СюжетыОбщество

24 ТОСТА ЗА ПОБЕДУ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

Этот материал вышел в номере № 38 от 30 Мая 2005 г.
Читать
Когда я читал британские газеты мая 1945 года, освещавшие победу союзников над фашистской Германией, меня не оставляло ощущение того, какая уникальная возможность была упущена тогда Советским Союзом и Западом, чтобы наладить действительно...

Когда я читал британские газеты мая 1945 года, освещавшие победу союзников над фашистской Германией, меня не оставляло ощущение того, какая уникальная возможность была упущена тогда Советским Союзом и Западом, чтобы наладить действительно дружеские отношения по следам великой совместной победы над страшным врагом.

В первые дни после победы общее настроение на Западе, как никогда прежде, складывалось в пользу укрепления дружбы и взаимопонимания с СССР. Но, как это часто бывает, бывшие союзники очень скоро превратились в злейших врагов. Не берусь выяснять, кто был прав, а кто виноват. Вместо этого представляю вниманию читателей подборку материалов из британских газет, опубликованных в первые дни после подписания Соглашения о капитуляции Германии 8 мая 1945 года.

Вот что писал, например, московский корреспондент газеты «Таймс», сообщая о праздновании в Москве Дня Победы: «С крыши здания, находящегося рядом с Кремлем, была хорошо видна вся великолепная панорама празднования Победы в Москве. Сотни тысяч людей в то солнечное утро потоками стекались к центру города. Толпы заполнили проспект, тянущийся вдоль университета и Библиотеки имени Ленина к Москве-реке и превышающий шириной в два-три раза Уайтхол (широкая улица в центре Лондона. — Прим. А.Н.). Постепенно они заполнили и Красную площадь, где русский народ в течение предыдущих столетий собирался во времена больших праздников, тяжких невзгод, триумфов и тревог, чтобы услышать выступления своих лидеров… Это была упорядоченная, демократичная толпа, в которой перемешались генералы, солдаты, комиссары и рабочие, толпа, в которой было множество детей».

Корреспондент газеты «Дейли экспресс», оказавшись в самой гуще ликующих москвичей, писал: «Победа! — кричали люди. — Да здравствуют союзники!». Я устроился на крыше британского крытого автомобиля. На нашем капоте примостился майор Красной армии и пел песню «Типерери». Неподалеку три девушки лихо играли на балалайках, а еще три отплясывали заводной кавказский танец. Наша машина оказалась в тисках многолюдной толпы… У здания американского посольства огромная толпа приветствовала американцев до тех пор, пока на балконе не появился священник Кеннан, который обратился к ним с приветственным словом. Многие из людей выкрикивали лозунги на английском языке. Настоятель Кентерберийского собора махал с балкона гостиницы «Националь», и его приветствовали громкими криками одобрения».

Газета «Дейли миррор» под шутливым заголовком «Британец в Москве» поместила крупную фотографию, на которой толпа ликующих людей подбрасывала молодого британского офицера. Текст под фотографией гласил: «Ликующие жители Москвы вышли на улицы праздновать Победу. В это историческое утро 9 Мая они увидели британского майора. Тут-то все и произошло! «Да здравствует представитель доблестной армии союзников!» — закричали они. И начали подбрасывать его в воздух. Видно, такой у них в Москве старинный обычай».

Практически все британские газеты, вышедшие 10 мая (9 мая газеты по случаю праздника Победы не выходили), излагали послание короля Великобритании Георга VI Сталину, в котором, в частности, говорилось: «Я надеюсь, что наша дружба, сложившаяся на поле брани, будет характеризоваться еще большим пониманием и сотрудничеством наших двух народов в годы мира. Я приветствую ваши доблестные армию и флот, а также отдаю дань уважения стойкости советского народа, который своим упорством и великолепными достижениями внес такой важный вклад в победу Объединенных Наций».

Многие газеты сообщили о выступлении 8 мая британского премьер-министра Уинстона Черчилля, который, обращаясь ко всем британцам и поздравляя их с Великой Победой, сказал: «Сегодня мы, вероятно, будем в основном думать о нас самих. Но завтра мы должны отдать особую дань нашим русским друзьям, чье мужество на поле боя стало одним из главных вкладов в общую победу».

«Таймс» и другие газеты информировали о встрече супруги Уинстона Черчилля, находившейся в длительной поездке по СССР, с журналистами в британском посольстве в Москве, на которой она, в частности, сказала: «В том случае, если дружба между Советским Союзом и англоговорящими народами не будет продолжаться, расти и углубляться, нам не видать счастья в обозримом будущем. Под обозримым будущим я не имею в виду жизнь одного поколения, но жизни наших детей, внуков и правнуков».

«Дейли экспресс» сообщила о том, что в Кремле 10 мая был дан торжественный обед в честь супруги британского премьера, на котором жена Молотова вручила ей бриллиантовое кольцо. Газета привела слова Молотовой, которая сказала: «Я надеюсь, что этот бриллиант будет переливаться на протяжении многих лет и служить маяком для англо-советской дружбы».

Газета «Ивнинг стандард» в номере за 10 мая рассказала о том, как советские оккупационные власти в Германии проводят восстановление страны: «Русские военные власти в оккупированных германских городах придерживаются либеральной политики в отношении гражданского населения, а многие русские офицеры заявляют о своем неприятии идеи о перманентном массовом наказании немецкого народа. Германские люди по своей сути неплохие, сказал один русский полковник. Они были заражены вирусом фашизма, и я лично объясняю их фашистскую политику притеснениями, а также пропагандистской обработкой людей. И когда фашизм будет устранен, я не вижу повода для того, чтобы германцы не стали добропорядочной, честной нацией». «Ивнинг стандард» также писала: «В оккупированных городах немцам позволено избирать своих мэров, которые взаимодействуют с назначенными русскими военными властями, — замечает газета. — А в американском секторе немецкие мэры назначаются военными властями». В той же «Ивнинг стандард» в номере за 10 мая опубликована заметка из Берлина, в которой говорится: «Берлинцы ежедневно получают паек, включающий 500 граммов хлеба (это больше, чем получали многие люди в Москве зимой 1942 года), а также немного мяса, сахара, кофе и картофеля. Русские явно не хотят заниматься мщением по отношению к местному населению…».

«Ивнинг стандард» под заголовком «24 тоста» сообщила о банкете для союзников, устроенном советскими военными властями в зале, где было подписано соглашение о капитуляции Германии. По словам газеты, главнокомандующий советскими войсками маршал Г. Жуков «произнес 24 тоста за победу и мир, начав с тоста за маршала Сталина. Второй тост был за генерала Эйзенхауэра, а после 13-го или 14-го тоста, во время которых пились и водка, и шампанское, и коньяк, и красное вино, лишь выносливые русские могли следить за происходящим. Тосты произносились практически каждые пять минут или что-то близкое к этому».

Но на общем благодушном фоне газетных сообщений уже тогда прослеживались «первые ласточки» будущих острых разногласий в стане союзников, приведших в итоге к возникновению «холодной войны». В газетах неоднократно сообщалось, например, о серьезных спорах между союзниками по поводу будущего политического устройства в Польше и по поводу ареста советскими войсками 16 польских руководителей вооруженного подполья. Первым серьезным «залпом» по СССР можно, вероятно, считать редакционную статью, опубликованную 13 мая газетой «Обсервер». В ней, в частности, говорилось: «По одному вопросу за другим, в особенности в том, что касается Польши, Россия занимает свою, узкокорыстную позицию. Что же таится за таким подходом России? И почему ее поведение отличается такой резкостью, такой бесцеремонностью и такой скрытностью? Эти вопросы не следует отдавать извечным критикам России. Их стоит задать ей ее друзьям». Отмечая далее, что Советский Союз оправдывает свои действия тем, что пытается обеспечить свою безопасность и добиться того, чтобы к западу от его границ у власти находились дружественные ему режимы, «Обсервер» задается вопросом: а чего, собственно, опасается СССР? «Советский Союз, — пишет газета, — менее других стран должен бояться новой военной угрозы со стороны Германии… Даже если допустить, что она когда-нибудь восстановит свой военный потенциал, только действительно неосмотрительный будущий немецкий лидер решится повторить роковую ошибку Гитлера и напасть на необъятные просторы Советского Союза». Далее газета пишет: «Будет справедливо заметить, что в основе политики России, которая настаивает на создании буферной зоны ее влияния и действует в одностороннем порядке в этой области, таится глубокое подозрение, что в будущем Германия может действовать против нее уже не в одиночку. Более того, живы и ее прежние подозрения в отношении некоего реакционного западного альянса, нацеленного против нее. России по-прежнему очень трудно поверить, что капиталистические страны могут не удержаться от соблазна напасть на нее в будущем. Это недоверие и составляет одну из нынешних проблем. Другая сводится к тому, что под термином «демократия», который так часто упоминается в ялтинских соглашениях, Великобритания и Россия понимают разные вещи. Для Великобритании демократия означает систему, при которой правительство избирается народом и подотчетно этому народу, имеющему право критиковать его и создавать сколько угодно политических партий. Для России же демократия означает систему, в которой экономические интересы и право на образование гарантируются государством. Политические же свободы при этом важными не считаются».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow