СюжетыПолитика

БРЕМЯ СТАРОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ

ВЛАСТЬ

Этот материал вышел в номере № 38 от 30 Мая 2005 г.
Читать
Существование Российской партии пенсионеров всегда было связано с именем Сергея Атрошенко. Однако в январе 2004 года в организации произошла формальная смена лидера. Председателем РПП стал доселе мало кому известный в политике челябинский...

Существование Российской партии пенсионеров всегда было связано с именем Сергея Атрошенко. Однако в январе 2004 года в организации произошла формальная смена лидера. Председателем РПП стал доселе мало кому известный в политике челябинский бизнесмен Валерий Гартунг.

Любопытно, что Гартунг на тот период уже не являлся членом партии, и старожилы организации расценивают происшедшее не иначе как внутрипартийный переворот. На последующем затем 5-м съезде РПП в марте 2004 года новый председатель непосредственно познакомил соратников с особенностями своего руководства. Прежде всего на ключевые посты в организации в ультимативной форме были предложены близкие Гартунгу люди. Конфликт разгорелся при выборах председателя контрольно-ревизионной комиссии РПП. Гартунг предложил на этот пост Юрия Горбунова — разумеется, своего человека.

Большинству членов Центрального совета попытка В. Гартунга навязать своих людей на все ключевые посты не понравилась. Однако членов контрольно-ревизионной комиссии заперли на несколько часов в отдельном помещении. По всему выходило, что покинуть они его смогут только после утверждения Горбунова. Членам комиссии пришлось подчиниться.

Председателям региональных отделений было объявлено, что партия должна не только активно заниматься политикой, но и начать работать в интересах бизнеса ее руководителя. Те лидеры региональных отделений, которые попытались противостоять этому, тут же попали в черный список председателя, а 17 региональных отделений были ликвидированы. О партийной же деятельности новоявленный председатель забыл, как только пересел в депутатское кресло на Охотном Ряду.

Имущество и инфраструктура части региональных отделений были Гартунгом беззастенчиво проданы «заинтересованным лицам». Первым покупателем стала Уральская горно-металлургическая компания, которая приобрела 7 отделений (Алтайский край, Курганская область, Карачаево-Черкесия, Свердловская область, Оренбургская область, Республика Башкортостан, Кировская область).

Гартунг у истоков партии не стоял, пришел, как говорится, уже на все готовое. Даже в челябинской организации он появился, когда она была одной из наиболее мощных региональных ячеек в партии. Атрошенко, в свою очередь, признает, что в свое время сам способствовал возвышению Гартунга — импонировала его энергия, инициативность, но получилось, что пригрел у себя на груди предателя.

Любопытно, что с Сергеем Атрошенко мы беседовали в официальном штабе РПП на Сретенском бульваре, где, казалось бы, должна была размещаться резиденция нынешнего председателя. Но, видимо, Гартунгу сподручнее осуществлять оперативное руководство партией из здания Государственной Думы.

— Сергей Петрович, получается, что вы сейчас по-прежнему председатель партии.

— Получается так. И еще я по-прежнему председатель Московского регионального отделения. Видите, даже общаемся с вами в официальном партийном штабе — печати здесь, штандарты, бланки, заявления членов партии. Все необходимые атрибуты партийности. Меня никто официально не уведомил, что я смещен с поста председателя, должен передать документы. Никто не приезжает, не выходит на связь: дескать, Сергей Петрович, будьте добры, освободите помещение, передайте документы.

— Немногим более года назад председателем РПП стал Валерий Гартунг. Произошло это, несмотря на вашу очевидную оппозицию…

— Ну если в двух словах, то случился переворот, по-другому не скажешь. Ни в одной политической партии, наверное, такого нет, когда ее председателем становится человек, на тот момент исключенный из ее состава, я имею в виду Гартунга. Кроме того, смена в партии произошла, скажем так, по доброй воле Минюста, поскольку фактически у министерства не было оснований принимать документацию от авторов переворота в партии, ведь большинство предоставленных документов было сфальсифицировано. Причем это была вторая попытка «мятежников» — первая провалилась из-за отсутствия всей необходимой документации. Не разобравшись в ситуации, а возможно, сделав это сознательно, признав Гартунга председателем РПП, Минюст фактически спровоцировал существование двух параллельных структур.

— То есть ваше смещение с поста председателя фактически проводилось незаконно.

— Да, все действия, которые совершались нынешним руководством РПП, фактически можно назвать незаконными, потому что на момент совершения всех этих действий Гартунг фактически не являлся членом партии. Он был выведен из Центрального совета, а затем и из самого движения…

— А за что был исключен?

— За несоблюдение партийной дисциплины… За то, что не выполнял решения Центрального совета партии. На тот момент он был членом ЦК и возглавлял Челябинское отделение РПП. Стало очевидным, что Гартунг пытается прийти к руководству организацией, скажем так, не совсем честными методами — путем подкупа, внесения раскола в движение. На ЦС ему было сделано замечание о недопустимости таких действий, на что он ответил в том духе, что у него — свои законы. Я уже говорил в эфире «Эха Москвы», могу и вам повторить: видимо, он такими методами и заводы захватывал. Гартунг, кстати, подавал на меня в суд за это выступление. Но процесс выиграл я, что лишний раз подтверждает правоту моих слов.

— Но партийной деятельностью вы не занимаетесь?

— Нет, юридически Гартунг теперь председатель. Пусть руководит.

— А как прокомментируете утверждение Гартунга, будто он вам денег дал, чтобы вы покинули пост председателя РПП?

— Серьезно, он так сказал? Хм, обычно я ему денег давал. Причем на партийные нужды. Например, на избирательную кампанию в Челябинской области. Да он депутатом стал на наши деньги!

— Не переоцениваете вы опасность РПП для властей предержащих?

— Судите сами. По предыдущему избирательному закону мы преодолевали федеральный 5-процентный барьер в двух регионах. В местных законодательных органах власти РПП представлена в 11 регионах. Партия два раза участвовала в федеральных выборах — в 1999-м набрала около 2 процентов, на последних выборах — 3,2. Динамика налицо, узнаваемость есть, 400 тысяч членов, при этом никаких тебе олигархов, криминала, ангажированности и т.п. Подозрительно…

— И тут появляется «засланный казачок»…

— Скажем так, управляемый персонаж, которому тоже, видимо, что-то было обещано.

— Правду в суде не собираетесь отстаивать?

— Да нет. Предпочитаю оставить все, как есть.

— ..?

— Жизнь докажет нашу правоту и уже доказывает. Гартунга поперли из «Единой России», внутри РПП авторитет его тает на глазах. Земля горит под ногами у предателя.

— А почему, кстати, с партией власти у него не срослось?

— А он там всех достал. Нет, серьезно. Он же почти невменяемый человек, истерик с наполеоновскими амбициями. Совершенно неспособный к диалогу, разумным компромиссам. Как у политика у него нет будущего, так же как и у РПП нет будущего с таким лидером. Ему начхать на партию, ее проблемы, перспективы. Это типичный эгоист, провокатор, который использовал уже раскрученный бренд исключительно в личных корыстных целях. Он же президентом хочет стать.

— И каков теперь стратегический замысел Гартунга?

— Согласно новому закону о выборах, одномандатники приказали долго жить. Цель 225 одномандатников в нынешней Госдуме — в какую партию их пустят, именно пустят, а не возьмут. Поэтому там сейчас паника. То, что Гартунг нигде не уживется, — тоже факт. Предателей и провокаторов нигде не любят. С «ЕдРом» не получилось, значит, наверное, попытается убедить кого-то из тех 225 депутатов составить ему компанию в Партии пенсионеров. Другого выхода просто нет. Да и это не выход. Гартунг достаточно дискредитировал РПП, практически похоронил наше детище. Он превратил движение фактически в корпоративный клуб, где торгует округами, отделениями, членством в партии. Будущего у партии с Гартунгом нет. Щеки только надувает, один пиар сплошной, а в реальности партия гибнет, хаос там.

— Как, по-вашему, в идеале должна выглядеть РПП?

— Ответ заложен в названии партии. Она должна защищать интересы малообеспеченного населения, направить основные ресурсы страны на сокращение социального неравенства, снижения напряженности в обществе, идущей от растущего расслоения среди наших граждан. Бизнес никогда не будет социально ориентирован без соответствующего законодательства — зачем платить больше, когда можно платить меньше. Еще с середины 90-х годов мы работаем над усовершенствованием законодательства — пока единственной возможностью улучшить положение. Не всегда, правда, удается отстоять «авторские права». Например, законопроект о природной ренте практически слизан у нас «Родиной», Глазьевым.

— Что ж, вы с политикой теперь завязали?

— Ни в коем случае. У нас полно идей, которые, надеемся, в ближайшем будущем получат реальное воплощение.

— Карты не раскроете?

— Пока рано.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow