СюжетыПолитика

АПТЕКАРСКИЙ ОСТОВ

Расследование

Этот материал вышел в номере № 07 от 1 Февраля 2007 г.
Читать
Среди нацпроектов, триумфально шествующих по стране, в Воронежской области самый успешный — “Здоровье”. Именно о нем местные власти чаще и охотнее докладывают населению. Например, муниципальные учреждения здравоохранения (МУЗы) Воронежа...

Среди нацпроектов, триумфально шествующих по стране, в Воронежской области самый успешный — “Здоровье”. Именно о нем местные власти чаще и охотнее докладывают населению. Например, муниципальные учреждения здравоохранения (МУЗы) Воронежа получили благодаря нацпроекту больше трехсот миллионов рублей. Зарплата участковых врачей выросла за год в три раза (до 14 тысяч), медсестер — в 2,5 раза (6,7 тысяч). И теперь укомплектованность медсестрами и участковыми врачами достигла 92,7%.

18 тысяч родовых сертификатов приняли медучреждения области. Средства пошли на допзарплату медикам, новую технику и лекарства для роддомов. Надбавка акушерам-гинекологам в среднем составила 4108 рублей, неонатологам — 2323 рубля, медсестрам — 1457 рублей.

Сосед мой по подъезду, ветеран войны и орденоносец, все эти цифры воспринимает как издевательство. Старик ходит в поликлинику и аптеки как на работу. Большинство добытых им рецептов “прокисает”: лекарств нужных в аптеках нет. Еще в ноябре Минздравсоцразв исключил дорогие импортные препараты из списка льготных — их должны приобретать теперь на средства местных бюджетов. Для большинства субъектов РФ это неразрешимая задача, поэтому льготные рецепты уходят в небытие. Дешевых отечественных аналогов, как правило, нет.

Главное управление здравоохранения (ГУЗ) обладминистрации тогда разъяснило: спокойно, почти все исключенные лекарства применяются только по назначению врача и все эти препараты можно будет получить бесплатно в стационарах.

Хронические больные, которые принимали эти лекарства дома (тоже по назначению врача), остались ни с чем: аптеки перестали их отпускать, поскольку в бюджете Воронежа лишних денег не было и не предвидится.

И уже с ноября в поликлиниках и аптеках Воронежа возник лекарственный ажиотаж. А тут еще и спецбригада из Генпрокуратуры, которая занялась криминальной веревочкой, которая потянулась в федеральный ФОМС именно из воронежского его филиала. А ФОМС, в частности, обеспечивал область льготными лекарствами. И на пользу ему визит следователей явно не пошел.

Даже в таких экстремальных условиях ГУЗ области присутствия духа не потеряло и заявило, что никаких проблем с поставкой льготных лекарств в Воронежскую область нет. Все, мол, идет по плану, а ажиотаж устраивают несознательные льготники, которые отказались от соцпакета и в последние месяцы года хлынули выписывать впрок пока еще бесплатные лекарства. ГУЗ это предвидело, так что не беспокойтесь, граждане, в январе все сразу нормализуется.

К концу января стало ясно: ничего не нормализовалось. Многие инвалиды за весь месяц так и не смогли получить лекарства, которые по медицинским показаниям им необходимо принимать каждый день. В воронежских поликлиниках выросли очереди — еще больше, чем в ноябре — декабре: старые рецепты стали недействительными, и больным надо выписывать новые. А в аптеках из списка лекарств, утвержденного правительством, почти ничего нет.

Росздравнадзор по этому поводу виновницей критической ситуации назвал “неотработанность системы распределения”. И тоже попенял льготникам: мол, все “отказники” от соцпакета ринулись в поликлиники запасать впрок бесплатные лекарства. Ажиотаж этот спровоцировал всплеск цен: средняя стоимость одного рецепта выросла с 500 до 700 рублей, что в несколько раз превышает нормативы. Потому и в январе ничего в аптеках нет: одни себе запасы сделали, а другие могут вообще умереть. Росздравнадзор не ожидал такой несознательности сограждан. И даже высказался в том смысле, что программа оказалась проваленной и надо не допустить подобного впредь.

При этом область осталась еще и должна поставщикам льготных лекарств аж 440 миллионов рублей.

Из 400 тысяч федеральных льготников в Воронежской области осталось 95 тысяч тех, кто предпочел деньгам соцпакет. На деньги им не выжить: большинство из них остро нуждаются в довольно дорогих лекарствах (диабетики, астматики, онкологические, онкогематологические больные). В январе они значительную часть своего времени рыскали по аптекам в поисках необходимых лекарств, надеясь, что где-нибудь они “завалялись”. Однако из двух тысяч препаратов правительственного списка в аптеках осталось не больше двухсот — тех, что подешевле.

В селах еще хуже: там больным предлагают искать лекарства в Воронеже. В райцентре Борисоглебск на две тысячи инвалидов-льготников в льготной аптеке остался один инсулин. Да и тот заканчивается. Но очереди не сокращаются. А звонки в Воронеж по “горячим линиям” и в фирмы-поставщики соединяют сельских стариков с автоответчиком или с вечным сигналом “занято”.

Уже в январе стало известно, что денег на льготные лекарства в местном бюджете не хватит, а в Москве постоянно “корректируют” обещанные транши. В сторону, разумеется, снижения.

На недавнем съезде предпринимателей Воронежа местную власть открыто обвинили в сращивании с бизнесом. С трибун говорили, что из каждого крупного проекта в регионе торчат уши чиновников. Поставками в Воронежскую область тех же льготных лекарств, например, занимаются две частные фирмы, которые вовсе не с улицы попали в крупные поставщики нацпроекта.

Если раньше народ и партия считались едиными, то теперь на съезде твердо констатировали: едины власть и прибыльный бизнес.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow