СюжетыОбщество

ЕСЛИ ИНИЦИАТИВА ПУТИНА ПРОВАЛИТСЯ, ВОТ ЭТО БУДЕТ СИГНАЛ!

ОТДЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР

Этот материал вышел в номере № 72 от 21 Сентября 2006 г.
Читать
Несколько лет «Новая газета» проводила акцию «Нет мигалкам на дорогах!». Как минимум с 2000 года мы призывали высоких чиновников, особенно замеченных в ДТП, добровольно сдать проблесковые маяки. В январе 2000-го наши официальные запросы на...

Несколько лет «Новая газета» проводила акцию «Нет мигалкам на дорогах!». Как минимум с 2000 года мы призывали высоких чиновников, особенно замеченных в ДТП, добровольно сдать проблесковые маяки.

В январе 2000-го наши официальные запросы на этот счет получили тогдашний министр труда С. Калашников (в ноябре 1998-го на «Ауди» со спецсигналом врезался в «Опель» жителя Лобни на Волоколамском шоссе), министр по налогам и сборам А. Починок (в августе 1999-го протаранил «Дэу-Нексиа» в районе Трубной площади), а также патриарх всея Руси Алексий Второй (в мае 1999-го его «Мерседес» с мигалкой на Пречистинской площади врезался в «Тойоту»).

Письмо патриарху с предложением отказаться от спецсигналов мы лично подвезли к воротам его резиденции в Чистом переулке на черном редакционном «Запорожце» старого образца, оборудованном проблесковыми маяками. Под прицелом телекамер милиционер у ворот принял послание и передал его в канцелярию. Помнится еще, что не успели мы отъехать от резиденции его святейшества, как наш «Запорожец» тут же арестовали и передали постовому милиционеру непосредственно у храма Христа Спасителя. То есть мы были первыми арестованными носителями проблесковых маяков, ощутившими борьбу государства с привилегиями на дорогах.

В то время на наши запросы с просьбой отказаться от мигалок чиновники и бизнесмены по большей части не реагировали. Немногие из них добровольно сняли спецсигналы со своих авто (это были несколько депутатов Московской городской думы, в том числе и наш коллега Евгений Бунимович, и ее председатель г-н Платонов, а также банкир Александр Лебедев). Министр по налогам и сборам Починок ответил, что мигалку не отдаст, самому нужна.

В 2000 году по статистике, собранной нашими корреспондентами, в будни по Тверской перемещалось в среднем 35 машин с мигалками в час. У Белого дома поток составлял 32 машины со спецсигналами.

И все же вскоре инициативу средств массовой информации (акцию против дорожных привилегий проводила не только «Новая газета») поддержали два министра внутренних дел. Вначале Борис Грызлов, а затем и Рашид Нургалиев последовательно делали заявления о необходимости борьбы с мигалками и спецномерами.

Грянули первые уголовные дела. Немногим более года назад случился скандал с фальшивыми спецномерами. Сотрудники ФСО случайно обнаружили две «БМВ», как две капли воды похожие друг на друга. У них были идентичные номера серии ЕКХ — такие обычно выдают машинам, принадлежащим Федеральной службе охраны. После проверки выяснилось, что одна из машин оформлена на подставное лицо.

Следствие установило: клонирование машин некие предприимчивые люди поставили на поток. В зависимости от набора атрибутов (стробоскопов, мигалок, «люстр», номеров с российским флагом, предписания, запрещающего проводить в автомобиле досмотр) машина обходилась заказчику от 40 до 200 тысяч долларов. Дельцы придумали ловкий ход: чтобы обезопасить клиента, подбирали заказчику под его машину точно такой же автомобиль (марку, цвет), которым уже пользовался кто-то из государственных служащих.

В мошенничестве обвиняются заместитель начальника Главного центра административно-хозяйственного и транспортного обеспечения МВД полковник Михаил Шапатин, бывший сотрудник Службы внешней разведки Алексей Тарасов, бывший сотрудник московской ГИБДД Михаил Моторико, а также нигде не работавший, но имевший свободный доступ в Кремль сомнительный юноша Алексей Яковлев. Главной фигурой в этом деле считается Вячеслав Шер — он, по версии следствия, организатор преступного бизнеса. Сейчас дело слушается в Тимирязевском районном суде, правда, предварительное следствие прошло в закрытом от прессы режиме.

Впрочем, особое внимание к проблеме дорожных привилегий привлекло даже не уголовное дело, а случаи гибели в дорожных авариях высших российских чиновников. И тот факт, что виновными в происшествиях нередко назначают простых граждан. После гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, чей «Мерседес» со скоростью около 200 км в час врезался в «Тойоту» Олега Щербинского, виновником трагедии назначили Щербинского, что вызвало большое общественное возмущение. Акции протеста прокатились по всей стране, и Щербинский был оправдан. Когда положительный исход был очевиден, к борьбе с самими собой подключились активисты «Единой России».

И вот в 2006 году инициатива по избавлению от мигалок последовала от российского президента. На совещании силовиков В. Путин обратил внимание главы МВД на этот вопрос. Как только это произошло, «Единая Россия» коллективно и публично отказалась от мигалок.

Спешность, очевидно, объясняется наличием конкуренции — вдруг Партия жизни перехватит инициативу в поддержке мыслей президента? По крайней мере, никто не мешал раньше медвежьему парламентскому большинству принять соответствующий закон о мигалках, который давно и даже в трех вариантах пылится в недрах Думы.

И понеслись сюжеты по центральным телеканалам. Смешные, потому что очень похожи на те, что снимали с участием журналистов «Новой» 6 лет назад.

Правда, незамеченным остается один момент: мигалки можно отменить, но остаются и джипы сопровождения (тоже с мигалками), и так называемые «предписания на транспортные средства», не позволяющие автоинспекторам проверять автомобиль владельца такой бумажки (рынок подобных документов оценивается в десятки миллионов долларов). Машину можно также арендовать непосредственно у автотранспортного комбината Управления делами президента (подробнее «Новая газета» № 49 за прошлый год) всего за 510 рублей в час со всеми номерами и спецпропусками.

Наш многолетний опыт борьбы с привилегиями на дороге показывает: если исчезнет рынок мигалок, останется множество других, похожих (спецпропуска, документы оперативного прикрытия, номера специальных серий и т. д.). Итогом же нынешней массовой кампании станет только то, что цены на этих рынках сильно возрастут.

Комментарии

Кирилл КАБАНОВ — председатель Национального антикоррупционного комитета:

— Сейчас в зависимости от предлагаемого «пакета документов» установить проблесковые маяки, так называемые «мигалки», можно за 25—50 тыс. долларов. С сокращением официальных обладателей этой привилегии (примерно с 7,5 тыс. человек до 1,2 тыс.) цена мигалок возрастет ориентировочно до 100—150 тыс. долларов.

Что касается публичной акции «Единой России» по снятию спецсигналов, нужно учитывать, что Борис Грызлов принадлежит к числу лиц, охраняемых Федеральной службой охраны, то есть к нему приставлена еще и машина сопровождения со своими мигалками.

В «Единой России» публично сняли мигалки в том числе председатели думских комитетов, но если посмотреть законопроект на этот счет, который они поддерживают, то в нем те же председатели комитетов Госдумы как будто по-прежнему имеют право на мигалку. Где же здесь логика? И почему так давно валяются в Думе законопроекты Похмелкина и Рыжкова, которые предлагали более радикальные меры?

Есть и отдельные вопросы, к примеру, по предписаниям на транспортные средства, так называемым «спецталонам», препятствующим проверке автомобиля. Они сейчас обходятся чиновникам примерно в те же 25—50 тыс. долларов за документ. Или специальным номерам (отменят мигалки, а спецномера оставят, просто немного их изменив?).

Ростов-на-Дону

Как заявил пресс-секретарь губернатора Ростовской области Владимира Чуба Евгений Боевец, на губернаторской машине мигалок нет. Когда он передвигается по городу, его не сопровождают машины ГИБДД с мигалками. Но когда Чуб выезжает в районы и другие города области, а также встречает «высоких гостей», его сопровождают одна или несколько машин ГИБДД со спецсигналами.

Омск

Услышав вопрос о мигалках, пресс-служба губернатора Омской области Полежаева отослала к его помощнику Александру Бурлаченко. Тот, в свою очередь, без каких-либо разъяснений отфутболил обратно. После второй попытки представитель пресс-службы все-таки сообщил, что о намерении снять спецсигналы с губернаторских авто им ничего не известно. Напротив, по их сведениям, на последней встрече президента Путина с главами регионов выступал начальник ГИБДД России Виктор Кирьянов. Он, по словам представителя пресс-службы омского губернатора, призвал региональных руководителей больше заботиться о собственной безопасности на дорогах во избежание повторения трагедии с главой Алтайского края Евдокимовым.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow