СюжетыОбщество

СОЛДАТ ВЗЯЛ КОМАНДИРОВ В СВИДЕТЕЛИ

СУД ДА ДЕЛО

Этот материал вышел в номере № 26 от 10 Апреля 2006 г.
Читать
16 ноября 2005 года жители села Старая Сунжа, что под Ханкалой, занимались привычными делами. Джамбулат Душаев, вернувшись под вечер с избирательного участка (до выборов в чеченский парламент оставалось несколько дней, а он был членом...

16 ноября 2005 года жители села Старая Сунжа, что под Ханкалой, занимались привычными делами. Джамбулат Душаев, вернувшись под вечер с избирательного участка (до выборов в чеченский парламент оставалось несколько дней, а он был членом участковой комиссии), поехал на горячий источник за околицей помыть машину. Хусейн Ахмадов, прихватив соседа, повез на своей старенькой «Газели» купленный только что металл — решил его взвесить на совхозных весах. Хусейн строил дома всем, кто попросит: семья большая, три сына, надо было зарабатывать. С тех пор как попала под обстрел и погибла его жена Лиза, Хусейн остался единственным кормильцем. Через полчаса мужики должны были вернуться домой. Кто знал, что разведывательный взвод 1-го мотострелкового батальона в/ч 983111, возвращавшийся, как написано в приговоре Северо-Кавказского военного окружного суда, «с поисково-десантной операции», уже распивает на берегу реки полуторалитровую бутылку спирта.

Допив жидкость, разведчики вышли на окраину села и начали останавливать проезжающие мимо машины. Зачем, если «поисково-десантная операция» была уже завершена? А главное, по чьему приказу, если командира с ними, как заявил на суде представитель части, не было? Куда делся командир — неизвестно.

В седьмом часу вечера разведчики — рядовые и сержанты-контрактники — остановили три машины. Угрожая оружием, заставили людей выйти. Как рассказали потом в суде оставшиеся в живых, солдаты избивали их и обыскивали, отбирая деньги и мобильные телефоны. Одному парню контрактник прострелил ногу, а затем изрешетил из ручного пулемета его автомобиль. Трем молодым мужчинам удалось убежать, каким-то чудом спасся и раненый…

«Военнослужащие Зинчук, Дольников и Кривошонок, находясь в состоянии алкогольного опьянения, действуя группой лиц по предварительному сговору, из хулиганских побуждений совершили убийство граждан Ахмадова, Усманова и Душаева», — так написал спустя месяц в официальных бумагах, подшитых к материалам дела, старший следователь военной прокуратуры Бухаров. Трое арестованных признавались, что вместе участвовали в расправе над жителями Старой Сунжи.

Через два месяца они так же дружно изменили показания. По новой версии, которой стали придерживаться и следователи военной прокуратуры, Алексей Кривошонок убил чеченских парней в одиночку. В приговоре окружного военного суда написано, что после того, как Хусейн Ахмадов, возмутившись незаконными действиями военных, сказал ему что-то грубое, Кривошонок уложил задержанных на землю лицом вниз, выхватил нож и начал наносить удары по голове и телу Ахмадова (всего эксперты обнаружили на теле убитого 12 колото-резаных ран). Потом одиночными выстрелами в голову Кривошонок в упор застрелил из автомата всех троих.

— Нарисованная в обвинительном заключении картина преступления просто неправдоподобна, — говорит адвокат потерпевших, родственников убитых, председатель Чеченского комитета против пыток Супьян Басханов. — Кто же удерживал других жертв — двух молодых сильных мужчин, пока Кривошонок колол Ахмадова? Кстати, на телах других жертв тоже были обнаружены колото-резаные раны. И все это сделал один человек за несколько минут? Я подал судье ходатайство о проведении на месте преступления судебного эксперимента с участием солдат и оставшихся в живых свидетелей, который позволил бы определить по минутам, как на самом деле в тот вечер развивались события. Однако председательствующий на процессе полковник Жидков ходатайство отклонил. Но ведь, в конце концов, шестеро сослуживцев Кривошонка должны ответить по закону хотя бы за дачу ложных показаний.

Полковник юстиции Жидков умудрился завершить процесс всего за месяц. Для тройного убийства, да еще при таком количестве неясных моментов, — это просто рекордный результат. Бригада юристов из 12 человек так и не смогла установить калибр оружия, из которого были убиты все трое. Это значит, что нельзя утверждать достоверно, из одного ли автомата они были расстреляны или, как считает адвокат потерпевших, один из погибших был застрелен из снайперской винтовки. Только через 32 часа у Кривошонка взяли на анализ кровь, но в таких микроскопических количествах, что приглашенный на процесс эксперт-химик заявил, что «про такие анализы ему еще слышать не приходилось». А еще эксперт разъяснил суду, что уже через 12 часов после «употребления» следы алкоголя в крови человека обнаружить невозможно.

Кривошонок вообще играл на суде роль положительного героя, которого довели оскорблениями до состояния аффекта. То же самое пытался доказать и его адвокат, с выражением зачитавший характеристику на своего подзащитного, присланную в суд из в/ч 983111: «Дисциплинированный, пользуется авторитетом и оказывает положительное влияние на товарищей, постоянно работает над повышением своего воинского уровня, ставит общественные интересы выше личных». И ни слова о том, что Кривошонок «страдает алкоголизмом второй степени», о чем сказано в приговоре окружного суда.

С родины «героя» — из поселка Рощинский Выборгского района Ленинградской области — в суд прислали характеристику из школы, где учился Алексей: он, оказывается, любил играть в «Зарницу». Вот и воюет уже десятый год, с первой чеченской, был ранен и контужен. Нынешний контракт у него третий. В своем последнем слове на процессе Кривошонок просил суд принять во внимание, что у него на иждивении трое детей, а также учесть его «заслуги перед Отечеством».

— Я, конечно, виноват и должен получить, но немного, — напутствовал он судью.

Судья дал много — 18 лет колонии строгого режима.

Все остальные разведчики выступали на процессе в Ростове как свидетели. Правда, гвардии рядового Зинчука, того самого, что ранил пассажира остановленной машины, еще ждет разбирательство в Грозненском гарнизонном суде. Военная прокуратура просто расчленила одно преступление, совершенное в одно время и в одном месте, на два — случай в юриспруденции, можно сказать, беспрецедентный. Зато благодаря этому удалось изменить ставший уже привычным сценарий «чеченских процессов» с затяжными судебными слушаниями, оправдательными вердиктами присяжных и пересмотром несколько раз одного и того же дела. Тогда ведь еще было неизвестно, что Конституционный суд по запросу президента Чечни Алу Алханова примет решение рассматривать подобные дела без участия присяжных. Вот прокуроры и решили подстраховаться — не допустить очередного громкого судебного разбирательства.

Командира разведчиков капитана Пятницкого тоже будут судить отдельно — за то, что он якобы не выполнил приказ командования всегда находиться рядом со своими бойцами. На самом же деле неизвестно, где был в тот момент командир — рядом или нет. Прокуроры и судьи сделали все, чтобы разбить целостную картину преступления на множество осколков, которые теперь очень трудно будет снова соединить.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow