СюжетыОбщество

БЛАГОДАРЯ ПИРАТАМ ВСЯ РОССИЯ ОБЩАЕТСЯ НА ВЗЛОМАННОМ АМЕРИКАНСКОМ

ТЕХНОЛОГИИ

Этот материал вышел в номере № 87 от 16 Ноября 2006 г.
Читать
Не успел Билл Гейтс в очередной раз поговорить о вреде пиратства и покинуть Россию, как пираты нанесли ответный удар. Эти лихие люди пошли на абордаж и захватили болванку с копией новой операционной системы Windows Vista, тиражирование...

Не успел Билл Гейтс в очередной раз поговорить о вреде пиратства и покинуть Россию, как пираты нанесли ответный удар. Эти лихие люди пошли на абордаж и захватили болванку с копией новой операционной системы Windows Vista, тиражирование которой только что начал Microsoft. Вчера все новостные ленты, посвященные IT-технологиям, сообщили, что новая ОС уже выложена в файлообменные сети. Ее защита, правда, еще не взломана, но сомнений быть не может: какую бы броню и какие бы замки ни навесили на свой продукт программисты Гейтса, пираты взломают все это хозяйство в кратчайший срок!

Билл Гейтс, всегда говорящий о борьбе с пиратами так, словно речь идет об очередном крестовом походе за самые святые цели, упускает в своей риторике некоторые важные вещи. Не всегда и не везде пираты подвергались столь уж однозначному осуждению. В Англии XVI века пиратов считали национальными героями. Сэр Френсис Дрейк и сэр Уолтер Рейли, грабившие испанские галеоны и сжигавшие прибрежные города, были пиратами ее величества, и их пушки говорили во славу империи. Только когда империя воцарилась на всех морях и океанах, пираты стали не нужны, и их приравняли к уголовникам.

Наши, отечественные пираты тоже постарались для своей страны. В середине девяностых, когда домашние компьютеры появились в России, именно пираты обеспечили страну самым современным софтом. Компьютеризацию России проводило не государство, с причмокиванием поглощавшее миллиарды валютного фонда, и не большой бизнес, с восторгом вампира присосавшийся к нефтяной трубе, а скромный российский пират, выкладывавший на прилавок сотни программ по самой сходной цене.

Это пираты сделали компьютерные программы в России общедоступным, расхожим товаром. По всей Москве на рынках и рыночках они торговали очередной версией Microsoft Word и последним релизом Corel Draw по соседству с куриными ножками и бутылками спирта «Абсолют». В мире большой лжи и бандитизма, почему-то называвшегося бизнесом, они играли в свою маленькую игру по честным правилам. Большие люди воровали заводы и не отдавали кредитов — скромные продавцы дисков расписывались на каждой проданной коробочке, своей подписью гарантируя качество товара и его обмен в недельный срок.

Это пираты, выбрасывавшие на рынок самый современный программный продукт, сформировали бескомпромиссный характер российского пользователя. Компания Гейтса одно время предлагала как альтернативу пиратскому Office скромненький пакет Microsoft Works: бедненько, зато честно. Такой «офис для бедных» был отвергнут публикой с презрением. Люди в России в те годы не ставили (и по сей день не ставят) на свои компьютеры старые версии программ и не довольствуются скромными пустячками. Я знаю сильно пьющего артиста, который сидит за компьютером, оснащенным Windows XP Professional (обычная, непрофессиональная версия ему мала!), я знаю детей, которые в свои десять лет запросто рулят сложным Photoshop'ом и лепят домашние странички, как снежки, я знаком с человеком, который превратил свой ноутбук в монтажную студию, которой позавидует Голливуд.

Сегодня Россия занимает вполне пристойное место в мировом рейтинге по числу компьютеров и по обеспеченности интернетом именно потому, что десять лет назад бородатый деклассированный интеллигент — безработный инженер или подрабатывающий учитель — встал за прилавок и начал продавать на рынке коробочки с программами. Вот таким он, этот безвестный герой нашей компьютерной революции, запомнился мне, и таким его когда-нибудь изваяют в виде памятника: в перевязанных изолентой очках, с покрасневшим от мороза носом, с натянутым на голову капюшоном, постукивающий ногой об ногу, он стоит посредине России в своей курточке на негреющем синтетическом меху и держит в руках самопальный диск с этикеткой «Лучшие программы Microsoft для домашнего компьютера». На этом диске щедро напихано софта на три тысячи долларов, а стоит он сто рублей. Это, конечно, грабеж цивилизованного американского собственника Билла Гейтса, но без такого грабежа мы все и по сей день тюкали бы пальцами по клавишам пишущих машинок Optima и слали письма в конвертах, а не через интернет.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow