СюжетыОбщество

ГРУЗИНЫ ХОДЯТ ПО МУКАМ

ВЛАСТЬ И ЛЮДИ

Этот материал вышел в номере № 87 от 16 Ноября 2006 г.
Читать
Голодовка Мананы Джабелия* стала поводом для пресс-конференции ««Хождение по мукам» грузин в Москве продолжается». Пресс-конференция прошла 14 ноября в Независимом пресс-центре, докладчиками выступали председатель Московской Хельсинкской...

Голодовка Мананы Джабелия* стала поводом для пресс-конференции ««Хождение по мукам» грузин в Москве продолжается». Пресс-конференция прошла 14 ноября в Независимом пресс-центре, докладчиками выступали председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, член совета правозащитного центра «Мемориал» Светлана Ганнушкина, председатель движения общежитий Москвы Ирина Бергалиева.

«После того как по телевизору перестали раздаваться неистовые антигрузинские речи, у людей сложилось впечатление, что нарушение человеческих прав прекратилось. Ничего подобного. В спецприемниках по-прежнему полно грузин, и они сидят в очень тяжелых условиях, и массовые депортации продолжаются, и облавы на грузин тоже продолжаются», — заявила Людмила Алексеева. Правозащитники считают, что антигрузинская кампания нисколько не ослабла, просто перешла «в тихую, не освещаемую СМИ стадию». Правозащитный центр «Мемориал» продолжает работать «в две смены»: из-за очередей в коридорах адвокаты расходятся только в 11 вечера.

Как отметили правозащитники, задержание и депортация грузин происходят по одной и той же схеме. Человека берут под стражу, отбирают документы, и уже на следующий день суд приговаривает задержанного к депортации. Судебные процессы «по грузинскому делу» идут десять минут. В зал заседания суда подсудимые обычно не попадают: ждут в коридоре или в машине. Документы заносит в зал сопровождающий милиционер, он же расписывается за них в решении суда. Копию решения суда задержанным на руки не выдают, лишая их возможности подать кассационную жалобу. Если родственники все же добились выдачи копии, инспекторы «усиленно не советуют» подавать кассацию. Если жалоба подана, задержанных изводят многомесячным ожиданием под стражей нового суда (случай Мананы Джабелия) либо выдворяют из России еще до рассмотрения кассации.

Также известны случаи депортации граждан России грузинского происхождения. Берулава Дато — гражданин России — был задержан на улице 4 октября. Милиционер разорвал справку, подтверждающую гражданство (у Дато был паспорт СССР), заявив, что грузин-россиян не бывает. В зал суда Дато не пригласили. 9 октября Дато был выдворен в Тбилиси, по сей день живет там в гостинице, а родственники высылают ему деньги. Дома у него остались жена-инвалид и двое детей — пяти и одиннадцати лет.

Не поддается учету дискриминация грузин на бытовом уровне. Так, гражданке России Тамаре Робакидзе было отказано в обследовании в Институте имени Бурденко. Когда подошла ее многомесячная очередь в кабинет № 361, врач отказалась ее принять, заявив, что «больница грузин не обслуживает». А 22-летний Ираклий Микия не может сыграть свадьбу со своей любимой девушкой. Рестораны отказываются принимать грузинскую свадьбу, опасаясь «санкций».

  • Манану Джабелия, 50-летнюю беженку из Абхазии, живущую 13 лет на законных основаниях в Москве, задержали 4 октября 2006-го. 5 октября Нагатинский суд приговорил Манану к депортации в Грузию, где у нее нет ни дома, ни родных. В № 79 «Новая» рассказывала, как Манану спасали родственники и московские правозащитники. 13 ноября Манана объявила голодовку в спецприемнике на Новослободской, где ее держат уже 38 дней. Нагатинский суд не спешит назначать дату рассмотрения кассации, игнорирует просьбу Мананы дожидаться суда не в спецприемнике, а дома. Манана — гипертоник, приступы повторяются через день, надзиратели даже вызывали «скорую». Тем временем ее инспектор Екатерина Соколова «настойчиво советует» беженке подписать отказ от кассации и «не мучить себя и других».
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow