СюжетыКультура

МАСКИ, МИФЫ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ

ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ

Этот материал вышел в номере № 91 от 30 Ноября 2006 г.
Читать
За месяц до Нового года украшением ГМИИ им. Пушкина стала маска. Двадцать шестые Декабрьские вечера — самый изысканный музыкальный форум камерной музыки — пройдут в этом году в необычном интерьере: 27 ноября открылась выставка «Маски: от...

За месяц до Нового года украшением ГМИИ им. Пушкина стала маска. Двадцать шестые Декабрьские вечера — самый изысканный музыкальный форум камерной музыки — пройдут в этом году в необычном интерьере: 27 ноября открылась выставка «Маски: от мифа к карнавалу».

Маски как предмет культуры, несмотря на свое широкое использование и в искусстве, и в ритуалах, и в социальной жизни, остаются до сих пор предметом до конца не познанным. На выставке представлено более 300 экспонатов из крупнейших российских, а также из нескольких итальянских музеев — художественных, этнографических, театральных. Это — «энциклопедия» маски, отображающая ее развитие сквозь века, культуры и континенты, от самой древней, представленной в экспозиции маски ямной культуры, относящейся к III тыс. до н.э., до «Натюрмортов с масками» XX века, когда маска стала символом «безликого столетия». Маски, изображающие тотемных животных африканских культур и погребальные маски Древнего Египта, ритуальные маски первых веков народов Сибири и маски античной традиции, маски китайского и японского театров, маски духов-помощников шаманов Тихоокеанского побережья Северной Америки, эскимосские маски, маски буддийских стран, народов славяно-балтийского региона, комедии дель арте…

Борис Мессерер организовал все это художественное пространство таким образом, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть очарование и загадку каждого экспоната, а с другой — усилить интригу проникновения в тайну самого феномена.

Тема маски определила и программу музыкального фестиваля. Маска как образ, олицетворение, аллегория, непременный атрибут мифа, театральный персонаж, пародия, тип, характер, человеческий портрет в широком смысле слова — от Древнего Египта до Чаплина, Эйзенштейна и Феллини — тематически перетекает в программу музыкального фестиваля. Так, например, тема обряда просматривается в «Плаче» Эдисона Денисова или «Ночи в Галиции» Владимира Мартынова, в которой мы соприкасаемся с темой «маска как олицетворение природных сил» (русалка, леший)…

Маски как человеческие характеры, темпераменты звучат у французских клавесинистов XVIII века, в «Четырех темпераментах» Хиндемита, «Четырех портретах» Мийо. Маска — один из излюбленных художественных приемов у символистов: Дебюсси, Скрябина. Маска — атрибут театральных персонажей, таких, как рахманиновский Полишинель, а также Пульчинелла и Петрушка Стравинского. Шимановский объединил несколько своих скрипичных пьес в цикл «Мифы», а Лютославский свою пьесу назвал «Метаморфозы». Наконец, маска как олицетворение темных сил, своего рода дьяволиада — в «Ночном кошмаре» Равеля и «Фантастической симфонии» Берлиоза. Наконец, сами музыкальные жанры — соната, концерт, симфония, месса — были своего рода масками в определенных культурах в разные эпохи и претерпевали метаморфозы, что проиллюстрирует исполнение духовных впечатлений на традиционные религиозные тексты, с одной стороны, английских авторов XVII века, а с другой стороны, нашего современника Арво Пярта.

Как всегда изысканным оказался список исполнителей, среди которых немало постоянных партнеров фестиваля, таких, как Башмет, Гольдман, Николай Луганский, Алла Демидова. Замечательный музыкант и самобытный пианист Андреас Штайер увидел маску Баха в творчестве Шумана. Прозвучат опусы Шумана, написанные в традициях баховских сюит, которые вообще мало кто слышал, а также популярные произведения Шумана, в которых развивается та же тема.

Стоит обратить внимание на вокалисток Марьяну Липовшек и Бернарду Финк, знаменитого австрийского виолончелиста Генриха Шиффа, на вокальный ансамбль а капелла Ars Nova, который исполнит духовные произведения.

И наконец, ансамбли, так не похожие друг на друга. Red Priest (в переводе — рыжий священник, таким было прозвище Вивальди) — четыре виртуоза, которые играют в совершенно особой, далекой от академизма манере, вокально-инструментальный ансамбль Mala Punica и упоительный Il Giardino harmonico, который уже знаком поклонникам Декабрьских вечеров. В качестве дополнения к списку 16 декабря выступит квартет им. Бородина. А в качестве сюрприза организаторы надеются на внеплановое выступление Евгения Кисина.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow