СюжетыПолитика

НОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ДМИТРИЯ РОГОЗИНА

ВЛАСТЬ

Этот материал вышел в номере № 24 от 04 Апреля 2005 г.
Читать
В полку политических лидеров, партий и объединений, объявивших о намерении составить конкуренцию власти на грядущих парламентских и президентских выборах, — пополнение. О переходе в оппозицию объявил «спецназ президента» во главе с...

В полку политических лидеров, партий и объединений, объявивших о намерении составить конкуренцию власти на грядущих парламентских и президентских выборах, — пополнение. О переходе в оппозицию объявил «спецназ президента» во главе с Дмитрием Рогозиным.

Впрочем, лидер «Родины» уже давно предпринимал отчаянные попытки избавиться от имиджа «кремлевского проекта». Всю минувшую зиму Рогозин шумно критиковал Фрадкова и Грефа, обличал «Единую Россию» и, рискуя навлечь на себя неудовольствие кураторов из администрации президента, демонстративно голодал в собственном кабинете и даже ездил на митинги к Ющенко.

Тем не менее официальное объявление о разрыве с Кремлем случилось только 19 февраля: на совещании с руководителями региональных организаций «Родины» Рогозин назвал власть «идейным врагом, которого нет смысла уговаривать», и заявил о самороспуске «президентского спецназа». Однако ни лидеры коммунистов, ни представители либеральной оппозиции на заявление бывшего «спецназовца» пока не отреагировали. Слишком трудно поверить в самостоятельность политика, успевшего за последние пятнадцать лет засветиться в нескольких партиях и движениях.

Политическую карьеру выпускник журфака МГУ Дмитрий Рогозин начал в Комитете молодежных организаций при ЦК ВЛКСМ. Потом была «околополитическая тусовка» под руководством бывшего идеолога КПРФ Подберезкина, объединенная Конституционно-демократическая партия — Партия народной свободы, Российское народное собрание (РНС) и Союз возрождения России (СВР), который и учредил самый известный рогозинский бренд — Конгресс русских общин (КРО).

Кстати, в первой тройке КРО самому Рогозину места не нашлось: конгресс возглавили Скоков, Лебедь и Глазьев. Преодолеть пятипроцентный барьер тогда не удалось, так что в Думу Рогозин попал только в 1997-м — на довыборах по одному из воронежских округов.

Спустя год Рогозин приватизировал брошенную соратниками марку КРО и преподнес ее Лужкову. Так КРО стал одним из учредителей «Отечества». Но прямо перед выборами в Госдуму Рогозин с Лужковым рассорился. Есть основания предполагать, что его просто переманил Кремль, боровшийся с московским мэром не на жизнь, а на смерть. КРО на выборах снова провалился, но в своем округе Рогозин переизбрался. Теперь уже открыто ориентировавшийся на путинско-волошинский Кремль Рогозин стал одним из основателей группы «Народный депутат» и даже председателем думского Комитета по международным делам.

Ничем особенным он на этом посту не запомнился. Тем не менее прямо перед выборами 2003 года сотрудники администрации президента попытались сделать его новым лидером «Единой России» вместо надоевшего всем Беспалова. 10 февраля 2003 года Дмитрий Олегович срочно подал заявление о приеме в ЕР. На его имя был даже выписан партбилет № 73160568. Но, видимо, московский мэр не забыл недавнего отступничества и, как говорят, приложил все силы, чтобы заблокировать этот проект.

Пришлось кремлевским кураторам срочно трудоустраивать своего протеже. Новому проекту администрации — движению «Родина», затеянному для раскола электората КПФР, — не хватало раскрученного лидера, и Дмитрий Олегович оказался как нельзя кстати.

Надо отдать должное, крупной победы «Родины» не ожидал никто, так что 12 процентов, полученные блоком Глазьева — Рогозина, стали настоящей сенсацией и для самих «отцов-основателей», и для их кремлевских покровителей. Неожиданная удача настолько возбудила Сергея Глазьева, что он решил «нарушить конвенцию» и вопреки воле Кремля выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах. Администрация тогда показательно расправилась с отступником, причем самое активное участие в публичной порке бывшего товарища по партии принял, разумеется, Дмитрий Рогозин.

На фоне подобной политической карьеры, отмеченной скорее лояльностью, чем фрондой, нынешние заявления Дмитрия Олеговича выглядят по меньшей мере странно. Надежных союзников у Рогозина нет. У коммунистов все еще достаточно мощная избирательная база, и постоянно мечущийся Рогозин им вряд ли понадобится. В партию «Родина» не хочет вливаться даже соратник по фракции Бабурин со своей сувенирной «Народной волей». У либералов же и на «Родину», и на самого Дмитрия Олеговича настоящая идиосинкразия.

Остается лишь предположить: Дмитрий Олегович, скорее всего, получил от администрации президента новое задание. Кремлю всегда была нужна подконтрольная и управляемая оппозиция. А кто с этой ролью справится лучше, чем Рогозин?

Косвенным подтверждением этой версии может служить то обстоятельство, что вопреки сложившейся практике Кремль пока никак не отреагировал на заявления новоиспеченного «противника режима». Основные «игроки» в руководстве «Родины» — секретарь политсовета Скоков и председатель президиума партии и официальный спонсор Бабаков, в свое время быстро дистанцировавшиеся от опального Глазьева, — официально продолжают поддерживать Рогозина. А появившиеся во время скандальной голодовки утверждения некоторых СМИ о том, что акция была вызвана всего лишь попыткой Дмитрия Олеговича выбить у Кремля дополнительное финансирование, никто из руководства «Родины» пока не опроверг.

Кстати, через несколько дней после громких заявлений о «роспуске президентского спецназа» тот же Рогозин осторожно дал понять, что по-прежнему готов к сотрудничеству с властью. Так что пока есть все основания полагать: роман Дмитрия Олеговича с Кремлем не окончен. «Новая оппозиция» еще будет востребована кукловодами из администрации и в 2007-м, и в 2008 году…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow