СюжетыКультура

«РЕЙТИНГ — ЭТО БЕССТЫДНОЕ ЛУКАВСТВО»

ТЕЛЕРЕВИЗОР

Этот материал вышел в номере № 91 от 30 Ноября 2006 г.
Читать
К нашему телевидению отношение у меня сложное. С одной стороны, это мощнейшее средство, объединяющее людей и многим дающее иллюзию того, что они не одиноки. А с другой — если трезво поразмышлять на эту тему, то приходишь к выводу, что...

К нашему телевидению отношение у меня сложное. С одной стороны, это мощнейшее средство, объединяющее людей и многим дающее иллюзию того, что они не одиноки. А с другой — если трезво поразмышлять на эту тему, то приходишь к выводу, что современное российское телевидение — это технологическое устройство для продажи зубного порошка и средств от пота. Все, что прилагается к этому устройству, способствует более успешной продаже.

Надо быть очень хитроумным человеком, чтобы выудить из новостей, что же на самом деле происходит. И нужно быть психологически устойчивым, чтобы не впасть в пессимизм, потому что количество негативных новостей, катастроф и убийств гораздо больше, чем позитивной информации. Но это тоже приложение к технологии продаж. Ужасы привлекательны тем, что их легче продавать. И все, что происходит дальше, подчиняется этой технологии. Чтобы эффективно продавать товары народного потребления, нужна определенная изобретательность. Отсюда разнообразные шоу, танцы и песни со звездами, один раз их посмотреть можно, не больше. В принципе это развлечение для школьников третьего класса. Это и есть представление производителей развлекательных программ об уровне развития массового зрителя.

Я бы сильно удивился, если бы по Первому каналу хоть по какому-нибудь вопросу ведущим сделали человека, компетентного в том, о чем он говорит. Например, я бы удивился, если бы популярные лекции о музыке вел выдающийся дирижер Геннадий Рождественский.

Есть один канал, который не вписывается в технологию продаж, — «Культура», потому что на нем запрещена коммерческая реклама. Его и смотрю, в частности «Новости культуры», еще смотрю спортивные программы.

По «Культуре» мне нравятся «Линия жизни» и «Острова», потому что там всегда есть судьба человека; «Письма из провинции», рассказывающие о жизни в разных городах России, о провинциальных музеях. Рассказы Анатолия Смелянского об истории МХАТа, о Булгакове, цикл передач Александра Городницкого «Атланты в поисках истины» и многое другое. Мне интересны программы, в которых звучит авторская песня, как правило, это мои коллеги по цеху. Такие программы не только смотрю, но даже иногда в них участвую.

К сожалению, большинство игровых программ «списаны» с западных образцов посредством покупки лицензий. Я был в свое время крайне удивлен, когда программе «Как стать миллионером» дали очередную премию ТЭФИ. Это то же самое, как если бы российского продавца «Мерседеса» наградили медалью за создание лучшего автомобиля. А вот «Что? Где? Когда?» смотрел и смотрю. Это чуть ли не единственная оригинальная программа. Гениальность Владимира Ворошилова была в том, что он создал передачу, в которой игроки настолько заняты поиском решения, что забывают о том, что их снимают. И миллионы зрителей успевают участвовать в процессе поиска вместе с игроками.

Все разговоры о рейтинге, о том, что все, что не имеет высокого рейтинга, народу не нужно, — это такое бесстыдное лукавство. Тут читай: «Рекламодателям эти программы неинтересны». Люди с развитой душой и с развитым интеллектом не могут составлять большинство населения, но именно они определяют лицо нации. Такое мощное средство, как телевидение, должно ориентироваться и на них тоже, а не только на маргиналов. По крайней мере те каналы, которые называются государственными или общественными. Иначе получается, что государство совершенно сознательно ведет население к деградации, а значит, к потере Россией своего лица.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow