СюжетыОбщество

ВОЙНА ПРОТИВ ДЕШЕВОЙ ПОПУЛЯРНОСТИ

ИНТЕРНЕТ

Этот материал вышел в номере № 72 от 21 Сентября 2006 г.
Читать
Я теперь знаю, кто такие защитники копирайта. Ранее я еще сомневался, прав ли, осуждая практику, когда скачанную из онлайнового магазина музыку можно проиграть только на своем домашнем компьютере, а в автомобиле уже нельзя. Когда меня...

Я теперь знаю, кто такие защитники копирайта. Ранее я еще сомневался, прав ли, осуждая практику, когда скачанную из онлайнового магазина музыку можно проиграть только на своем домашнем компьютере, а в автомобиле уже нельзя. Когда меня могут арестовать и подвести под уголовную статью только за то, что я поделился с единомышленниками через интернет понравившейся песней, — заметьте, не продавал ее, только поделился совершенно бескорыстно и честно оплатив доступ в Сеть. Когда пятисотдолларовые Blu-Ray и HD DVD-плееры хотят заставить автоматически ломаться, если в них будет вставлен диск без копирайтной сигнатуры. Когда честно купленный мной лицензионный CD содержит зловредную программу-вирус, которая не просто внедряется в мой компьютер и тайно отслеживает все мои действия, пресекая попытки проиграть добытые левым образом мелодии, нет, она еще и делает это хакерскими приемчиками, с нарушением всех норм безопасности.

Так вот во всех этих случаях я еще сомневался: а вдруг они, фанатики копирайта, в чем-то правы? Ведь это индустрия, она и в самом деле хочет заработать как можно больше, а я, пользователь, ей мешаю. Потому я сам старался мешать как можно меньше — просто не покупая никакой музыки, ни лицензионной, ни пиратской, в точности по той же причине, по которой я принципиально перестал ездить в московских автобусах после того, как там объявили вход только через переднюю дверь. Мне дарят диски Сухарева и Никитина, иногда других авторов, и мне хватает — поскольку это делают сами авторы или их представители, я точно знаю, что никакого копирайта не нарушил.

Но вчера я сомневаться перестал. Вчера я узнал о последней акции копирайтоборцев — по инициативе «лейблов» Sony и EMI сотнями закрывают сайты, на которых гитаристы-любители подбирают аккорды к любимым песням. Оказывается, табулатура есть «производная работа» (derivative work) и тоже попадает под копирайт. Даже если ты подобрал аккорды неправильно, все равно попадает! И тем самым, пытаясь неловкими пальчиками нажимать на струны под мелодию своего кумира, четырнадцатилетний пацан из какой-нибудь Аризоны наносит всей мировой индустрии просто чудовищный ущерб!

Теперь я точно знаю, что мы в этой музыкальной истории не с индустрией столкнулись. Мы имеем дело с сектой сумасшедших фанатиков, которые по какому-то недоразумению умудрились создать себе мощнейшее политическое лобби по всему миру. Накройся одеялом и слушай iPod — только тогда ты заведомо не нарушаешь никаких «цифровых прав». В противном случае ни в чем таком нельзя быть уверенным — если музыку услышит случайный прохожий, ты уже нарушаешь, так как совершаешь акт «публичного исполнения».

Между тем есть признаки, что ни один я так думаю. И, к счастью, даже в руководстве крупных компаний попадаются люди разумные. Например, Yahoo! — компания, от которой никто ничего такого не ждал, — вдруг открывает сервис Music Unlimited, где пользователи за фиксированную плату получают неограниченный доступ к композициям, не защищенным никакими копирайтными технологиями. Потом стало ясно, что это сделано попросту в пику Apple, так как защищенные файлы из ее музыкального магазина iTunes нельзя проиграть ни на чем, кроме iPod. За что Apple уже чуть не попала под антимонопольное разбирательство во Франции и в скандинавских странах. И подвижки наблюдаются — вдруг появилось сообщение, что Эрик Шмидт, исполнительный директор Google, вошел в совет директоров Apple. Google, как известно, благоволит ко всякой вольнице, и в кулуарах пошли разговоры о возможной переориентации iTunes на гугловскую бизнес-модель: бесплатный сервис за счет рекламы.

Но все эти люди и компании явно не из той непробиваемой секты копирайтоборцев, о которой идет речь. Те неспособны внимать никакой разумной аргументации, и в ущерб собственному бизнесу второй год (или уже третий?) тормозят начало продаж упомянутых Blu-Ray и HD DVD из опасения, что они будут способствовать «пиратству». Внезапно «они там» прозрели — после трех лет рьяной борьбы с пользователями пиринговых сетей оказалось, что вовсе не пиринговые сети есть главный враг (16% утекшей мимо кассы музыки), а настоящие пираты, то есть те, кто торгует без спроса (29%). Спросили бы меня три года назад, я бы им сразу сказал без всяких расчетов. И теперь все силы — на борьбу с пиратами!

P.S. В своей книжке по программированию, вышедшей год назад, я использовал отрывок из текста песни «Однажды мир прогнется под нас» с аккордами в качестве примера для иллюстрации процедур шифрования текста. Теперь я знаю, что нарушил авторские права группы «Машина времени», очень прошу Андрея Макаревича не подавать на меня в суд и готов, если потребуется, возместить коллективу нанесенный имущественный ущерб во внесудебном порядке.

P.P.S. О том, как копирайтное лобби пытается подмять под себя российское законодательство, читайте в октябрьском цветном номере «Новой».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow