СюжетыПолитика

ВЕСЬ ПАР УХОДИТ В СПИСОК!

НАВСТРЕЧУ ВЫБОРАМ

Этот материал вышел в номере № 75 от 10 Октября 2005 г.
Читать
С тех пор как на станции Москва-Сортировочная сознательные пролетарии за ночь бесплатно отремонтировали два паровоза и некто Ленин написал про это работу «Великий почин», прошла хренова туча времени, а вот поди ж ты: выборы в городской...

С тех пор как на станции Москва-Сортировочная сознательные пролетарии за ночь бесплатно отремонтировали два паровоза и некто Ленин написал про это работу «Великий почин», прошла хренова туча времени, а вот поди ж ты: выборы в городской парламент-2005 опять проводят на паровозной тяге, и политических локомотива в арсенале ровно два: Юрий Лужков и Владимир Жириновский. Один тащит в столичную Думу партию власти, другой — самую карнавальную якобы оппозицию…

«Весь пар уходит в свисток», — говорила наша школьная учительница физики и, как правило, тянула параллель к кому-нибудь из нерадивых одноклассников, желая унизить его человеческое достоинство. Современный энциклопедический словарь чуть более оптимистичен, утверждая, что «среднеэксплуатационный кпд паровоза около 4%».

Шутки шутками, а локомотивы применяются в отечественной политике вот уже без малого 13 лет. Что такое «первая тройка» любого партсписка? Это — лицо блока, гарантия его а) узнавания, б) приятия-неприятия на персональном уровне и в) прохождения или непрохождения в парламент соответствующего уровня. Кто-то, как «ЯБЛОКО» в 1993-м, угадал имидж «партии честных людей», хотя ничего, кроме двух экспертных институтов и личного послужного списка Григория Явлинского, Юрия Болдырева и Владимира Лукина, за плечами у них еще не было. Кто-то, как того же года Гражданский союз Аркадия Вольского и Российское движение демократических реформ с Анатолием Собчаком во главе, промахнулся мимо цели — и остался навсегда во втором эшелоне. А некоторые, как либерал-большевики из команды Егора Гайдара, то въезжали с триумфом в стены Госдумы, то вновь оставались на запасном пути. Все зависит от убедительности машиниста и тяги его средства продвижения в депутаты.

Мне лично известны случаи, как проседал где-то в провинции популярный в целом по стране список, если его региональный аналог (а он всегда пишется в избирательном бюллетене справа от федерального) там возглавлял человек «ни рыба, ни мясо» или с отрицательной харизмой.

Вопреки расхожей цитате из Осипа Мандельштама «Власть отвратительна, как руки брадобрея» сакральность, якобы исходящая от ее обладателей, в России все еще действует магически на значительный процент голосующих. У нас ни разу не было, как в братской Польше, чтобы действующая партия власти аннигилировалась — сваливалась сразу за пятипроцентный барьер. С разжалованными было дело: и демократический «Выбор России»-1995, и черномырдинский НДР-1999 во главе с уже не правительствующими чиновниками сходили с арены. Но так, чтобы на выборах прокатили мэтра, держащего вожжи, еще не случалось. Простого вице-премьерства хватило в свое время Сергею Шахраю для ПРЕСа (если вы, конечно, еще помните о ее существовании).

Отсюда, кстати, единственное пока ноу-хау «Единой России» — во главу и федерального, и регионального списков ее кураторы со Старой площади поставили хозяев жизни в центре и на местах. И КПРФ, самая массовая вроде бы партия, как миленькая, подвинулась с первого места на второе. Другое дело, что потом 37 «отказников» уступили свои проходные места никому доселе не известным бесцветным людям, но технология-то сработала…

Если приглядеться, паровозов в списке «ЕдРа» на выборах в Московскую думу больше, чем один. Ясно, что «Единая Россия» проводами в депо нынешнего спикера МГД Владимира Платонова и лидера «медвежьей» фракции Андрея Метельского, уже не вылезающих из телевизора, не ограничится. Разумеется, сам мэр города не станет никаким спикером от партии власти. Скорее уж градоначальник откажется от мандата не только сам, но откажутся от депутатства и расставленные мэрией теми же «паровозами» префекты и ректоры крупных столичных вузов. Не царское это дело — в Думе заседать! — боярское…

Но главная интрига выборов между тем — не повторное применение в большом городе ноу-хау партии власти двухлетней давности, а собственно результат применения локомотива. Французское «locomotive», если кто забыл, буквально — относящийся к сдвиганию с места (от латинского «loco movere» — сдвигать с места). Сместить мэра Москвы, видимо, и является сверхзадачей партии власти. Если Юрий Лужков не враг себе и городу, в его и наших жизненных интересах не позволить «такой большой девушке», как «ЕдРо», по определению одного из его оппонентов, «сесть сразу на все стульчики». Максимально широкое представительство не-«медведей» в МГД только и может гарантировать преемственность нынешнего курса мэра, кстати, весьма популярного.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow