РасследованияПолитика

ОДИН В МОРЕ

РАССЛЕДОВАНИЯ

Этот материал вышел в номере № 37 от 22 Мая 2006 г.
Читать
Контр-адмирала Юрия Кличугина уже 10 лет преследуют именем Российской Федерации. Согласно официальной версии, поддержанной многими российскими СМИ, именно этот военный пенсионер является самым злостным коррупционером российского флота. Он...

Контр-адмирала Юрия Кличугина уже 10 лет преследуют именем Российской Федерации. Согласно официальной версии, поддержанной многими российскими СМИ, именно этот военный пенсионер является самым злостным коррупционером российского флота. Он до сих пор остается чуть ли не единственным должностным лицом, привлеченным к ответственности за преступную распродажу боевых и вспомогательных кораблей военно-морских сил России.

С флота, которому Юрий Авенирович Кличугин прослужил 42 года, его по-тихому списали. Уголовное дело против него пытались завести в 1996 году. Но состав преступления удалось найти только со второй попытки, в 1998-м. В 2003-м Кличугина осудили. Из единственной квартиры пытались выселить, имущество арестовывали, по всей Европе искали его собственность и банковские счета, для чего следователи ГВП неоднократно вылетали в загранкомандировки за счет бюджета. Нашли только пенсию в восемь тысяч рублей.

А в 2004 году упорное государство подало иск о взыскании с военного пенсионера Кличугина 136 миллионов 66 тысяч 228 рублей 30 копеек (приблизительно 4,8 млн долларов). В 2006 году Кунцевский суд г. Москвы удовлетворил иск полностью. Теперь с каждой пенсии Кличугин будет платить по четыре тысячи рублей. Чтобы полностью рассчитаться с Россией, он должен прожить 2000 лет.

Дай Бог ему здоровья!

Из открытых источников

Данные по продажам кораблей и судов ВМФ РФ, которые были совершены в период с 1992 по 2000 г. Большинство кораблей не выслужили и половины эксплуатационного срока и были проданы по цене металлолома. При этом с авианосцев при продаже не было снято даже секретное оборудование.

Цены приведены в тысячах долларов США.

Сторожевые корабли

СКР «Доблестный» — 69,54

СКР «Зоркий» — 227,5

СКР «Строгий» — 316,5

СКР «Стерегущий» — 314,16

СКР «Сообразительный» — 292,56

СКР «Свирепый» — 97,79

Эскадренные миноносцы

ЭМ «Упорный» — 173, 9

ЭМ «Внимательный» — 117,99

ЭМ «Громящий» — 225

ЭМ «Несокрушимый» — 216

ЭМ «Гневный» — 363

Большие противолодочные корабли

БПК «Хабаровск» — 579,6

БПК «Юмашев» — 468

БПК «Макаров» — 516

БПК «Исаченков» — 514,25

БПК «Исаков» — 496,1

БПК «Смышленый» — 189,57

БПК «Чапаев» — 744

БПК «Октябрьский» — 724,8

БПК «Владивосток» — 1083,77

Крейсера

РКР «Зозуля» — 756

РКР «Фокин» — 543,4

КР «Мурманск» — 1718,87

ТАВКР «Минск» — 4236,7

ТАВКР «Новороссийск» — 3832,34

ТАВКР «Киев» — около 1800 (продан в 2000 году)

Десантные и разведывательные корабли

ЛДК «Муромец» — 97,28

БДК «Ильичев» — 242,5

БДК-47 — 248,9

БЗРК «Закарпатье» — 192,24

МРЗК «Ильмень» — 3180,39

ССВ «Сарычев» — 113, 24

ССВ «Приморье» — 150,48

ССВ «Челюскин» — 114, 59

ОСВ «Забайкалье» — 207,99

Плавбазы, плавмастерские и измерительные корабли

ПБ-27 — 252,52

ПМ-147 — 161,7

ПМ-150 — 181,22

КИК «Спасск» — 868,5

КИК «Чумикан» — 1544

КИК-357 — 205

В общей сумме от продажи 41 корабля ВМФ РФ получил менее 30 миллионов долларов. А за один «Анадырь» — 21 миллион 285 тысяч долларов.

Досье «Новой»

Судно «Анадырь» построено в 1988 году. Полное водоизмещение — 27 тысяч тонн, грузоподъемность — всего 7 тысяч тонн. Строили по замыслу ГК ВМФ С.Г. Горшкова. Планировалось заказать в Финляндии три таких судна.

Уже после госприемки и перехода судна на ТОФ обнаружилось, что стрела 120-тонного крана «Анадыря» не достает до ракетного контейнера стоящей у судна-дока подводной лодки. Не хватало у стрелы всего лишь несколько десятков сантиметров, чтобы транспорт-док вооружения мог заниматься основным видом деятельности: грузить на подлодку баллистические ракеты.

Также не было создано для «Анадыря» системы базирования, судно почти круглогодично стояло на рейде, расходуя вхолостую моторесурс и топливо. Сутки простоя обходились ВМФ РФ в 20 000 рублей (в ценах 1989—1990 гг.). Использование судна в коммерции как контейнеровоза и сухогруза крайне нерентабельно, так как при большом водоизмещении грузоподъемность мала.

Феликс Громов (главком ВМФ РФ в 92—97-м гг.) назвал судно «черной дырой для пожирания денег».

Досье «Новой»

Юрий КЛИЧУГИН прослужил на флоте 42 года, в том числе 19 лет непосредственно в плавсоставе. На счету — более 12 дальних походов по Северной Атлантике, в районах Карибского бассейна и Средиземного моря.

Занимал должности командира БЧ-2-3, помощника командира, а потом и командира малого противолодочного корабля, командира сторожевого корабля, старшего помощника и командира большого противолодочного корабля. В 1983-м был назначен начальником штаба, командиром соединения надводных кораблей Балтийского флота. В 1989-м — начальник штаба Кольской флотилии разнородных сил Северного флота.

С 1993 по 2001 г. — начальник Вспомогательного флота ВМФ РФ. Награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени, орденом «За военные заслуги», 11 медалями.

Действующий «надводник» Юрий Кличугин был назначен начальником вспомогательного флота ВМФ РФ в начале 90-х. Это было время, когда военным разрешили зарабатывать на нужды армии коммерцией. Без соответствующих законов и контроля, при полной неразбирихе и попустительстве флот России потерял в сомнительных сделках огромное количество кораблей и судов. Особо странные сделки проворачивались на ТОФе (Тихоокеанский флот).

Для справки: в то время на ТОФе служили будущий главком ВМФ РФ Куроедов, будущий первый заместитель главкома Захаренко, будущий главный финансист ВМФ РФ Шевченко, будущий начтыла ВМФ РФ Михайлов и другие до сих пор действующие или ушедшие в отставку лица.

На своей вполне спокойной предпенсионной должности офицер старой флотской закалки Кличугин стал бороться с угоном российских судов, танкеров, буксиров и прочего флотского имущества. Со временем выяснилось, что Кличугин действует на нервы «пароходной мафии»: сначала слегка нарушил преступные планы, потом вытащил из-под ареста пару танкеров, потом перебил несколько сделок и поставил под угрозу прекрасно отлаженную схему. В конце концов, увел из-под носа преступников судно-док «Анадырь» и лично курировал его продажу за 21 миллион 285 тысяч долларов.

Это была сделка века. Впрочем, таковой остается до сих пор. Это самая дорогая продажа российского судна ВМФ. До сих пор все, что продано на флоте (а продано немало), уходило по самым бросовым ценам: например, авианосец «Киев» — за 1,8 млн долларов, авианосец «Минск» — за 4,2 млн, авианосец «Новороссийск» — за 3,8 млн.

Почему же судно-док «Анадырь», построенное в 89-м году для высадки гипотетического советского десанта на остров Хоккайдо и, соответственно, не использованное по назначению ни разу, почему судно-призрак, годами простаивавшее у причала, стоило в 5—10 раз дороже авианосца, у которого одни только турбины стоят около 5 млн долларов?

Потому что это была редчайшая сделка, совершенная без откатных схем. И выручка от продажи пошла в пользу флота, а не в карманы военных и штатских чиновников.

На миллионы долларов от продажи судна «Анадырь» Минобороны купило квартиры для офицеров. Кличугину лично пожал руку сам главком ВМФ РФ Феликс Громов и наградил кортиком. Громов, в свою очередь, доложил министру обороны Павлу Грачеву и тоже получил благодарность. Докладывал ли Грачев Ельцину — доподлинно неизвестно, но мог и похвастаться…

Через год, когда лицам, не заинтересованным в продолжении деятельности Кличугина, понадобилось во что бы то ни стало завести на него уголовное дело, главком Громов и министр Грачев потеряли память. Как контузило…

Что важно. В суде по уголовному делу был рассмотрен иск о взыскании с контр-адмирала ущерба в размере 13 млн долларов. Но военный суд прокуратуре отказал. И тем самым лишил в дальнейшем любого представителя государства возможности обращаться в суд с повторным иском против Кличугина.

Однако в 2003 году главный военный прокурор Савенков потребовал от министра обороны «принять действенные меры по защите законных интересов Российских Федерации» и предложил опротестовать сделку продажи судна «Анадырь». Одновременно заместитель главного военного прокурора Арутюнян пишет почти такое же письмо главкому Куроедову с требованием подать иск уже против контр-адмирала Кличугина о взыскании с него 4,8 млн долларов — ущерб, который Кличугин, по мнению прокуратуры, нанес государству, занизив продажную цену судна с 26 до 21 млн 285 тыс. долларов.

Прошло три года. ГВП не пошевелила пальцем, чтобы возвратить «Анадырь» в родные пенаты. Рискну предположить, что эта сделка никогда не будет расторгнута, потому что: а) она законна; б) с иском пришлось бы обращаться в иностранный арбитражный суд. Гораздо легче в родном российском суде предъявить абсурдное обвинение военному пенсионеру и навесить на него любую нереальную сумму. Возникают вопросы: какова истинная цель ГВП и знает ли министр обороны Иванов, кого ему подсовывают в качестве единственного ответчика за преступную распродажу российского флота?

Оглядывая последние полтора десятка лет своей жизни, контр-адмирал Кличугин замечает, что уголовное дело — не худший выход из ситуации, в которой он оказался. В начале 90-х, да еще на Дальнем Востоке, убивали и за меньшую ретивость. А огласку, сопутствующую делу, можно рассматривать как элемент необходимой защиты. Кличугин продолжает доказывать свою невиновность.

Более того! Он пытается привлечь к ответственности настоящих расхитителей российского флота, а это очень высокопоставленные государственные чиновники. Кое-что адмирал сумел сделать. В последнее время в СМИ все чаще появляются материалы о «пароходной мафии» времен 90-х и документальные свидетельства странных поступков как руководящего состава Главного штаба ВМФ РФ, так и следователей ГВП.

Пожалуй, самое яркое расследование провел журналист газеты «Версия» Вадим Саранов. Его даже вызывали в прокуратуру. Журналист готов был предоставить все документы для возбуждения уголовного дела против «пароходной мафии», но не документы интересовали следователей, а их источник. Дело в том, что большая часть флотского архива, свидетельствующая о махинациях, уничтожена (срок хранения якобы истек). Тем не менее документы упорно появляются в газетах и в интернете. Ни разу по изложенным в многочисленных публикациях фактам не была проведена прокурорская проверка. Ни одного уголовного дела не было возбуждено. Может быть, потому, что в статьях чаще всего фигурировала фамилия бывшего главкома Куроедова? Как мы помним, Куроедов пользовался огромной протекцией президента России и лишь из-за тяжелой болезни ушел в отставку. Есть версия, что Главная военная прокуратура «мышей не ловит» из уважения к заблуждениям президента.

Но в последнее время наблюдаем публичный и яростный конфликт прокурора Савенкова с куда более близким президенту человеком — министром обороны Сергеем Ивановым. Пик конфликта пришелся как раз на вынесение решения по иску против Кличугина.

В этих обстоятельствах дело Кличугина могло бы представлять большой интерес для обеих сторон конфликта. На примере дела Кличугина Министерство обороны могло бы камня на камне не оставить от ГВП — столько поводов для этого дало следствие над контр-адмиралом.

В свою очередь, для военных прокуроров в многотомном деле Кличугина сохранились бесценные свидетельства совершенных на флоте преступлений. В общем, появился бы чудесная возможность разобраться с настоящими армейскими коррупционерами.

Увы! Интересы этих ведомств, видимо, лежат в другой плоскости. Мы наблюдаем единение «противоборствующих сторон»: Минобороны идет на поводу у военной прокуратуры и подает беспрецедентный по сумме и заведомо неосновательный иск против военного пенсионера. И выигрывает, естественно, не без помощи ГВП.

О давлении, которое представители ГВП оказывали на военных юристов, сами юристы Никуличев и Яковлев говорили в суде, не стесняясь ни свидетелей, ни журналистов. Говорил об этом и нынешний главком Масорин, к которому Кличугин пробился на личный прием за помощью. (Когда-то они вместе служили и даже считались товарищами.)

Вместе с начальником юридической группы ВМФ Масорин охотно признавал могущество прокуратуры и бессилие в деле Кличугина. Устинов, рассуждал главком, скоро может стать президентом России. А Савенков — генеральным прокурором. (Характерные слухи, только с другими фигурантами, ходят, заметим, почти в любом уважающем себя крупном федеральном ведомстве. И все верят в свою значительность.) В общем, главком Масорин в такие прогнозы поверил и решил самоустраниться из битвы титанов. Поэтому прислал корректный ответ бывшему товарищу Кличугину: мол, вы теперь пенсионер, и флот никакого отношения к вам не имеет. Но как гражданин вы имеете полное право обратиться со своей просьбой лично к министру Иванову.

Кличугин, безусловно, собирается обращаться к министру обороны. Есть надежда на Верховный суд России, но — горькая ирония — более всего офицер и патриот России Кличугин верит в Европейский суд. В свое время Юрий Авенирович пропустил сроки подачи жалобы по основному (уголовному) делу в Страсбург — не было денег на грамотных адвокатов. Теперь интересы Кличугина представляет Борис Кузнецов, один из сильнейших адвокатов России, бесплатно защищающий офицеров флота. Он не видит иного выхода и уже начал готовить жалобу в Страсбург. 30 мая Мосгорсуд оставит в силе решение Кунцевского суда. (Сомнений в этом, к сожалению, нет.)

И жалоба контр-адмирала Кличугина против Российской Федерации уйдет в Европейский суд.

Комментарий адвоката Бориса Кузнецова

Прокуратура обвинила Кличугина в том, что он продал судно-док «Анадырь» ниже балансовой (остаточной) стоимости. В суде выяснилось, что балансовая стоимость составляет чуть больше 13 млн долларов США, а Кличугин подписал договор купли-продажи на 21 млн долларов. Но не оправдывать же Кличугина!

Тогда военный суд выходит за пределы предъявленного обвинения и, по сути, предъявляет ему свое новое обвинение, отличающееся существенным образом (грубее процессуального нарушения быть не может): Кличугин продал судно по цене ниже рыночной, которую суд установил сам, — 26 млн. Никакой оценки судна не проводилось. В первоначальных договоренностях с норвежской фирмой-покупателем сумма — 26 млн долларов — упоминалась, но в этих же договоренностях на ВМФ России возлагалась обязанность отремонтировать судно. Но денег на ремонт, а это почти 4,5 млн долларов, на флоте не было. Тогда по согласованию с руководством ВМФ Кличугин согласился на уменьшение цены на стоимость ремонта.

Второй эпизод — еще более нелепый. Кличугина обвинили в том, что он продал оборудование, которое, как посчитал суд, должно было быть снято с судна. При этом суд и эксперты применили методику продажи кораблей и судов на металлолом. Дело в том, что именно так — по цене металлолома, то есть очень дешево, — продавались практически все корабли ВМФ РФ, в том числе и все наши авианосцы. Это были не сделки, а аферы, потому что потом проданные как лом корабли перепродавались в несколько раз дороже, а немалые откаты шли в карманы высокопоставленным чиновникам флота и Госкомимущества. (Именно по этой схеме был продан, а потом перепродан авианосец «Киев». В скандале засветился бывший главком ВМФ РФ Куроедов. — Е.М.) Судно «Анадырь» в числе немногих было продано для его дальнейшей эксплуатации. Это, с одной стороны, означает, что именно государство, а не мафия получило за «Анадырь» максимальные деньги. С другой стороны, это предусматривает особый порядок продажи: на судне должны оставаться навигационное оборудование (компасы, радары, связь), спасательные средства (шлюпки, спасательные жилеты и т.п.), шкиперское имущество (флаги, канаты, тросы, кранцы и т.д.). Не может судно находиться в мореходном состоянии, если, например, у него нет якорей.

Но суд эти доводы просто не учел. Суд также посчитал, что Кличугин подписал договор купли-продажи, не имея доверенности на его подписание. Действительно, доверенности у него не было, но ст. 63 Гражданского кодекса РСФСР (ныне действующий Гражданский кодекс тогда еще только писался) гласила, что если сделка одобрена и не оспорена, то никакой вины на лице, совершившем сделку, нет. Письменных документов, подтверждающих одобрение продажи судна «Анадырь», удалось добыть несколько, в том числе рапорт заместителя главкома Еремина на имя главкома ВМФ России Ф. Громова с его резолюцией «Согласен», докладную Громова тогдашнему министру П. Грачеву с его резолюцией по распределению 21 млн долларов.

По моему убеждению, Главная военная прокуратура усадила на скамью подсудимых человека, который не дал воровать другим, а когда ему поручили, «вырвал» судно из рук «военно-морской мафии». Кстати, «Анадырь» уже стоял на балансе частной компании и был подготовлен к аресту и последующей продаже за долги фирме-посреднику, которая перепродала многие российские корабли всего за 1 доллар США.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow