РасследованияПолитика

СВЕЗИ И СОХРАНИ

Медицина / МЕДИЦИНА

Этот материал вышел в номере № 87 от 16 Ноября 2006 г.
Читать
Утверждать, что государство совершенно не озадачено проблемами «скорой», было бы несправедливо. Озадачено в рамках нацпроекта по здравоохранению. К 15 декабря ГАЗ должен завершить поставку 6723 автомобилей «скорой помощи». Госзаказ этого...

Утверждать, что государство совершенно не озадачено проблемами «скорой», было бы несправедливо. Озадачено в рамках нацпроекта по здравоохранению. К 15 декабря ГАЗ должен завершить поставку 6723 автомобилей «скорой помощи». Госзаказ этого года — 4 миллиарда рублей, цена нового автомобиля — 20 тысяч долларов, зарубежный аналог стоит почти втрое дороже.

Повлияет ли обновление парка «скорой» на эффективность самой службы?

По логике вещей должно повлиять, то есть, разумеется, улучшить эту самую помощь. Но это в принципе. А на самом деле автомобили у тех, кому предстоит на них работать, вызывают противоречивые эмоции.

Дело в том, что настоящий автомобиль для «скорой» — это в последнюю очередь транспортное средство, то есть банальная перевозка, в первую — место, где спасают, реанимируют. И, конечно, везут бережно.

Врач «скорой», приехавший по моему вызову, первым делом спросил: «Могу я не выполнять клятву Гиппократа?». «До какой степени?» — уточнила я на всякий случай. Он усмехнулся и стал разматывать проводочки переносного электрокардиографа.

На следующее утро я нашла в интернете текст клятвы. Современная редакция текста гласила: «Я достойно и добросовестно буду выполнять свои профессиональные обязанности…». Доктор знал, о чем предупреждать, — в его чемоданчике не нашлось нужного лекарства, и он посоветовал быстренько сгонять в аптеку.

Вряд ли эта же самая фраза будет восприниматься пациентом как не самая лучшая шутка уставшего доктора, когда у него под рукой в критической ситуации не окажется нембулайзера для снятия бронхоспазма или прибора для ИВЛ (искусственной вентиляции легких).

С этой малооптимистической мыслью я ходила вдоль стендов 7-й международной медицинской специализированной выставки «Скорая помощь-2006».

С одной стороны, каждый стенд выставки предъявлял высочайший уровень, достигнутый в производстве приборов и оборудования, с помощью которых спасают людей. С другой — являлся воплощением черной зависти рядового врача с провинциальной подстанции. С третьей — множил в голове каждого редкого непрофессионального посетителя количество упущенных шансов в спасении его близких.

Вот эта штуковина (дефибриллятор. — Н.Ч.) могла бы помочь папе, а вот эта (нембулайзер. — Н.Ч.) — спасти девчонку из соседнего подъезда, которая задохнулась от тяжелейшего бронхоспазма. Но лучше не вспоминать.

Дефибриллятор стоил 7 тысяч долларов. Портативный нембулайзер — 120 долларов.

Портативные дефибрилляторы, по словам представителя фирмы «Рипл», за границей висят на каждом вокзале. И случись несчастье, каждый прохожий, не дожидаясь «скорой», может оказать помощь, потому что понять инструкцию к этому прибору в состоянии учащийся начальной школы. На нынешней выставке покупателей у дефибриллятора нашлось два. Головные офисы «Газпрома» и ВР — Bbritish Petroleum — купили для сотрудников высшего звена.

Другой дефибриллятор, полностью автоматический, производства США, уже предназначенный для реанимаций, позволяет мониторить больного непрерывно и произвести автоматическую дефибрилляцию в отсутствие врача. Может использоваться и в ручном режиме. Незаменимый прибор для кардиореанимаций, особенно у нас в России (где человеческий фактор, если иметь в виду врача, остается и самым надежным, и самым уязвимым одновременно). В Европе есть в каждом кардиоцентре. У нас — в четырех из восьмидесяти на всю страну. На выставке один экземпляр заказал Новосибирск. Опять не удержусь про стоимость — 9 тысяч у.е.

Если озадачиться простым арифметическим действием и, скажем, пять лет непрерывной работы аппарата в реанимации разделить на количество автоматических дефибрилляций, предотвративших остановку сердца, то мы получим цену если не жизни в полном смысле — реанимация место промежуточное, — то все же цену отсрочки смерти. Что выйдет по себестоимости? Долларов десять? Пусть специалисты поправят, если я считаю непрофессионально.

Около каждого стенда (а на выставке было представлено все, что нужно «скорым», реанимациям и медицине катастроф) я задавала один вопрос: заказов много? Отвечали одинаково: интерес колоссальный, но, судя по опыту, купят несколько десятков заказчиков. Дорогая аппаратура в государственные лечебные учреждения вообще уйдет поштучно. Эти приобретения госбюджетом не финансируются. Покупают, когда находится спонсор.

Девушка у стенда, рекламирующего автоматизированную систему управления «скорой», производящуюся в Казани, с гордостью сообщила, что их система уже работает в двенадцати городах России. Это значит, что в двенадцати городах телефонный звонок на «скорую» будет зарегистрирован в базе данных, оперативно передан бригаде, за ее передвижением можно будет следить по компьютеру и из диспетчерской подсказывать оптимальный маршрут. АСУ исключает ошибку в приеме вызова и позволяет при необходимости поднять архив.

Еще рассказала о том, как родственники умершего мужчины выиграли суд (что в практике уголовных дел с «диагнозом» в России само по себе редкость), доказав с помощью изъятой из архива записи переговоров вину диспетчера. Диспетчер утверждал, что на том конце провода сказали: «Мужчине плохо». На самом же деле сказали: «Мужчине плохо, он посинел». В этом случае бригада должна была выехать немедленно, а не спустя почти полчаса. Цена этой системы — около двух тысяч долларов. Это большие деньги для бюджета среднего областного города, даже если не просить одолжения у федеральной казны? Это деньги приблизительно одного городского праздника — традиционного и бессмысленного.

Из всех потенциальных потребителей «скоропомощных» услуг больше всего на выставке повезло новорожденным (есть все же высшая справедливость). Минздрав заказал сто транспортных инкубаторов бразильского производства. Системы батареи инкубатора встроены в корпус, поэтому его можно переносить. Это значит, что недоношенных детей смогут реанимировать уже в машине «скорой» еще в ста городах. И тогда 500 граммов живого веса у недоношенного младенца — не повод ставить на нем крест. Буквально.

Кроме выставочной части, в программе «Скорая-2006» имел место и научный форум. Его материалы были опубликованы в отдельном буклете. Материалы сугубо практические и научные, не предназначенные рядовому потребителю «скоропомощных» услуг. Но была там одна статья, из которой отношения «скорая помощь — государство» становились настолько же понятны, насколько понятен бывает случайно подсмотренный эпизод выяснения отношений между приличными людьми. Они вроде и говорят тихо, и без жесткой лексики обходятся, и аргументы убедительные… А все равно — тупик.

Статью под названием «Случай эффективного оказания экстренной помощи пострадавшему с огнестрельным ранением сердца» написали сотрудники станции скорой помощи Саткинского района ….. Н. Фурсенко и А. Нихоношин. Из краткого медицинского пересказа эпизода, который имеет смысл перевести на бытовой язык, следовало: бригада с сельской подстанции выехала на вызов к подстреленному из «Макарова» гражданину; на месте перевязали, поставили капельницу, дали кислородную маску; до больницы — центральной медсанчасти в Сатках довезли, прооперировали; потом прооперировали специалисты из областной. Подробности операции — на двух страницах убористым текстом.

Теперь сосредоточьтесь — уточненный диагноз: «Огнестрельное ранение. Повреждение сердца, диафрагмы, левой доли печени, сквозное ранение желудка, ранение селезенки, нижней доли левого легкого. Спустя 18 дней больной был выписан в удовлетворительном состоянии».

Резюме авторы статьи вывели следующее: «Даже линейные бригады должны оснащаться всем необходимым медицинским оборудованием, вплоть до портативных УЗИ, даже в глубинке есть высококвалифицированные кадры, способные спасти жизнь пострадавшим».

Логика хронически уставших от финансовой безнадеги людей, которые, предъявляя высочайший профессионализм, будто просят одолжения у власти.

Справка «Новой»

Скорая помощь Торонто принимает вызовы на 142 языках.

В Мэриленде на 36 машинах «скорой помощи» введена теледиагностика.

В Турине парамедики часть дороги проделывают в метро.

В городе Норвич (Англия) имеется служба парамедиков на велосипедах. Стоимость медицинского велосипеда — 900 фунтов стерлингов. Он оснащен мигалкой с сиреной, дефибриллятором, набором для реанимации, катетерами, тонометром, медикаментами.

Справка «Новой»

За медицинской помощью по поводу неотложных состояний ежегодно обращается каждый третий житель страны, каждый десятый — госпитализируется по экстренным показаниям, более 60% объемов стационарной помощи оказывается в неотложном порядке, неотложные патологические состояния, травмы и отравления занимают первое место среди причин смерти у лиц трудоспособного возраста.

По данным департамента развития медицинской помощи и курортного дела Минздравсоцразвития, за последние десять лет число вызовов «скорой помощи» увеличилось в три раза и возросло с 15 млн до 50.

Сами медики считают, что до 70% раненых в ДТП погибают из-за плохой оснащенности карет «скорой помощи».

Я неWWW.РУ

ДО ПАЦИЕНТА НЕ ДОТЯНУТЬ

И вот настал тот траурный день, когда списали нашу радость — «Мерс-310», который прослужил нам верой и правдой 13 лет… Помыкались на перекладных немного и получили санитарный автомобиль нового поколения, приобретенный станцией в рамках национального проекта «Здоровье».

Все члены восьмой бригады, по-мальчишечьи смакуя радость встречи, ворвались в автомобиль, и… слезы навернулись на наши глаза, когда мы осознали, что на ЭТОМ нам работать…

Открыли мы дверцу, поглядели на потолок машины, а в вытяжке заслонки нет, прямой доступ фактически на улицу. Пока, значит, на линию путь заказан…

Печку из салона не включить.

Немного о креплении оборудования и собственно о работе. Полноценный контроль за работой дыхательной аппаратуры невозможен, не говоря уже о дефибрилляторе. Попробуйте дотянуть «утюги» до пациента, выставить величину разряда и увидеть готовность аппарата одновременно. А теперь представьте: вам понадобился «дефи» на адресе (в принципе он должен быть с вами всегда), и вы летите за ним в машину – и начинается….

  1. Снимаем утюги с креплений на стене.
  1. Отрываем «липучку»-крепеж с ручки аппарата.
  1. Снимаем 10 кило с полочки.
  1. Крепим утюги с боков «дефи» и бежим к… трупу.

А вот и отсос. По задумке — съемный, имеющий встроенное питание от аккумулятора и от бортовой сети. Странно — отсос у ног, вопрос: чего отсасывать собираемся? А чтоб носилки попали в фиксатор, надо вручную повернуть задние колеса набок (хорошо если они чистые).

Антенна крепится на немыслимой железяке, сверху заклеена скотчем и замазана герметиком. Шины — четыре комплекта (рука-нога), 2 взрослых и 2 детских. Изготовлены они из гофрированного пластика толщиной 3—4 мм. Интересно, сколько часов они прослужат?

Я понимаю, что «Газель» не разрабатывалась под «03» и что национальный проект «Здоровье» равносилен лозунгу «поддержим отечественного производителя». Но я никак не могу понять, почему те, от кого зависит национальный проект, если чего случится, поедут в больничку в тепленьком, по-другому оснащенном «Форде», или «Мерсе», или в мощном «Шевроле». А наш муниципальный брат – в валенках, тулупе и в шапке-ушанке. Прокатить бы их в родной «газельке» в стужу лютую на носилочках, может, и удивились бы они…

Фельдшер БИТ подстанции № 27 САВОСТЬЯНОВ Денис

Этот текст был размещен на неформальном сайте «скорой помощи» — Фельдшер.Ру. Своими впечатлениями от новой машины с коллегами поделился фельдшер бригады интенсивной терапии (БИТ).

Мы публикуем лишь небольшую часть откликов на форуме…

Dr. Guevara

Кстати: не обратили внимания, что преобразователи-то — нерабочие: напряжение 220 В в их розетках существует, только когда машина стоит в гараже и подсоединена к внешней сети? А что будет, когда выйдут из строя аккумуляторы в отсосе, дефибрилляторе и аппарате ИВЛ? От сети-то они не работают…

Dr.asist.Raimonds

А где ремни безопасности? Это же при любой, даже маленькой аварии, себе шею посворачиваете. Ее на линию выпускать нельзя-то!

Angry_Pepper

Как говаривал проф. Ф.Ф. Преображенский: «В таких условиях я не могу да и не имею права работать! Поэтому я закрываю клинику и уезжаю в Сочи! А ключи оставлю Швондеру — пусть он оперирует…».

Шланги на ИВЛ очень короткие, нам пришлось притаскивать свои и удлинять. Непонятно, почему нет ни вакуумного матраса, ни бедренной шины.

DoctorAlex

Кардиограф к ним идет отвратительный, очень капризен к правильности наложения электродов, все время пишет об обрыве какого-либо из них. Очень много времени уходит, пока добьешься того, чтобы он «разрешил» записать ЭКГ. К тому же без наложения грудных электродов писать отказывается, что крайне неудобно, если вдруг приходится реанимировать, а переводить его в режим монитора весьма долго. Управление через меню неудобное и непродуманное, в экстренных ситуациях сильно раздражает. В общем, вылечить этого уродца нельзя, можно только убить. Да кто ж позволит…

Валерий

Половина оборудования умерла уже через неделю (кардиограф, пульсоксиметр, глюкометр и т. п.), остальное было неисправно изначально — ИВЛ не продыхивает пациентов… Что порадовало — так это укладка-термос, будет чем переохлаждение лечить.

Garibas

У нас за 3 месяца работы уже вылетала дверь в салоне, как-то при повороте оторвалось боковое кресло со скамейкой. Ну а про температуру в салоне я молчу, с ужасом ждем зимы (у нас средняя температура воздуха -300 С).

kitovras

Кардиограф из новой таратайки не проработал у меня и дня — отправили в ремонт. Те, кто работал на таких, говорят, что надо вешать все электроды, иначе не пишет — очень «удобно» при реанимации…

nativpet

Почитал… дурно стало.

Мне через неделю такое получать.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow