РасследованияПолитика

СВИДЕТЕЛИ СНЯТЫ С ПЛЕНКИ

ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ

Этот материал вышел в номере № 87 от 16 Ноября 2006 г.
Читать
Во вторник Фонд защиты гласности устроил в Москве пресс-конференцию, посвященную событиям, связанным с газетой «Пермский обозреватель» (ПО). Напомним, что фотокорреспондент газеты Владимир Королев 2,5 месяца находится под арестом. По...

Во вторник Фонд защиты гласности устроил в Москве пресс-конференцию, посвященную событиям, связанным с газетой «Пермский обозреватель» (ПО). Напомним, что фотокорреспондент газеты Владимир Королев 2,5 месяца находится под арестом. По решению одного из судов, это продлится как минимум до 23 декабря.

Фонд защиты гласности бьет тревогу. 11 сентября этого года Владимир Королев был объявлен подозреваемым и помещен в изолятор временного содержания. За месяц до этого, 2 августа, в редакцию газеты и офис группы предприятий «Альфа» (в том числе и охранное), учредителем которых является один человек, Игорь Гринберг, пришли вооруженные сотрудники следственного управления ФСБ края, следователи прокуратур районов города. В рамках возбужденных уголовных дел по ст. 137 УК РФ (по словам учредителя газеты Игоря Гринберга, следователи обвиняют Королева во вмешательстве в частную жизнь около 600 граждан города) и ст. 283 (разглашение гостайны) из редакции были изъяты компьютерные серверы. «Когда изымали серверы, — рассказывает главный редактор «ПО» Татьяна Соколова, — забрали и личные дела сотрудников, и трудовые книжки, и даже личные фотографии. Правда, ФСБ трудовые книжки уже вернула, но все остальное — до сих пор у них. А когда судья увидела трудовой договор с Королевым, очень удивилась». Удивилась, видимо, потому, что прокуратура оспаривает факт работы Королева на газету.

Как написал в письме Алексею Симонову начальник следственного управления прокуратуры края Ю.В. Сычев (узнавший о пресс-конференции заранее и пожелавший представить официальную версию), «Королев — бывший сотрудник МВД, а с 2005 г. — внештатный корреспондент ООО «Медиагруппа «ПО» (хотя Королев неофициально сотрудничал с «ПО» с 2003 г.)». «Преступления, инкриминируемые Королеву, — пишет Сычев, — никак не связаны с его деятельностью в качестве фотокорреспондента. Доводы о том, что Королев подвергается уголовному преследованию как сотрудник оппозиционной к руководству региона газеты, надуманны и необоснованны и имеют целью помочь избежать ему уголовной ответственности за преступления, совершенные им как частным лицом. Никаких претензий к журналистской деятельности сотрудников газеты «Пермский обозреватель» у следственных органов не имеется». По словам Сычева, «Королевым и иными лицами организовывались и осуществлялись, в том числе с помощью спецтехники, наружное наблюдение («слежка»), прослушивание телефонных переговоров и контроль пейджинговых сообщений».

Со времени ареста, по словам Соколовой, следователи пытаются установить факт работы Королева в газете — на каждую представленную редакцией его работу (фотографию) следует вызов свидетелей, которых просят рассказать, при каких обстоятельствах она была снята. «Идет проверка каждого материала Королева, — говорит Гринберг, — чтобы получить сведения о его работе, вызываются люди, которые, например, были на митинге, их сфотографировал Королев, а следователи говорят, что они были сфотографированы тайно». Соколова недоумевает: «Прокуратура через СМИ, лояльные к власти, создает мифы, что «ПО» не имеет отношения к возбужденным против Королева делам. Только тогда непонятно, почему наших журналистов вызывают на допросы». В результате многие не выдерживают: «Уже трех ведущих журналистов мы потеряли — они предпочли спокойную жизнь» (в штате газеты работают шесть человек, вне штата — еще двенадцать).

Как рассказал учредитель газеты Игорь Гринберг, Королев обвинялся по трем эпизодам: дважды за разглашение гостайны и за нарушение неприкосновенности частной жизни. Однако один из эпизодов «разглашения» следствие уже в вину не вменяет.

Глава Русского ПЕН-центра Александр Ткаченко напомнил, что очень схожее дело в Перми произошло около трех лет назад — ФСБ возбудила уголовное дело против газеты «Звезда» за разглашение гостайны. «Газета тогда отнеслась к делу легкомысленно, — вспоминает Симонов, — но нам это показалось тревожным: журналисты не могут быть носителями гостайны, они всего лишь соглядатаи. Благодаря адвокату Юрию Шмидту мы это доказали, дело закончилось полным поражением ФСБ. Но я был ошеломлен, когда недавно, приехав в Пермь, увидел, что «Звезда» сейчас подпевает следствию. Я не звонил, просто передал через знакомых главному редактору, что, если бы мы тогда отнеслись к их делу так же, как «Звезда», он бы уже давно сидел и ничего не редактировал».

От редакции:

«Новая» будет следить за этим делом и в ближайшее время попытается связаться с губернатором края Олегом Чиркуновым.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow