СюжетыЭкономика

ПРИДЕТСЯ ВЫЙТИ ИЗ «ШАНЕЛИ»

ЭКОНОМИКА

Этот материал вышел в номере № 59 от 07 Августа 2006 г.
Читать
Алкогольная реформа затронула и парфюмерный рынок. Просто пока это не явно, но к концу лета хорошие ароматы могут оказаться в таком же дефиците, как и качественный алкоголь. О причинах такой ситуации «Новой» рассказала Маргарита СЕНЬКЕВИЧ,...

Алкогольная реформа затронула и парфюмерный рынок. Просто пока это не явно, но к концу лета хорошие ароматы могут оказаться в таком же дефиците, как и качественный алкоголь. О причинах такой ситуации «Новой» рассказала Маргарита СЕНЬКЕВИЧ, член совета директоров группы компаний «РостСиб Парфюм'c».

— Представители государства говорят о том, что необходимо уменьшить количество смертей из-за употребления некачественного алкоголя, и мы с этим согласны. Чиновники утверждают, что какая-то большая масса населения пьет тройной одеколон и от этого мрет. Но по сути своей законы № 171-ФЗ, 102-ФЗ коснулись всей парфюмерно-косметической продукции с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции: туши для ресниц, тоников для лица, лосьонов, некоторых кремов для жирной кожи, лаков для волос, дезодорантов, не говоря уже о туалетной воде, одеколоне и духах, которыми по их прямому назначению пользуется все прогрессивное человечество. Возможно, кто-то их и пьет. Но попробуйте выпить лак для волос из металлического баллона — это вам не вилкой в зубах поковыряться (что тоже следовало бы лицензировать). А как вы отнесетесь к бутерброду с тушью для ресниц? Деликатес?

Тройной одеколон пьют, видимо, потому, что его пить дешевле, чем какую-то водку «Артыбашка». Но мы, к примеру, продаем такие марки, как Dior, Estee Lauder, Lancome, Chanel, и никогда не отождествляли себя с алкогольными компаниями. Теперь мы с ними коллеги или конкуренты? Мы также должны за каждый миллилитр спиртосодержащей продукции отчитываться по системе ЕГАИС.

Госдума отложила в определенных случаях подключение парфюмеров к системе ЕГАИС до января 2007 года, поправки к закону подписаны президентом 26 июля 2006 года (№ 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ»). Мы приняли решение не подключаться к системе ЕГАИС до подписания поправок и вот уже месяц не работаем со спиртосодержащей продукцией.

Да, подключение отложили до 1 января, но ты все равно должен получать лицензию. Если компания продает спиртосодержащую продукцию объемом более 100 мл, то она должна заключать договор с ФГУП «НТЦ «Алтас» ФСБ России», приобретать специальное оборудование, программное обеспечение, оплачивать стоимость работ по подключению. Кроме того, в договоре есть такой замечательный пункт, как требование к рабочему месту для оператора, который будет работать с системой ЕГАИС. «Площадь помещения должна составлять не менее 12 кв. метров с обеспечением следующих условий: температура воздуха — в пределах от 18 до 25 градусов по Цельсию; концентрация пыли в воздухе — не более 10 мг/м3 при размере частиц не более 3 мкм; уровень освещенности на рабочих местах операторов ТСФ и ПИ — не менее 400 лк и не более 500 лк; наличие системы вентиляции и кондиционирования воздуха». А главное, что после всего этого мы ежемесячно должны будем выплачивать порядка 14 тыс. 500 рублей, включая НДС, за абонентское обслуживание. Сейчас отпускать и получать продукцию нельзя, хранить ее тоже нельзя.

Кроме того, не забывайте: чтобы получить лицензию, нужно пройти контроль пожарных, экологов, сан-эпиднадзора. Здесь начинаются разные «чудеса», потому что одни и те же нормы разные инспекторы читают и толкуют по-разному. На один и тот же склад с разницей в два дня ты можешь получить диаметрально противоположные решения: разрешить — запретить. И даже не потому, что они хотят что-нибудь «вымогнуть», а потому, что так понимают нормы.

Казалось бы, розничной торговли закон открыто не коснулся (кроме того что на каждой единице продукции должно быть предупреждение: нельзя употреблять вовнутрь). Однако розничные магазины теперь имеют право приобретать продукцию только у лицензированных компаний.

Конечно, так остро, как на алкогольном рынке с его пустующими прилавками, ситуация пока не стоит, но — временно. Магазины торгуют сейчас собственными запасами, а они не бесконечны. Резкое сокращение числа компаний—поставщиков парфюмерии снизит уровень конкуренции, что явно даст возможность залицензировавшимся повысить отпускные цены для магазинов, при этом процесс повышения цен будет происходить на фоне резкого сокращения ассортимента поставляемой парфюмерной продукции, ухудшения сервиса, организуемого поставщиками для магазинов, отнесения на цены затрат, связанных с новой системой учета, а также самих затрат на лицензирование и абонентское обслуживание в ЕГАИС.

Если рассматривать задачу государства сократить смертность населения России из-за употребления внутрь «Тройного», «Огуречного», настойки боярышника и т.п. путем столь экзотичного способа повышения качества и розничной цены, то, по-видимому, она будет решена. Плохо то, что этот закон нарушает права всех остальных потребителей продуктов для красоты и здоровья, которые будут довольствоваться урезанным ассортиментом и повышенными ценами.

«Гурманам» же, привыкшим пить Chanel, это не страшно. Тем, кто готов был выпивать 30 миллилитров eau de parfum за 2 тысячи рублей вместо бутылки коньяка, вряд ли повышение цены хоть как-то изменит структуру потребления. Гурманы — они на то и гурманы. А государство, как хороший маркетолог и рекламист, намекает им, что, кроме одеколона, они могут употреблять внутрь и всякие другие «вкусности» (перечень — в законе).

Создается стойкое ощущение, что закон может служить образцом закона, открыто принятого в интересах западных компаний, поскольку усиливает их и без того доминирующее положение, позволяет им ужесточать и без того необоснованно жесткие, часто не рыночные требования к розничным торговцам, являющимся представителями малого и среднего бизнеса.

Помимо лицензирования, проблем добавило включение в документооборот парфюмерно-косметических компаний справок-копий ГТД, которые должны сопровождать импортный товар. Розничные магазины не принимают товар без соответствующей сопроводительной документации, а это громадные кипы бумаг с печатями всей логистической цепочки — чтобы можно было увидеть, через каких поставщиков-покупателей до розницы дошла продукция. У меня такое ощущение, что ксерокс у нас вот-вот «сдохнет», хотя он отличного качества. Потому что мы все время заняты тем, что ксерокопируем справки.

Мы рады за бумажную промышленность, обороты которой резко возрастут. Но леса все равно жалко. Зато на парфюмерно-спиртовом переднем крае наступления на смертность по причине вреда от некачественного алкоголя и готовой продукции с содержанием этилового спирта все о'кей. Каждый проданный миллилитр учтен. Страна может спать спокойно и трезво.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow