостаточность сведений», представленных в уполномоченные органы. И т.д. и т.п.

Александра МИРОНОВА

ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

Передвижники

Чиновники отнимают место у одних предпринимателей и отдают другим

Алла Владимировна Володькина открыла свое дело в 1998 году. Она приобрела так называемый тонар — палатку «на колесах», в которой продавала довольно стандартный набор: пиво, сигареты, соки, шоколадки… Все шесть лет ее «передвижной торговый объект» стоял на одном месте, на 1-й Хуторской улице на севере столицы. Место размещения палатки Алла Владимировна, естественно, согласовывала с городскими властями, и каждый раз ей выдавали новое разрешение.

Очередное разрешение на размещение палатки заканчивалось 1 ноября 2004 года. Однако в начале месяца из управы Савеловского района Алле Владимировне пришло уведомление об отказе в дальнейшем размещении автомагазина на Хуторской улице. Обосновано это решение было постановлением правительства Москвы № 636-ПП «Об упорядочении территории метрополитена и 25-метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена».

Казалось бы, это постановление правительства к Алле Владимировне не имеет никакого отношения. Вблизи ее тонара нет никаких станций метро. Однако в письме районной управы объяснялось, что участок на 1-й Хуторской улице предназначен для помещения торгового павильона, выводимого из двадцатипятиметровой зоны от станции метро «Дмитровская». Получается, что проблемы одних предпринимателей власти решают, создавая не меньшие проблемы другим. По каким критериям управы выбирают бизнесменов, которым они отдают предпочтение? Может быть, читатели смогут и сами ответить на этот вопрос.

Стоит, однако, помнить: реализуя постановление о «25-метровой зоне», власти нарушают другие нормативные акты. Согласно постановлению все того же городского правительства «Об очередных мерах по упорядочению работы и размещению объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы», при отсутствии нарушений в работе торговой точки управа района не вправе отказывать предпринимателю в переоформлении разрешения на новый срок. То есть без согласия самой Аллы Владимировны земельный участок, на котором находится ее автомагазин, управа не может передавать в аренду другому лицу.

Алла Владимировна, естественно, не согласна закрывать свою палатку. Предпринимательница вполне обоснованно считает требование управы освободить территорию, мягко говоря, неправомочным. Уже два месяца Алла Владимировна пишет письма во всевозможные инстанции, пытаясь пока решить дело без суда, потому что суд — это новые проблемы и новые затраты, которые доходы от ее маленького бизнеса вряд ли покроют. Однако пока навстречу предпринимательнице не пошел никто.

(Информация предоставлена общественной организацией «Опора России»)

Вывесками отмахаемся

Иван, менеджер магазина «Аудиовидеотехника»:

— Закон о вынесении торговых точек за 25 метров от метро нас не коснулся, хотя до метро-то от нас рукой подать. 1 октября мы закрылись на один день, а потом снова открылись. Хозяин все решил в управе, договорился, как обычно, и — никаких проблем. Правда, проверки приходили все время. Но у нас, несмотря на то что мы близко от метро, все документы были в порядке.

Я вообще так понимаю: этот закон о закрытии магазинов нужен не для того, чтобы не было терроризма, а просто чтобы властям было на Новый год чем поживиться.

С перерегистрацией, правда, проблемы были. Нам пришлось сменить название, и теперь мы совсем другая фирма. Хотя все осталось то же самое. Причем все же это очень аккуратно делается, но после этой перерегистрации, несмотря на то что у нас с выручкой все в порядке, зарплату хозяин задержал. Больше я вам ничего не могу сказать.

Вообще у малого бизнеса, я вам говорю, все в порядке. Давным-давно уже сложились определенные схемы, по которым мы работаем. Может быть, если бы не было этих постоянных постановлений — то есть новых проблем, которые стоят денег, — было бы легче, была бы больше прибыль. Меньше бы платили за аренду — и кассеты были бы дешевле… Но в конце концов люди и так покупают и фильмы, и музыку.

Александра МИРОНОВА

ЦЕНА ВОПРОСА

Три десятины взяток

В прошлом году «Новая» в рубрике «Бюджет народа» писала о многих частных предпринимателях, которые зарабатывали на жизнь, создавая те самые, необходимые людям дешевые товары и услуги. Все они обязательно делились с «крышами», причем в большинстве случаев «крышей» выступали представители властных структур.

Мы посчитали, сколько в среднем отстегивали наши герои властям, контролирующим частное предпринимательство. Получилось — около тридцати шести процентов от всех расходов бизнесменов.

Казалось бы, какое нам дело до этих взяток? Однако не стоит забывать, что конечная цена продукта зависит и от этого. То есть, если бы малому бизнесу не приходилось приплачивать властям, все товары на российском рынке стоили бы на тридцать шесть процентов дешевле.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow