СюжетыОбщество

ГИМНАСТИКА, КОТОРОЙ ЛЕЧАТ

ОТДЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР

Этот материал вышел в номере № 55 от 01 Августа 2005 г.
Читать
Наши партийцы стали творить гимны. Творят они уже не первый день. С результатами можете ознакомиться. Причины очевидны: современные отечественные политтехнологи сдают партии «под ключ» или модернизируют уже имеющиеся в наличии с полным...

Наши партийцы стали творить гимны. Творят они уже не первый день. С результатами можете ознакомиться. Причины очевидны: современные отечественные политтехнологи сдают партии «под ключ» или модернизируют уже имеющиеся в наличии с полным набором корпоративных символов. Они идут непременным приложением сразу за уставом и программой партии.

В связи с таким принудительным творчеством они вряд ли могут быть интереснее уставных документов.

Истоки тенденции — в Японии. Именно оттуда вышли все современные идеи о корпоративном единении и приемы, его обеспечивающие. Разошедшиеся по миру через филиалы корпораций, они дошли до русских патриотов, экологов и прочих сделанных на заказ либералов.

Сегодня практически у каждой политической партии России есть свой гимн. В народе эти творения пока известны крайне мало, хотя что, как не гимн, может в нескольких доступных словах разъяснить простому обывателю партийную идеологию?

«Новая» решила прослушать современные гимны, чтобы разобраться наконец, чем отличаются друг от друга существующие ныне в России партии.

«Единой России», казалось бы, думать о собственном гимне незачем — они изрядно над государственным потрудились. И все-таки присваивать себе главную песню всей страны единороссы не стали.

Есть в Серебряном Бору шикарный коттедж с высоким забором и злой собакой. Туда, в скромное жилище рядового члена партии «Единая Россия» Олега Газманова, как-то пожаловал сам Борис Грызлов. Сидели не на кухне за чайком, а в навороченной домашней студии за разговором о гимне партии. «Медведю» долго мучить талант не пришлось — Газманов признался, что сочинял эту песню «всю свою жизнь», катаясь по родным городам и весям с гастролями.

Неофициальный гимн в партии любят, но, что называется, без ажиотажа. Сотрудница информационного центра «Единой России» навскидку слова не припомнила, но с легкостью вышла из щекотливого положения: порывшись в компьютерных анналах, устроила мне телефонное прослушивание гимна. Из трубки вырвались шуршание и знакомый голос: «Единая Россия», в единстве наша сила…». Далее неразборчиво. Правда, гимн до сих пор так и не стал официальным. «На съездах, «круглых столах» и прочих партийных мероприятиях его никто не поет, — рассказала девушка. — Законный статус гимн может получить только по итогам съезда, должны быть сделаны соответствующие изменения в уставе, а такие предложения выдвигаются как минимум за полгода. Так что пока эта мелодия играет в наших роликах и на неофициальных мероприятиях».

Зато Аграрная партия отнеслась к гимну настолько серьезно, что даже в уставе его наличие прописала: «Гимн исполняется на конференциях и других публичных мероприятиях, проводимых Аграрной партией России, ее структурными подразделениями (автор текста — В.В. Маняхин, композитор — С.А. Шачнев). Текст и музыкальная редакция гимна прилагаются». А текст прилагается такой:

Мы те, кто по любви к тебе, Россия, — братья.

Мы те, кто крепок верой и душой не слеп.

Мы те, кому молитвой стали три понятья,

Родных три слова: ЖИЗНЬ, РОССИЯ, ХЛЕБ.

Далее в гимне рассказывается о том, что упомянутые «мы» произошли из «известнейшей семьи — крестьяне», и выводится суть программы: «А истина одна: не будет Русь счастливой без счастья наших сел и наших нив».

Есть своя «молитва» и у коммунистов. Эти над новой идеологией не бились. «Наш гимн — «Интернационал», — заявил руководитель аппарата фракции КПРФ Владимир Поздняков. — Мы консерваторы в хорошем смысле слова, поэтому не изменяем ни присяге, ни Родине, ни жене, ни возлюбленной (и той, и другой? Как удается? — А.Г.), ни гимну. Все члены партии торжественно поют гимн на сугубо официальных мероприятиях — съездах, конференциях, собраниях. На тусовках, конечно, нет. Там другие песни. Если митинг солидарности: «Вставай, страна огромная». Если молодежная сходка: «Жила бы страна родная…». А услышав мелодию гимна России, мы всегда поем старый, советский текст. Роль гимна чрезвычайно велика. Это мощнейший символ, знак внутри человека, так исторически сложилось. Человек, исполняя гимн, дает обещание, обет. Гимн, клятва, молитва — это понятия одного ранга».

Нынешняя и. о. председателя Консервативной партии Наталья Королева когда-то окончила два музыкальных училища и профильный институт. Получила диплом хоровика и скрипачки. Ударившись в работу не по профессии, о музыкальном прошлом не забыла. Говорит, что партийцы с самого начала осознавали роль символики в России. Что же, с символикой у консерваторов все в порядке, есть даже свои частушки, исполняемые на неофициальных собраниях партии артистами Театра оперетты, переодетыми в кукол Маньку и Ваньку. Мужчины в платьях задорно поют о том, что «человек — всему голова» и «надо дать ему права», что «и наука, и культура, и образование нужны как воздух и пропитание», что «без здоровья никуда, поэтому здравоохранение нужно всегда», что «собственность без прав — это калека», поэтому они, консерваторы, «защищают права человека». А в конце заявляют: «Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли, в форме шутки изложили суть идеологии».

Есть у партии и официальный гимн. «В начале 1999 года заслуженной артистке России пианистке Людмиле Чертаковой вручили декларацию и сказали: пиши про это в стихах, — говорит Королева. — Мы хотели показать свою любовь к Родине, сделать гимн лиричным, без плохих слов». С тех пор на всех партийных собраниях консерваторы распевают:

От истоков седой старины

Мы пришли к двадцать первому веку.

Консерваторы наши должны

Жизнь земли сохранить человеку.

Гимн, конечно, получился не таким выразительным, как частушки, и вполне подошел бы, например, заинтересованным в жизни земли «зеленым». Хотя у тех и собственный гимн имеется, даже не один.

Песня «Спаси и сохрани» досталась партии «Зеленые» от предшественника — экологической партии «Кедр». В далеком 94-м году произведение с рефреном: «Прислушайся, что шепчут ветви «Кедра», / В глаза младенцу загляни. / Нам этот мир природа дарит щедро / И молит нас: Спаси и сохрани» — написала и исполнила солистка группы «Кукуруза» Лариса Григорьева. В 95-м эта песня стала визитной карточкой партии и подарила ей лозунг: «Спасем природу — сохраним Россию!». Второй гимн был написан уже по непосредственному заказу — к кампании 99-го года. Аркадий Укупник и Евгения Муравьева вложили в уста Ольги Кормухиной слова: «Взгляни на эту землю с высоты. / Прозрачна даль и синева чиста. / Мы за нее в ответе — я и ты. / Не забывай об этом никогда».

«Характер этого гимна более агрессивный, — объясняет член Центрального совета партии «Зеленые» Екатерина Горина. — Хоровому пению он поддается трудно, зато более четко отражает изменения в нашей стратегии: «От надежды на чудо — к активной деятельности и ответственности человека перед природой».

Гимн для Партии пенсионеров написал один из сочувствующих ветеранов — не по партийному заказу, а по зову души. Гимн получился соответствующий — не особо литературный, зато душевный: «Партия пенсионеров ждет в свои ряды / Тех, кто энергией и мудростью сильны. / Партия пенсионеров сближает людей, / Кто верит в победу светлых идей». В куплетах говорится, что «Достойную старость иметь должны / Те, кто трудился на благо страны», «Обществу полезным каждый должен быть, / Заботою согретый в старости жить».

А вот в партии ЛДПР, судя по всему, столько идеологии, что один гимн такого количества информации не вмещает.

На проводе — Владимир Вольфович: «Гимн у нас есть. Хороший такой, собственный, никакой связи с «Интернационалом», гимном России, как у некоторых… Это был порыв автора — народного певца типа барда. Мы послушали — нам понравилось. Такие слова там: «Народ устал от беспредел, вперед, вперед, вперед, ЛДПР». То есть весь народ страдает, мучается, но есть такая партия, которая старается что-то сделать. Нет ни классового подхода, ни национального, ни религиозного… Так, по-европейски очень. Много лет мы поем его на съездах, конференциях. Текст, конечно, знают не все, но отдельные слова подпевают, тем более на записи автор поет с хором, и создается впечатление, что поет весь зал. Когда-то, может, и добьемся того, чтобы все текст знали, но вообще у нас такого фанатизма нет. Хотя роль гимна я осознаю. Это индивидуальное лицо партии, особенно в период ее становления. У нас все есть: и герб, и гимн, который тиражировался десятками тысяч кассет, и символика, и сто томов идеологии. И наша заслуга в том, что за 16 лет все это осело в умах наших граждан».

Выяснить, что именно осело в умах у граждан, оказалось непросто. Жириновский уверил, что текст гимна нам предоставят в пресс-службе. Из последней по e-mail прислали следующее: «Гимн ЛДПР. Автор — М. Перегудов, музыка — гимн СССР А. Александрова». С цитатой: «Терпенью народа приходит предел, мы выбираем ЛДПР».

Из дальнейшей электронной переписки «Новой» с пресс-службой ЛДПР:

21 июля 2005, 14.38.30. «Новая»: Но Владимир Вольфович пять минут назад сказал, что текст у вас полностью «свой»…

21 июля 2005, 16.52.39. Пресс-служба ЛДПР: Прикрепленные данные. Марш ЛДПР. Автор музыки и текста — В. Шклярко.

(В редакции «Новой» появляется второй вариант гимна с цитатой. «Разорвали Россию, и осталось отвратство, бедноты — океаны, островки — сверхбогатства. Вставайте, люди разных вер, вперед ведет ЛДПР».)

21 июля 2005, 18.39.24. «Новая»: Извините, но мы в редакции совсем запутались, какой из этих гимнов вы поете на съездах и конференциях?

22 июля 2005, 10.44.12. ЛДПР: Творческий процесс не остановить, как и технический прогресс. Поэтому текущим у нас сейчас принимается «Гимн Жириновскому» Багова в исполнении Орионова.

Так с легкой подачи «Новой газеты» партия ЛДПР приняла текущий гимн следующего содержания: «Вам Жириновский скажет так: «Я ядерных не допущу атак!». Так скажем: «Люди, есть предел! За все ручается ЛДПР!».

А вот сторонникам Партии жизни упражнять мозг запоминанием все новых гимнов не приходится. Да и большая часть жителей нашей страны при словосочетании «партийный гимн» наверняка вспомнит навязчиво транслирующуюся по телеканалам песню про «Партию жизни».

Все дело в том, что к аудиопозиционированию в партии отнеслись более чем серьезно. Песня здесь родилась раньше, чем… партия. Задолго до учредительного съезда нынешний первый зам Миронова Николай Левичев сочинил для будущего гимна стихотворную «рыбу». Долго утрясал непокорные строчки и, добившись желаемого, попросил своего друга Георгия Мовсесяна написать для песни музыку. И жить бы этому гимну долгие годы, если бы Игорь Демарин, лауреат конкурса в Юрмале, патроном которого в то время и был культурный работник ЦК ВЛКСМ Левичев, не принес давнему знакомому свой вариант гимна, написанный на стихи Николая Зиновьева. Тут первый зам забыл о творческих амбициях, потому что понял: попадание в тему у песни абсолютное. Новый гимн с помпой исполнили на первом же съезде партии.

«Мы хотели создать субъект общественной жизни с прицелом на десятилетия, а не на один электоральный цикл, поэтому сразу задумались о символике, — объясняет Левичев. — Не только о гимне — заседание оргкомитета состоялось по адресу: Красная площадь, дом один. Сегодня гимн помогает поддерживать атмосферу идейного братства, которая цементирует нашу партию. На всех пяти съездах, на региональных конференциях люди с радостью его пели. А вообще под этот гимн можно и танцевать, и штурмовать».

Об идеологии партии судить по гимну сложно: «Мы Богом не обижены, / С душою и умом. / Мы выживем, мы выживем, / А значит, заживем!». Как партийцы собираются зажить, в гимне не объясняется. Зато «внешнюю» силу гимна члены «Жизни» оценивали не раз.

Партийный эксперт по культуре — интеллигентная до кончиков пальцев, красивая женщина, журналист и музыковед с сорокалетним стажем Галина Тюрина, рассуждая о современной музыке и нравах, тихим голосом цитирует Ницше и Гете… А потом с неожиданным блеском в глазах вспоминает: «В апреле этого года мы возродили традиционные 42-километровые марафоны в парке Горького. Объявили всероссийский сбор. И вдруг приперся… Жириновский с кучей своих партийцев. Стал деньги по 500 рублей раздавать, своими флагами трясти, все побежали к ним, а нас — организаторов — оттеснили! Смяли наши флаги, топтали кепки и футболки, устроили куча-мала на старте. Тогда я побежала к машине со звуковой установкой и крикнула: «Врубайте гимн на полную громкость!» При первых звуках справедливость восторжествовала. Про нас вспомнили, а Жириновский пробежал десять метров, вернулся и сказал: «Я победил». Потом сидел грустно у себя в машине и высылал парламентеров за призами…».

Есть партии, в подоплеке гимна которых может разобраться разве что профессиональный любитель музыки и истории государства Российского: идеология у них присутствует не в текстах, а в музыке. Члены Союза правых сил на своих съездах торжественно внимают «Патриотической песне» Глинки, принятой в качестве государственного гимна Борисом Ельциным в 1993 году и отвергнутой новым правительством в 2001-м. «Мы считаем гимн Глинки своим, потому что для нас эта музыка — символ начала реформ, того времени перемен, от которого мы все дальше уходим, — говорит руководитель службы общественных связей СПС Денис Терехов. — Текста мы к нему писать не стали, этот гимн на все времена, и его смысл для нас очевиден».

Члены НБП на съездах партии тоже выкидывают вперед сжатую в кулак руку молча — слов у гимна нет. Зато музыку написал не кто-нибудь, а… Дмитрий Шостакович. Правда, не тот, великий, а его вполне законный внук, проживающий в Париже. «Когда-то Шостакович написал этот гимн для Александра Дугина — одного из основателей НБП, — рассказывает руководитель администрации Евразийского движения Павел Зарифулин. — Когда Дугин основал свою партию «Евразия», то забрал с собой и гимн. Правда, НБП его отдавать тоже не пожелала. Тогда Шостакович написал песню и для «Евразии» — «Евразийский гимн», тоже, кстати, без слов».

Вот и поди разберись простому сочувствующему, о чем молчат его кумиры.

А у многих партий и вовсе гимнов нет. Например, пресс-секретарь Народной партии Дмитрий Гудков называет гимн «анахронизмом». Видимо, так считают и в «ЯБЛОКЕ». Такое музыкальное пренебрежение часто выходит боком. Не секрет, что часть легкомысленно настроенного электората музыкально ассоциирует партию «ЯБЛОКО» с древним хитом «Эх, яблочко, куда ты котишься?». Но в «ЯБЛОКЕ» таких аналогий не боятся. «Эта песня появилась задолго до нашей партии, и не думаю, что кто-то ассоциирует ее именно с нами, — смеется девушка из приемной. — А вообще у нас шли разговоры о придании песне официального статуса, но больше в шутку, конечно».

Пока партийцы шутят, народ ломает голову над их политической программой. Судя по вышеизложенному, разобраться в сути последней тяжело даже при наличии написанных именно для этого гимнов. Большинство гимнических творений годятся разве что для внутренних партийных праздников, но никак не для идеологического просвещения электората. Может, все дело в том, что политикам не о чем петь? О какой идеологии может идти речь, когда надо думать о главном — захвате власти?

Впрочем, песни и в этом могут помочь. Не секрет, что любой новый провокационный сингл Жириновского мгновенно становится информационным поводом, обеспечивая бесплатные эфиры и газетные публикации. А его избиратели думают: «А чё, молодец мужик, наш человек. Мы, когда за столом собираемся, тоже поем и тоже не умеем».

«Конечно, не любой руководитель позволит себе спеть, — говорит директор Центра аудиобрендинга Ксения Светличная. — Но есть и другие, более действенные способы использования музыки в партийных целях. На недавних перевыборах президента Башкирии у Рахимова было два конкурента: Веремеенко и Сафин — папа известной певицы. Несмотря на то что команда действующего президента была уверена в победе, первый тур для него оказался провальным. Тогда к «раскрутке» Рахимова подключили нашу креативную команду, незадолго до этого удачно пропиарившую одномандатника (узнаваемость увеличилась на 70 процентов). За один день была написана песня «Три мудреца», которую стали включать аккурат после блока новостей на республиканском радио, где рассказывалось о том, что благодаря мудрому руководителю все лучше и лучше живут жители Башкирии, улыбались с экрана счастливые трактористы и веселая доярка. После этой демонстрации счастья звучала песня, на первый взгляд не имеющая никакого отношения к Рахимову. Но только на первый. Раскладываю ее построчно:

«Один мудрец сказал, что надо верить / Не только в Бога, но еще в людей. / И открывает в будущее двери / Тот, кто добрей, и лучше, и сильней» — в подсознании всплывает только что увиденный образ Рахимова.

«Другой мудрец добавил, что должны мы / За все свою судьбу благодарить» — в республике и так все хорошо, от добра добра не ищут.

«И радоваться жизни, и любимым / Надежду и тепло свое дарить» — акцент на важной для региона семейственности.

«Прекрасна жизнь, и каждый умный знает — / Временщики доводят до беды. / А караван идет, хотя собака лает, / Достойному воздастся за труды» — прозрачный намек на конкурентов.

«Еще один мудрец, вздохнув печально, / Сказал, что зло всегда рождает зло. / Кто грязью мажет стены изначально, / И впредь не станет чистым, как стекло» — непрозрачный намек на Веремеенко, который вовсю применял «черный пиар».

«А у природы нет плохой погоды, / И сами мы — судьбы своей творцы» — обязательно приходите к урнам.

«Того минуют беды и невзгоды, кто думает, как эти мудрецы» — прямой шантаж: попробуй не приди или в другую сторону проголосуй.

Помимо текста, использовались и другие приемы, работающие на эмоциональную накрутку. Но никакого прямого политического текста, никаких фамилий, намека на подкуп избирателей не было, поэтому песня могла транслироваться и во время избирательной кампании. Президент победил».

Конечно, президент победил не благодаря одной песне. Выборы не выигрывают одним билбордом или хитом. И все-таки песня — мощный эмоциональный стимул. Вот вам и новый вид психологической атаки. Над процитированными гимнами народ разве что посмеется. А после грамотной музыкальной композиции с завуалированным политическим смыслом потянется к избирательным урнам с отложившимся в подсознании именем.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow