СюжетыПолитика

БУНТ НА КОЛЕСАХ

МИТИНГИ.РУ

Этот материал вышел в номере № 75 от 10 Октября 2005 г.
Читать
Ситуацию в Приморском крае можно было бы назвать напряженной. Только поздно уже, когда на митинг выезжает колонна из четырех тысяч автомобилей, владельцы которых не то что игнорируют сотрудников ГАИ, а посылают их в выражениях,...

Ситуацию в Приморском крае можно было бы назвать напряженной. Только поздно уже, когда на митинг выезжает колонна из четырех тысяч автомобилей, владельцы которых не то что игнорируют сотрудников ГАИ, а посылают их в выражениях, несовместимых с цензурой, и обещают разобраться (физически), если «гайцы» будут мешать проведению митинга. Эти люди собираются выходить на улицы и впредь — по любому поводу. И даже без него. Похоже, целью протеста на Дальнем Востоке становится сам протест.

Справка «Новой»

Движение «Свобода выбора» объединяет автомобилистов, которые борются за свои экономические права и выступают против роста цен на бензин, тарифов ОСАГО и отмены правого руля. Дальневосточное отделение — одно из самых сильных, оно даже зарегистрировано как самостоятельная общественная организация. Опыт проведения акций протеста у свободовыборцев уже есть — две такие акции прошли 19 мая, которое считается днем рождения движения, и 30 июля 2005 года.

После чего его руководитель был приглашен на собеседование в администрацию президента. (См. «Новую» № 53).

Акция автомобилистов под эгидой общественного движения «Свобода выбора» проходила во Владивостоке не в первый раз и не во второй (см. справку). Но в субботу 8 октября даже организаторы были шокированы ее масштабом: вместо сотен на улицу выехали тысячи.

При этом события начали разворачиваться за день до назначенной даты. Еще в пятницу возле здания краевой таможни собрались две-три сотни авто, владельцы которых пытались получить внятные разъяснения по поводу свежевведенной системы растаможки машин. Водители непрерывно сигналили. Требовали появления начальства. Начальство так и не явилось. А гаишники и ППС вели себя лояльно, многие даже подмаргивали фарами — в знак солидарности.

В субботу все было жестче. Количество демонстрантов росло по нехитрому принципу снежного кома. Каждый, кто проезжал мимо, прочитав плакаты, присоединялся к колонне. Клаксоны работали в режиме нон-стоп.

Естественно, сотрудники ГАИ попытались прекратить это «безобразие». Но у них ничего не вышло. «Тормозят «гайцы» человека, пытаются отобрать права, — рассказывает один из лидеров дальневосточного отделения «Свободы выбора» Сергей Белов. — И тут же оказываются в кольце двух-трех сотен очень нервных людей, которые, заглядывая в глаза, требуют вернуть права владельцу. Гаишник: «СОБР вызову!». Ему радостно: «Давай! Оглянись только!». Но это еще не главное. Среди участников демонстрации оказались сочувствующие «люди в штатском», которые при особо жестком наезде гаишников мгновенно доставали корочки* и обещали инспекторов «ваще посадить». «Гайцы» отступили».

Через некоторое время на место событий прибыл глава краевой ГАИ Оборин. Посмотрел на все и быстренько ретировался. Глава городской ГАИ Николай Старинец, напротив, был решителен. Он даже выдернул у одного из участников акции ключ из замка (так обычно бандиты делают), но остановить акцию было уже невозможно.

Часть демонстрантов выехали на встречную полосу. «Встречка не жаловалась, — делится подробностями Сергей Белов. — Наоборот, тоже начали сигналить. Только одного человека пропустили — он сына в больницу вез».

Приморский край — один из самых многострадальных регионов России. Несколько лет назад местной хронической болезнью считались непрерывные веерные отключения электроэнергии и теплоснабжения. Сейчас краевые власти вроде как обеспечили людей теплом и светом, однако наслаждаться этими прелестями цивилизации могут преимущественно люди обеспеченные. Пример: отопление одного квадратного метра жилплощади в Находке обходится гражданам в 68 рублей в месяц, а тех, кто не в состоянии платить, выселяют прямо на улицу, в полном соответствии с духом и буквой нового Жилищного кодекса. «Монетизация» добавила радости, цены на бензин подняли градус недовольства еще выше… Нужен был только повод.

У социальной напряженности в Приморье есть своя специфика — автомобильная. Торговля подержанными иномарками, преимущественно японскими, может здесь считаться одним из главных источников существования, а сами праворульные «японки» — практически единственным средством передвижения. Поэтому периодически провозглашаемые федеральными чиновниками инициативы о запрете автомобилей с правым рулем воспринимаются здесь едва ли не как попытки геноцида краевого масштаба. А теперь ровно так же трактуются и любые попытки государства заняться регулированием автомобильного рынка.

Поводом для пятничных событий послужило то, что местная таможенная служба вывесила так называемый мини-каталог, регламентирующий правила растаможки машин. Если раньше человек сам декларировал цену автомобиля, исходя из технических характеристик, то теперь отправной точкой будет цена в японских каталогах.

Не будем сейчас обсуждать экономическую целесообразность такого решения — куда важнее оказалась стилистика его воплощения в жизнь. Все произошло внезапно: таможенники не предупредили, что будут менять правила игры, и не разъяснили, какими все-таки будут цены. Бизнес встал: растаможка, а с ней и торговля прекратились. Не обошлось без жертв: бизнесмен, пригнавший 40 грузовиков, не смог их растаможить и покончил жизнь самоубийством. В итоге народ решил добиваться разъяснений силовым способом. Но есть еще и дополнительные «нюансы».

Изначально субботняя акция была посвящена росту цен на бензин, но куда больше автолюбителей задела непонятная ситуация, возникшая после прямого эфира с президентом. Напомним, что Путин вроде как пообещал не отменять правый руль, но почему-то вдруг вспомнил историю гибели алтайского губернатора Евдокимова, дав понять, что и здесь якобы именно неправильный руль во всем и виноват. А некоторое время спустя глава федеральной ГАИ генерал Кирьянов выступил с заявлением, смысл которого: правый руль таит в себе реальную угрозу и его надо запретить. При этом все прекрасно понимают, что ветер перемен создают олигархи, владеющие российским автопромом, не выдерживающим конкуренции.

Словом, людей на Дальнем Востоке просто достали. И они уже поменяли лозунги на силовые методы противостояния. И в субботу митингующие руками раскачивали машины гаишников, не желавших возвращать экспроприированные права. И хорошо, что СОБР в итоге никто так и не вызвал…

Инцидент не исчерпан, потому что успех окрыляет. Народ во Владивостоке ждет, когда поднимутся Сибирь и Москва. А не поднимутся — без них обойдутся. «Новая» будет следить за развитием событий.

  • Все это наталкивает на двусмысленные предположения. Известно, что таможенные терминалы в Находке крышуют сотрудники спецслужб и нововведения затронули не только интересы обычных граждан, но и благополучие «серых» дилеров. (Не автомобилистов вина в том, что в «серой» зоне находится больше половины отечественной экономики, торговля иномарками в том числе, это — проблема правительства.) И то, что крышевики потихоньку учатся использовать народный протест в своих интересах, не может не вызывать опасений.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В Москве пока соблюдают режим

Предыдущие акции «Свободы выбора» были всероссийскими. На этот раз инициативу дальневосточного отделения в Москве не поддержали — на улицы никто не выехал. О причинах этой ситуации корреспонденту «Новой» рассказал лидер движения Вячеслав ЛЫСАКОВ:

— Московские водители на улицы не вышли, поскольку после проведенных акций 19 мая и 30 июля силовые структуры взяли на заметку движение «Свобода выбора» и недвусмысленно намекнули, что будет дан приказ на силовой разгон демонстрации. Москва — по сути режимный город, половина дорог в котором — спецтрассы, контролируемые ФСО. Таким образом, организовать и провести спонтанную акцию, подобную приморской, без серьезных последствий было бы сложно.

Актив московской «Свободы выбора» сейчас осуществляет информационную поддержку действий наших приморских товарищей. Проводится последовательная работа с ведомствами, деятельность которых так или иначе касается интересов автомобилистов. В частности, в администрацию президента направлено письмо на имя замруководителя Суркова относительно высказываний главы российского ГАИ Кирьянова, в очередной раз озвучившего инициативу по запрету праворульных автомобилей в России вопреки недавним словам президента.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow