СюжетыОбщество

СОУЧАСТНИКИ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Этот материал вышел в номере № 55 от 01 Августа 2005 г.
Читать
Интервью Шамиля Басаева журналисту Андрею Бабицкому вызвало большое недовольство российских властей. Скандал и в самом деле первостатейный. И скандал, на мой взгляд, в следующем. В России у власти — выходцы из КГБ. Чекисты делят бизнес,...

Интервью Шамиля Басаева журналисту Андрею Бабицкому вызвало большое недовольство российских властей. Скандал и в самом деле первостатейный. И скандал, на мой взгляд, в следующем. В России у власти — выходцы из КГБ. Чекисты делят бизнес, вмешиваются в политику, ставят на сплошную прослушку телефоны. Из здания Лубянки выходят демонстрации с плакатами против Ходорковского. Даже после Беслана кто-то не забыл раздать протестующим в руки форменные плакаты с аккуратными надписями: «ЦБ! Убери деньги из американского доллара!». И вот тут не уследить за проживающим в соседней Чехии Бабицким, который давно спецслужбам как кость в горле?

Ребята, чьи же вы прослушиваете телефоны? За кем же вы пускаете наружку? У спецслужб был редкий случай поймать и Басаева, и Умарова (Бабицкий взял интервью и у него). Видимо, слушали в это время других. Делили другой бизнес.

Наши спецслужбы не хотят, чтобы Шамиль Басаев давал интервью. У них есть способы обеспечить, чтобы Басаев не давал интервью. Чтобы он давал показания следователям, а не интервью журналистам. Или вообще ничего не говорил.

А если ФСБ не выполняет своих обязанностей, нечего пенять на журналистов. Надо тогда смотреть их интервью и из них извлекать полезную информацию.

Интервью — это еще не теракт. Террористы все-таки объясняются не словами. Для того чтобы оказаться в новостях, они обычно используют вместо слов трупы. Басаев террорист не оттого, что он говорит. А оттого, что он убивает.

Реакция российских властей на интервью Басаева понятна: интервью надо как-то обсуждать. Обсуждение самого интервью заменяется обсуждением того факта, что его показали.

А между тем это не факт, что с Басаевым нельзя спорить. Например, Басаев носит майку с надписью русскими буквами «Антитеррор» и говорит, что политика русских в Чечне — это террор. А он-де антитеррорист.

И с этим утверждением трудно спорить.

Если бы не одно маленькое «но». Оно заключается в том, что Чечня в 1999 году была практически независима. Каковы бы ни были ужасы войны до Хасавюрта и кто бы ни совершил больше зверств, Чечня фактически обрела свободу. Русских войск в ней не было, в ней были президент Масхадов и бандитские блокпосты, грабившие прохожих именем Аллаха. А Басаев президентом не стал. И ему, как и каждому военному вождю в мирное время, угрожало забвение.

В результате чего Чечня опять потеряла свободу, завоеванную кровью, своей и чужой? В результате вторжения Басаева в Дагестан. Есть люди, которые считают, что это вторжение было срежиссировано Кремлем, что оно принесло Путину титул президента России, а Басаева вернуло на пик славы. Я не готова пойти так далеко по пути теории заговора. Но как минимум Шамиль Басаев пожертвовал свободой своей родины ради собственных амбиций.

Как в трагедии Беслана виноваты не только те, кто подвесил взрывчатку над головами детей, но и те, кто приказал снайперу снять террориста, стоящего «на кнопке», так и в трагедии второй чеченской войны виноваты не только русские, но и вторгшийся в Дагестан Басаев.

В своем интервью Шамиль Басаев снял с себя ответственность за трагедию в Беслане. Он заявил, что действует методами, «которые являются разумными и приемлемыми». Что ж, мы много слышали интересного про Беслан.

Мы слышали, что люди, которые приказали стрелять по школе из танков, действовали методами разумными и приемлемыми. Теперь мы услышали, что человек, который приказал захватить детей в заложники, не давать им воды и подвесить над ними бомбы, тоже действовал методами разумными и приемлемыми. Заявления террориста стоят заявлений властей, и наоборот.

Если есть две группы людей, и одна из них подвешивает над головой детей бомбы, а другая стреляет по спортзалу, где находятся 32 террориста и 1200 заложников, «Шмелями», ответственность вторых за смерть детей тоже огромна. Она не равна ответственности террористов. Может, даже не сопоставима. Но огромна. Я не знаю, если действия двух совершенно разных групп людей привели к смерти детей, считаются ли эти две разные группы с юридической точки зрения соучастниками в убийстве?

Но я надеюсь, что Бог — или Аллах — на том свете не будет придерживаться строго юридической точки зрения.

Есть случаи, когда у каждой стороны — своя правда. Беслан — это тот случай, когда у обеих сторон — своя ложь.

С той разницей, что наши власти рассуждают о своей невиновности каждый день по федеральным каналам, а Басаев — раз в полгода по иностранным.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow