СюжетыСпорт

СТАМБУЛ РИФМУЕТСЯ С ФУТБОЛОМ

СПОРТ

Этот материал вышел в номере № 38 от 30 Мая 2005 г.
Читать
Пятнадцатимиллионный Стамбул сошел с ума. Названия команд звучали повсюду. Каждый турок, видя перед собой европейца без символики встречающихся клубов, считал своим долгом спросить, за «Ливерпуль» или за «Милан» тот приехал болеть. Город...

Пятнадцатимиллионный Стамбул сошел с ума. Названия команд звучали повсюду. Каждый турок, видя перед собой европейца без символики встречающихся клубов, считал своим долгом спросить, за «Ливерпуль» или за «Милан» тот приехал болеть. Город жил матчем. Для англичан и итальянцев он — смысл жизни, для турок — забавная игра, в которой участвует каждый.

Даже в аэропорту сверху кабины таможенного досмотра значилась надпись: «Лига чемпионов». На трех языках — английском, турецком и… русском! Впрочем, это совсем не было лишним, ведь один только российский фан-клуб «Милана» делегировал в Стамбул десант в сорок человек. Российские фанаты «Ливерпуля» уступали оппонентам в организации, но не факт, что в количестве: в Стамбуле мне повстречались несколько групп российских поклонников «красных».

Были среди россиян и нейтральные любители футбола — болельщик ЦСКА с гордостью сообщил, что приехал просматривать будущего соперника армейцев в Суперкубке Европы.

Для того чтобы попасть на финал, надо было отправить заявку на официальный сайт УЕФА. Страждущих зрелища оказалось более пятнадцати тысяч, а билетов в продаже — 7500. Счастливчиков определила лотерея.

Во избежание эксцессов рейсы из Италии и Англии принимали разные аэропорты: фанаты «Милана» прилетали в Европу, а все рейсы из Англии приземлялись в аэропорту по ту сторону Босфора — в азиатской части Стамбула. Каково прилететь на финал Лиги чемпионов в Азию, изведали на себе сорок тысяч болельщиков «Ливерпуля». Каждой из команд было выделено по двадцать тысяч билетов, но это не смутило поклонников англичан.

— У нескольких тысяч фанатов действительно нет билетов, — рассказал мне Райан в футболке Луиса Гарсии. — Но мы не выигрывали Лигу чемпионов 21 год, и не прилететь на такой матч не может ни один настоящий болельщик «Ливерпуля», вне зависимости от того, раздобыл он билет на стадион или нет. Когда прозвучит финальный свисток, победу будем праздновать все вместе — и те, кто смотрел игру на стадионе, и те, кто в стамбульских пабах.

В доказательство своих слов Райан затянул песню «Мы лучшие болельщики в мире», которую тут же подхватил весь квартал. Это было за два дня до матча, а весь Стамбул уже кишел красными футболками с символикой «Ливерпуля». Места в барах завоевывались с боем.

В одном из баров в древнем районе Султанахмет за соседним столиком я обнаружил легенду «Ливерпуля» Иана РАША. Рядом с ним сидел Стив Морган, один из акционеров клуба.

— Я уверен, это будет великий матч, — сказал Раш. — От прогнозов воздержусь. Но у «Ливерпуля» есть отличная возможность завоевать пятый Кубок чемпионов и напомнить всему миру о величии нашего клуба. А потом побороться и еще за один титул — в матче за Суперкубок против ЦСКА. Честно говоря, финал Кубка УЕФА я не смотрел, как и прочие матчи с участием ЦСКА, поскольку розыгрыш Кубка УЕФА в этом году был малоинтересен.

Проходившие мимо фанаты «Ливерпуля» постоянно узнавали Раша, и несчастному валлийцу приходилось вставать для фотографирования каждую минуту. Когда Рашу протянули для автографа купюру в десять миллионов турецких лир, Иан под общий смех спрятал ее в карман.

В день матча в городе наконец появились итальянцы. На правах наследников Древнего Рима они оккупировали исторический центр Константинополя. От Святой Софии до Голубой мечети развивались флаги «Милана».

Чтобы попасть на площадь Таксим, главное место сбора фанатов «Ливерпуля», надо было пройти сады турецких ханов, переплыть на пароходе бухту Золотой Рог и проехать одну станцию на стамбульском метро. Проехать больше чем одну станцию нельзя было при всем желании — на ветке их всего две. Стамбульское метро состоит из трех линий, которые не пересекаются. Когда турки слышали про восемьдесят станций в московском метро, то не могли поверить в это, словно я рассказывал, что построил дачу на Юпитере.

По пешеходному кварталу в сторону Таксима англичане несли с собой упаковки пива, а некоторые — даже копии Кубка чемпионов, сделанные из картона и обмотанные фольгой.

Таксим наконец понял, что же такое Красная площадь. Некрасного цвета вокруг были только банки пива в руках поклонников «Ливерпуля». В едином порыве все пели знаменитые ливерпульские песни так, что хотелось навсегда забыть о нелепых скандированиях и надоедливых дудках на российских стадионах.

Невдалеке от апогея пиршества оставалось незамеченным место убийства двух фанатов «Лидса», которых зарезали фанаты из «Галатасарая» пять лет назад. Бара «Хан», ставшего местом действия этой потрясшей весь мир трагедии, уже не существует, но его расположение удалось установить по соседним заведениям, названия которых значились в газетных статьях пятилетней давности. Следующего с тех пор выезда англичан в Стамбул все ждали с тревогой — и первыми ехать выпало фанатам «Ливерпуля». К счастью, все прошло мирно…

Постепенно Красное море в Таксиме переходило в реку — фанаты садились в такси и бесплатные автобусы до стадиона «Ататюрк», расположенного на самом краю города. С трех сторон вокруг стадиона вообще нет никаких коммуникаций — пустая земля. Власти и построили стадион здесь в надежде, что вокруг него вырастет новый район.

Все автобусы были совершенно сумасшедшими. В моем ехал фанат «Ливерпуля» в инвалидной коляске, прилетевший на матч из Индии! Оказалось, что он бизнесмен и несколько раз в году специально летает в Ливерпуль на матчи любимого клуба. Над вопросом, ехать ли в Стамбул, он не раздумывал ни секунды.

Вдоль обочин на протяжении всего маршрута стояли тысячи турок — дети, взрослые, женщины в паранджах. Они восторженно кричали, демонстрировали самодельные плакаты и махали рукой, словно провожали войско на битву.

Вид стадиона «Ататюрк» был встречен в автобусе восторженным ревом. Издалека, кстати, кажется, что у стадиона «Ататюрк» только две трибуны. На самом деле их четыре, но, поскольку само футбольное поле находится на несколько десятков метров ниже поверхности земли, трибуны за воротами, состоящие только из одного яруса, не видны.

Перед матчем в народ вышел сам Диего Марадона — с большой цепью и крестом. Великий аргентинец охотно фотографировался со всеми желающими и жал руки. Недавно проведенная операция по удалению жира, похоже, оказалась удачной — Диего был похож на себя прежнего, а не на того толстяка весом в полтора центнера с последних фотографий. В коридорах стадиона — сплошь легенды. Мишель Идальго, Франц Беккенбауэр… Но перекрикивал всех, разумеется, Владимир Маслаченко, раскрывавший нюансы вратарского мастерства журналисту, который в ответ только кивал головой.

Фанаты «Милана» в зависимости от места на трибуне получили футболки и флаги красного, белого либо черного цветов. Благодаря этому, когда они сидели мирно, сектор изображал собой поперечные полосы цветов «Милана», а когда фанаты махали флагами, то полосы были уже вдоль. Зрелище завораживающее. А перед самым стартовым свистком итальянцы развернули огромный плакат с изображением страшного чудовища в футболке «Милана» и трезубцем в руках. Кто знает, может, пропущенный «Ливерпулем» на первой минуте гол и стал следствием испуга от вида этого зверя.

Счет 3:3 — и к фанатам «Милана» подъехала карета «скорой помощи». Не иначе как кто-то получил инфаркт. Неудивительно. В течение матча «скорая» еще дважды забирала клиентов из итальянского сектора.

Перед пенальти вокруг царило такое чудовищное напряжение, что лично я волновался так, будто это мне сейчас предстоит исполнить одиннадцатиметровый. Поделился мыслью с соседом из Чехии — он испытывал те же чувства.

Телетрансляции матчей Лиги чемпионов полны рекламных сюжетов про то, до какой радости гол доводит одних и до какого отчаяния — других. По телевизору это убедительно. Вживую — непередаваемо. Эмоций, пережитых за два с половиной часа поклонниками «Ливерпуля» и «Милана», с лихвой хватит на половину никчемной рыночной жизни русскоязычных переселенцев, заселивших стамбульский район Аксарай. «Милан» пал с горы триумфа к самому подножию. «Ливерпуль» из руин воздвиг дворец.

Каюсь, голос сорвал совсем. А потому вопросы задавал Андрею ШЕВЧЕНКО с хрипом.

— Андрей, как итальянская команда могла растерять преимущество в три гола?

— В футболе возможно все. Что этот матч отлично и продемонстрировал.

— Может быть, если бы к перерыву счет был 1:0, «Милан» бы не расслабился?

— Не знаю, как вы могли увидеть расслабленность. Просто «Ливерпуль» реализовал свои голевые моменты.

— Сегодня вы во второй раз в карьере исполняли пенальти, решивший судьбу финала Лиги чемпионов. В матче 2003 года с «Ювентусом» счет был равным, а сейчас ваша команда уступала…

— На выполнении удара эти обстоятельства никак не сказывались. Просто сегодня здорово сыграл вратарь. Он уже лежал в углу ворот, бросившись туда до удара, и мне оставалось только ударить не в него, что я и сделал. Но он молодец — смог выбить мяч ногой.

— В прошлом году решающий гол в финале забил Аленичев. Игроки из бывшего СССР монополизировали право на ключевой момент удара?

— На двоих мы выиграли два финала из трех. Неплохо.

— Смотрели финал Кубка УЕФА?

— Нет, не было возможности. Лично хочу поздравить Валерия Газзаева. В свое время он очень интересовался мной и хотел забрать из киевского «Динамо» в «Аланию».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow