СюжетыКультура

ОКТЯБРЬ. МОСКОВСКИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ

Театральный бинокль

Этот материал вышел в номере № 79 от 16 Октября 2006 г.
Читать
Пару недель назад спектакль Владимира Панкова «Док.Тор» (пьеса Елены Исаевой, «Театр.doc») признан лучшим на «Новой драме»-2006. Вслед за «Записками юного врача»-2004 Панков поставил действо о юном враче 1910-х. Но там булгаковский доктор...

Пару недель назад спектакль Владимира Панкова «Док.Тор» (пьеса Елены Исаевой, «Театр.doc») признан лучшим на «Новой драме»-2006. Вслед за «Записками юного врача»-2004 Панков поставил действо о юном враче 1910-х.

Но там булгаковский доктор Поляков (Алексей Черных) и полуголые люди в треухах и синих тюремных телогреечках вокруг него принадлежат нашему времени. Его маргинальной преисподней. Наркотический туман показан четко, страшно, подробно.

Театр не любуется «красотой несчастья». В «Кокаине» Касторфа под кайфом ловят гавайских бабочек. Черт одет a la Марлен Дитрих. Здесь, у нас, глючат и бьют без гламура: в глухой, Богом забытой собесовской «дурке».

Татьяна Владимирова играет фельдшерицу Анну Кирилловну. Бледная, растрепистая, укутанная в ватник женщина мягко ходит по сцене в обрезанных валенках. В тех же валенках встает на «пуанты» из нищих жестяных кружек. Цокает, крадется к молодому мускулистому Полякову с первым шприцем морфия в руках. И кажется худым уездным чертом: даже чортом (через «о» страшнее!). Бесом из достоевской баньки с пауками.

Но убедительно сыграно и превращение Анны Кирилловны в измученную, как тягловая лошадь, «хожалочку» при морфинисте. Она больше мать, чем любовница: лишь ей и нужен этот оглодок человека.

Серые щелястые заборы, штыковые лопаты, сине-золотые жрецы из «Аиды» (как и следует по Булгакову) сливаются в бреду пропащего. Вынырнув из ломки, Поляков глухо говорит: «А за сугробами тем временем произошла революция».

Всенепременно произошла-с: наркотический туман поймал доктора зимой 1917 года.

Рука не поднимается заключить: «Спектакль «Морфий» не только интересно сделан, но и весьма профилактичен. Словно все медицинские штудии привели Панкова к твердому убеждению г-д клиницистов: «Болезнь лучше предупреждать, чем лечить».

…Глупо как-то звучит. И очень уж назидательно.

Но по-хорошему — так бы и следовало написать.

Мартин Макдонах. «Остров Инишмаан». Режиссер — Ирина КЕРУЧЕНКО. Центр им. Мейерхольда

36-летнего британского драматурга ставят все, все, все! Поиск «новых форм» в итоге привел коллективного всеевропейского Треплева от «Психоза 4.48» к внятным, сюжетным, жалостливым, очень традиционным пьесам Макдонаха. Право, забавно…

«Калека с острова Инишмаан» поставлен в ЦиМе ученицей Камы Гинкаса. Хороша сценография Марии Утробиной. Ее Ирландия — серо-голубая, с белыми чепцами и бедными банками с крупой в деревенской лавке 1930-х. Эпизодическую, но важную для «Острова Инишмаан» роль играет свирепый ветер.

«Калека Билли» (Владислав Каптур) очень красив. Дикая пластика Хелен (Валерия Сизова), начинающей ирландской ведьмочки, — хороший актерский дебют. Но лучшие сцены сыграны тетушками увечного мальчика (Лидия Одиянкова, Екатерина Беспалая), сбежавшего в Америку. Ужас при мысли о смерти Билли, глухой утробный ужас заставляет старую деву Кейт нянчить серые морские камни, лепиться к ним ладонью, щекой, плечом. И сам спектакль обретает иной объем…

А так Макдонах (в большинстве постановок) — человек простой. Зато честный и добрый.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow