СюжетыОбщество

ГАИ ОТКРОЕТ «БАР У ДОРОГИ»

ЗА РУЛЕМ

Этот материал вышел в номере № 91 от 30 Ноября 2006 г.
Читать
«Новую» по-прежнему интересуют инициативы депутатов и чиновников, связанные с изменениями в жизни, пожалуй, самого дееспособного класса россиян — автомобилистов. Решения правительства последних двух-трех лет, коснувшиеся владельцев авто, —...

«Новую» по-прежнему интересуют инициативы депутатов и чиновников, связанные с изменениями в жизни, пожалуй, самого дееспособного класса россиян — автомобилистов.

Решения правительства последних двух-трех лет, коснувшиеся владельцев авто, — это поэтапное наступление на их права, которое трудно чем-либо объяснить, кроме как лоббированием интересов отечественного автопрома, чиновничества и ведомственных интересов ГАИ. А между тем реформа дорожных дел — проблема уже не совсем экономическая, потому что напрямую касается жизни тысяч людей. Мы продолжаем инвентаризацию властных инициатив на этом направлении.

Нельзя сказать, что те же депутаты и сенаторы совсем ничего не делают. Делают. Вопрос: зачем? На федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 годах» выделены гигантские средства, которые было бы правильно потратить на реформу ГАИ, на улучшение дорог и качества подготовки водителей, установку тех же видеокамер (не только в центре Москвы).

Но видный единоросс и сенатор г-н Федоров, некогда возглавлявший ГИБДД и поставленный ныне курировать дорожное законодательство, решил зайти с другого бока: увеличение штрафов, уменьшение прав автовладельцев, фактический запрет импорта американских и японских авто.

То есть выход нашелся простой как валенки: отчитаться о проделанной работе и дать возможность освоить гигантские деньги, заодно пролоббировав интересы российских автозаводов и отверточных производств (промсборка), а для того… просто уменьшить количество автомобилей на дорогах. Это не я в бреду, а депутаты. Смотрите: если эти машины запрещены и те тоже, если штрафы гигантские, права отбираются по желанию инспекторов ГАИ — иной вывод даже и не напрашивается.

Поправки в КОАПе, увеличивающие размер штрафов в 5—15 раз; возвращение балльной системы без учета времени погашения; административный арест на 15 суток для автомобилистов… Мало? Есть в дополнение и последнее постановление пленума Верховного суда РФ, подтверждающего невозможность оспорить в порядке гражданского судопроизводства результаты медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Разъясняю: тормозят, говорят, что вы пьяны, везут к знакомому (не вашему) доктору — и тот «рисует» вам выпитую бутылку водки. И даже не в эскулапе дело: инспектор может при помощи пресловутой трубочки Мохова—Шинкаренко и двух свидетелей управиться без поездки к наркологу. Спорить бессмысленно, единственный выход — взятка, потому что суд умыл чужие руки.

Но суд порезвился еще и на «встречке». Постановлением пленума ВС РФ № 18 одним нарушением фактически считается и движение по встречной полосе (а это лишение прав), и разворот (поворот налево) через сплошную (например, вам надо заехать к себе во двор на небольшой улочке, а дорожные службы не удосужились нарисовать на сплошной разрыв).

Доходы сотрудников ГИБДД все эти репрессивные меры, естественно, повысят, но усилить безопасность на дорогах вряд ли смогут.

Зато вновь вернулись к уже подзабытым было методам борьбы с прямыми конкурентами новых «ВАЗов» и «Волг» — американскому и японскому секонд-хенду. Американским авто, введя различные новшества в практику техосмотра, перекрыли дорогу с 2007 года (хоть атаку на уже ввезенные машины удалось отбить). Теперь вновь наступила очередь праворульных «японок».

Опять зазвучали страшилки про особую опасность правых рулей. Но автомобилисты озвучили факты, обнаруженные на сайте ГАИ (до того, как он перестал работать) и в данных Федеральной статистической службы: смертность при ДТП на Дальнем Востоке минимальна по сравнению с другими федеральными округами, а аварийность на 100 тыс. населения чуть меньше, чем в Московской области. Оппоненты примолкли; более того, начальник российской ГАИ генерал В. Кирьянов после поездки в Хабаровск заявил, что правые рули не влияют на аварийность.

Но вот недавно в «Коммерсанте» появилось интервью все того же сенатора В. Федорова, в котором он сообщил: в 2004 году на дорогах России в ДТП с праворульными машинами погиб 2741 человек, это почти 8% от всех погибших в ДТП.

Интересная формулировка: «ДТП с праворульными автомобилями». Для людей внимательных это отнюдь не то же самое, что «ДТП по вине водителей праворульных автомобилей». Но — далее. Если провести нехитрые арифметические расчеты, то окажется, что в РФ около 25 млн автомобилей. Из них праворульных — около 2 млн. Это 8%. Запоминаем число и идем дальше.

Федоров говорит о 8% от всех погибших в ДТП. Значит, эти 8% делятся на: ДТП по вине водителей праворульных автомобилей; ДТП по вине водителей леворульных автомобилей, но с участием праворульных; ДТП по вине пешеходов…

Очевидно, что вина правых рулей вряд ли превысит 50%. Но пусть даже половина из этих 8% — по вине владельцев праворульных автомобилей, то есть 4%.

Итак: ПРИ ДОЛЕ ПРАВОРУЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В ОБЩЕМ АВТОПАРКЕ РОССИИ, РАВНОЙ 7—8%, ДОЛЯ ДТП СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ ПО ИХ ВИНЕ — 4%. Так что если бы российский автопарк состоял на 100% из автомобилей с правым рулем, ЧИСЛО СМЕРТЕЙ на дорогах РОССИИ было бы меньше более чем в полтора раза! Свыше 10 000 человек ежегодно оставались бы живы… Вот такая арифметика.

И Бог с ним, если бы эти идеи не вызывали такого социального резонанса — при 2 млн владельцев (с женами-мужьями и папами-мамами это — интересы уже нескольких млн человек) любой запрет правых рулей грозит социальным коллапсом, прежде всего за Уралом. Сибирь и Дальний Восток во многом завязаны на правый руль.

Федеральный центр предоставил возможность Дальнему Востоку выживать самостоятельно, откачивая финансы и ресурсы. И люди нашли способ легального, законного заработка — праворульную экономическую нишу. Транспортные конторы, турфирмы, поставщики запчастей и автомобилей, ремонтники, перегонщики, продавцы — вся эта немалая рать кормит свои семьи с помощью правых рулей. Представьте, если все это перекроют…

Хочется отметить и системность наезда на владельцев правых рулей. В готовящемся специальном техническом регламенте Минпромэнерго «О безопасности автотранспортных средств», заменяющем ГОСТ и получающем силу федерального закона, уже заложены три пункта, которые делают невозможной эксплуатацию правых рулей. Требование одного из них гласит, что расположение органов управления транспортного средства должно соответствовать принятым в Российской Федерации условиям дорожного движения. Другими словами, правый руль — вне закона.

P.S. 22 ноября прошел «круглый стол», организованный Комитетом по обороне и безопасности Совета Федерации РФ и МВД РФ по теме: «Законодательные аспекты обеспечения правопорядка и безопасности на дорогах России». Общественная организация автомобилистов «Свобода выбора» была на него приглашена. По итогам возникшей перепалки между сенатором В. Федоровым (бывшим начальником ГАИ РФ) и представителями «Свободы выбора» автомобильной общественности было предложено принять участие в деятельности рабочей группы парламентариев.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow