СюжетыОбщество

БДИТЕЛЬНЫЙ ЧИНОВНИК ДОКОПАЛСЯ ДО КОРОЛЯ

МЫ И МИР

Этот материал вышел в номере № 72 от 21 Сентября 2006 г.
Читать
Во вторник в Москве прошла встреча заместителя начальника управления по делам политических партий и общественных организаций Федеральной регистрационной службы (ФРС) Анатолия Панченко с руководителями иностранных некоммерческих...

Во вторник в Москве прошла встреча заместителя начальника управления по делам политических партий и общественных организаций Федеральной регистрационной службы (ФРС) Анатолия Панченко с руководителями иностранных некоммерческих организаций. Речь шла о трудностях, с которыми сталкиваются иностранные НКО при перерегистрации.

Россия изменила правила игры в НКО в прошлом году. Нововведения страна восприняла с напряжением, причем не только наша. Конгресс США в декабре минувшего года даже принял резолюцию, в которой потребовал у российских властей отозвать законопроект или внести в него существенные изменения. Но Государственной Думе ни Америка, ни российское общественное мнение не указ, и закон о НКО был все-таки принят.

Согласно новому закону, все иностранные общественные организации, действующие на территории России, должны перерегистрироваться до 18 октября. За месяц до часа «Х» ФРС согласилась с ними обсудить проблемы, возникающие в связи с перерегистрацией. Пока только 26 организаций смогли перерегистрироваться (из них 8 — с первой попытки), еще 87 подали заявки. (До нововведений в России действовало от 200 до 500 НКО с иностранным участием.)

Как выяснилось в ходе беседы, проблемы носят формальный характер, но отражают глубинное отличие российского менталитета от западного. По мнению иностранных гостей, Россия в лице чиновников ФРС предъявляет массу претензий, не вполне понятных самим чиновникам. Например, на вопрос о том, почему французская организация должна принимать свой устав так, чтобы он соответствовал требованиям не французского, а российского законодательства, Анатолий Панченко ответить не смог. Еще иностранцы не понимают, по какой причине в уставы «материнских» организаций должна быть внесена информация о филиале, который организация открывает в России, или зачем при подаче документов нужна подробная информация об учредителях «материнской» НКО. «У нас есть пример организации, — сокрушался Анатолий Панченко, — которая была учреждена в XVII веке указом короля. В этом документе указывается только имя короля…». Чиновник явно сожалел о невозможности запросить нотариально заверенные паспортные данные самодержца.

Представитель Германии заметил, что в демократических странах предоставление личной информации о каком-либо гражданине без его согласия считается серьезным правонарушением. Ремарку о том, что в Германии место проживания (что требуется ФРС от учредителей) не указывается даже в паспорте, Панченко парировал так: «В России тоже много таких граждан — их называют бомжами».

Бурно обсуждался вопрос и о том, почему по новому закону иностранным НКО разрешается открывать в России только один филиал (раньше ограничения не было). При этом всплыла тема налогообложения: если филиал будет один (например, в Москве), а в других регионах — его подразделения, то налоги пойдут исключительно в столичную казну. Анатолий Панченко предложил тем НКО, которые радеют о наполняемости региональных бюджетов, регистрировать свои штаб-квартиры не в Москве, а в каком-нибудь депрессивном субъекте РФ.

Чиновник порадовал собравшихся сообщением, что после 18 октября (дата окончания перерегистрации) жизнь продолжится, а вновь создаваемые филиалы иностранных НКО будут тоже зарегистрированы. Уже действующие на территории России организации, не прошедшие в срок перерегистрацию, смогут сделать это потом, но на время оформления документов им придется приостановить деятельность. Правда, по словам чиновника ФРС, «любовь к ним небесконечна».

Что до потенциальной опасности, которую некоторые НКО якобы представляют для России, то выявлять такую опасность — дело «иных ведомств». Как пояснил Анатолий Панченко, отказ в регистрации по причине экстремизма возможен в двух случаях — либо если экстремизм записан в качестве уставной задачи, либо по решению суда о «нежелательности нахождения представителей конкретной организации на территории России». По словам чиновника, прецеденты таких судебных решений уже есть.

P.S. Тем временем стало известно, каким образом Общественная палата России поделила 250 миллионов рублей, предусмотренные бюджетом-2006 на развитие гражданского общества. В список главных претендентов на гранты вошли 17 НКО, которые возглавляют члены самой палаты (движение «Гражданское общество» Анатолия Кучерены, Лига здоровья нации Лео Бокерии, «Спортивная Россия» Ирины Родниной и так далее).

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow