СюжетыПолитика

ГОГЕН И МАТИСС ПЕРЕЕХАЛИ

СЕКТОР ГЛАЗА

Этот материал вышел в номере № 59 от 07 Августа 2006 г.
Читать
3 августа в Москве открылся новый музей, причем не современного, а классического искусства. ГМИИ им. А.С. Пушкина расширил свою выставочную площадь, и в здании бывшего Музея личных коллекций разместилась Галерея искусства стран Европы и...

3 августа в Москве открылся новый музей, причем не современного, а классического искусства. ГМИИ им. А.С. Пушкина расширил свою выставочную площадь, и в здании бывшего Музея личных коллекций разместилась Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. В 26 залах галереи представлены 400 живописных работ из собрания ГМИИ (по количеству — это десятая часть музейной коллекции). Некоторые картины (например, Ренуара и Дерена) в постоянную экспозицию попали впервые. «Дюфи тоже раньше не выставлялся, — рассказывает старший научный сотрудник, хранитель графики XX века. — Даже мы, научные сотрудники, не видели этих работ».

Теперь площади главного здания Пушкинского музея отведены исключительно искусству древнего мира и живописи XVII–XVIII веков. В новом же здании все по-новому: живопись Рокуэлла Кента, Ренато Гуттузо, графика Кандинского, отдельные залы у работ Матисса, Пикассо, Моне, Сезанна, Гогена. Огромные роскошные полотна Пьера Боннара разместились в холле, нашлось место и для керамики Андре Дерена, Мориса Дени, Жана Пюи…

«Жаль, что мало места, — вздыхают музейщики, — вот если бы пять этажей, а не три… Но кусочек музея мы все-таки отвели русскому зарубежью». Русскому зарубежью тут тесновато, работам Ларионова, Гончаровой, Бурлюка, которые есть в коллекции Пушкинского музея, хорошо бы сделать отдельный музей. Возможно, это дело будущего. Сотрудники музея говорят, что за главным зданием ГМИИ — Дворянское собрание, и там даже есть возможность сделать лифт, чтобы посетители могли приходить с колясками… В общем, искусству XX века было бы очень удобно.

Экспозиция нового музея выглядит удивительно целостно и органично, это несомненная победа научных сотрудников. Они создали музей истории изобразительного искусства XIX—XX веков, именно истории, потому что смогли показать хронологию, логику развития искусства от «назарейцев» и художников парижского Салона до фовистов и абстракционистов. В старом здании, когда живопись перемежалась античными статуями, это было невозможно при всем желании.

Основатель музея Иван Владимирович Цветаев когда-то мечтал о создании «музейского городка» на Волхонке, об уникальном культурном пространстве, в котором будет много музеев. Продолжением этой идеи стали филиалы ГМИИ: Музей личных коллекций, Музей-квартира Святослава Рихтера, Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева, а теперь еще и Галерея искусства стран Европы и Америки.

Новый музей для Москвы очень символичен, потому что значительная часть его экспозиции сформирована на основе московских коллекций И.А. Морозова, С.И. Щукина, С.М. Третьякова. Несмотря на осуждение, эти люди покупали картины, которые считались эпатажными и олицетворяющими дурной вкус. Привезя из Франции очередную работу Гогена, заикающийся Щукин повторял: «Вот су-сумасшедший написал и су-сумасшедший купил». Теперь Гоген классик, так же как и Ван Гог, который не любил Гогена, но их картины всю жизнь висят по соседству.

В одном из залов нового музея расположились пять работ Ван Гога, среди них «Красные виноградники в Арле» — едва ли не единственная картина, проданная при жизни художника. 350 франков заплатила за нее бельгийская художница Анна Бош, возможно, из жалости к нищему Ван Гогу. В общем, благодаря этой покупке она и вошла в историю.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow