СюжетыЭкономика

КУКУРУЗА ВЫРАСТЕТ НА БОЛОТЕ?

Мы и мир

Этот материал вышел в номере № 07 от 1 Февраля 2007 г.
Читать
Международная конференция по проблемам сохранения исторического облика городов, внесенных в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (одним из них является Петербург), проходит в Северной столице в обстановке “строгой секретности”. И...

Международная конференция по проблемам сохранения исторического облика городов, внесенных в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (одним из них является Петербург), проходит в Северной столице в обстановке “строгой секретности”. И небывалого накала страстей.

Эксперты ЮНЕСКО из Европы, США, Японии, Австралии прибыли в Петербург в понедельник. Дальнейшие события развивались по законам детективного жанра. Смольный попытался “засекретить” мероприятие. Минимум официальной информации. Нейтрализация прессы. (Журналистам настойчиво разъясняли, что работа конференции пройдет за закрытыми дверями.) Отсечение непокорного социума. (Известных питерских историков и архитекторов, выступающих против планов разрушительных архитектурных новаций на берегах Невы, не включили в число приглашенных.)

Дошло до курьеза: приглашения не удостоились участники Петербургского городского совета по сохранению культурного наследия, многие из которых лично знакомы международным экспертам, как, например, директор Фонда спасения Петербурга Александр Марголис. Даже директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, известного своим критическим отношением к “газоскребу”, поначалу не оказалось в списках. И это при том, что конференция открывалась в… Эрмитаже.

Но, как известно из школьного курса физики, сила действия равна силе противодействия. В понедельник международных экспертов у стен Эрмитажа встречали пикетчики с плакатами “Спасите город от “Газпрома!”. А состоявшаяся поздним вечером во вторник встреча питерской общественности с делегатами форума, которая закончилась в полночь, произвела на гостей сильное впечатление.

“Мы давно не видели такого накала страстей при обсуждении архитектурного облика городов в наших странах! Можно только поздравить Петербург с тем, что здесь живут такие небезразличные люди!” — говорили потрясенные эксперты ЮНЕСКО после жарких двухчасовых дебатов.

Да, у нас — своя специфика. Рассчитывать на активность лояльных к исполнительным властям народных избранников не приходится. Остается одно: выходить на улицы с плакатами, взывая к мировой общественности.

Если сегодня проявить слабость, дать газовому монополисту утвердить свои амбиции в стекле и бетоне, поставив напротив ажурного смольнинского собора Растрелли четырехсотметровый “кукурузный початок” “Газпром-сити” (проект здания напоминает гигантскую кукурузину), завтра похожие монстры могут начать размножаться. И задавят уникальный равнинный петербургский ландшафт, где на фоне хмурого балтийского неба сверкает золотой ангел Петропавловки и кораблик Адмиралтейства.

Кстати, целостный ансамбль исторического центра Петербурга как раз и является той, как говорят музейщики, “единицей хранения”, что включена в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. И как только эта целостность будет нарушена, город на Неве рискует лишиться статуса памятника мирового значения. Хотя городским властям от этого, возможно, станет только легче.

В Питере вспоминают опыт Парижа и Рима, где центр как единый ансамбль сохранен. В том числе вспоминают и в связи с “газоскребом”. К примеру, говорят о разумном компромиссе во французской столице. Пример — парижский деловой район Де-Фанс. Он словно нанизан на перспективу, которая берет начало от Лувра, сада Тюильри и площади Согласия, прочерчивает Елисейские Поля и ныряет под Триумфальную арку. И потом где-то вдали, в дымке завершается небоскребами Де-Фанс. Но именно вдали. Конкретно — в 12 километрах от центра города.

Это совсем не то, что наметил “Газпром”, шагнувший от исторического центра Петербурга всего лишь на другой берег Невы. И воротящий нос от альтернативных мест расположения почти четырехсотметровой “кукурузины” подальше от Растрелли, Росси и Монферрана. И то верно: главная российская монополия должна быть непременно в центре!.. И если нынешние революционные планы станут явью, то уже совсем скоро, из какой точки города ни посмотри, мы непременно упремся взглядом не в адмиралтейскую, а в газпромовскую иглу.

Еще один заслон на пути хаотичной застройки Петербурга — так называемый высотный регламент. Это городской строительный устав, запрещающий высотное строительство в историческом центре. Причем по давней традиции еще с императорских времен — чтобы здания были не выше Зимнего дворца. Эта взлелеянная тремя веками истории горизонтальность и создала неповторимый облик Северной Венеции. Правда, сегодня уже есть примеры творческой “корректировки” регламента. Но в целом он все же держится.

Общественность взывает: давно пора высотный регламент узаконить, утвердить на века. Чтобы, так сказать, передать эстафету детям и внукам. Ведь сегодня регламент является временным, действует до принятия городского закона “О правилах землепользования и застройки”, где должны быть узаконены высотные ограничения. Проект закона должен обсуждаться в Смольном в начале марта.

Правда, здесь, как говорится, возможны варианты. Вот буквально на днях “строительный” вице-губернатор Александр Вахмистров огорошил горожан революционным предложением: высотный регламент вообще отменить. Если это предложение встретит понимание питерского городского правительства и депутатов Законодательного собрания, последствия не заставят себя ждать.

— Именно поэтому сегодня я говорю: надо ставить вопрос шире, не ограничиваться обсуждением одного только проекта небоскреба “Газпром-сити”, — считает Александр Марголис. — Смерть высотного регламента будет означать смерть исторического Петербурга. По моим данным, в очередь к Смольному уже готовы выстроиться инвесторы со своими проектами башен. Тогда небоскребы заполонят Петербург, заслонив небо над историческим центром.

Теперь к отечественным интеллектуалам присоединились международные эксперты. Представители ЮНЕСКО заявили, что они также выражают озабоченность судьбой исторического облика города на Неве. И будут обсуждать эту проблему. А директор центра всемирного наследия ЮНЕСКО Франческо Бандарин однозначно считает проект газпромовской башни неприемлемым для Петербурга.

— Как вы думаете, услышат ли вас российские и петербургские власти? — спросил я Бандарина.

— Я на это надеюсь. Ведь, по-моему, это голос разума.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow