СюжетыКультура

СЕКТОР ОБЗОРА

Музыкальная жизнь

Этот материал вышел в номере № 07 от 1 Февраля 2007 г.
Читать
23 января в Камерном театре началось празднование 95-летия Бориса Александровича Покровского. Созданный им Камерный театр показывает несколько лучших своих постановок, начав с премьеры — оперы Чимарозы “Тайный брак” образца жанра opera...

23 января в Камерном театре началось празднование 95-летия Бориса Александровича Покровского. Созданный им Камерный театр показывает несколько лучших своих постановок, начав с премьеры — оперы Чимарозы “Тайный брак” образца жанра opera buffa (смешная опера).

Покровский делает ставку на молодых артистов, и дуэт влюбленных — ангельское сопрано Олеси Старухиной (Каролины) и “сливочный” тенор Алексея Сулимова (Паолино) — составляют достойную компанию мэтру Камерного, серьезному (до смешного) басу Герману Юкавскому (Джеронимо), безусловному лидеру команды, задающему тон всей буффонаде, у которого получился, пожалуй, самый итальянский персонаж.

Нашлось место и традиционным для “буфы” гэгам — всеобщее ковыряние в проволочных макаронах, рифмующееся с моментом “имброльо” (в переводе — “путаница”: обязательный элемент оперы-буфф), кутерьма с постоянным переодеванием шляпок и подстреленные утки, падающие прямо в зрительный зал….

Премьера другой оперы из юбилейного венка — “Нос” Шостаковича — состоялась тридцать лет назад (сам Шостакович ходил на репетиции Покровского, а Геннадий Рождественский начинал на ней свою карьеру). Но догадаться о возрасте спектакля трудно — в нем воплощены самые актуальные идеи оперной постановки: физическая активность певцов, их работа в зале, с залом и в антракте, партия балалайки, вышедшая из оркестровой ямы на сцену, синтетическая функция самой сцены — это и интерьеры Петербурга, и костюмерная, и гримерная театра. Мир Гоголя, мир Шостаковича и мир театра, таким образом, существуют параллельно…

Вообще нынешняя публика, ориентированная на пафосные, масштабные зрелища, а то и на тусовочные, недооценивает преимущества камерных сцен, дающих возможность артисту спеть лично для тебя, а тебе — увидеть глаза поющего. А как хорош Театр Центра оперного пения Галины Вишневской! Напоминает кукольный домик, где все, как у взрослых, но в миниатюре — 6 рядов в партере, бельэтаж(ик), амфитеатр(ик) и балкон(чик). И, кстати, прекрасная акустика. В честь юбилея Покровского в этом зале давали “Иоланту”, и Галина Павловна прилетела на день из Парижа, чтобы приветствовать Учителя, с которым начинала карьеру в Большом. Появление Покровского в ложе(чке) зал приветствовал стоя, в ответ на аплодисменты и букеты сам Борис Александрович пошутил: “Мне показалось, будто я тенор”.

Иван Поповски — автор нескольких постановок в Центре Вишневской — творит на сцене сказочный мир (игрушечный замок и розовые кусты совсем как настоящие), но страсти разыгрываются подлинные. Чрезвычайные голоса (не забывайте, что спектакли Центра — “производственная практика” уже дипломированных певцов, сдавших Вишневской экзамен на право брать уроки совершенства) и классический внутренний драматизм (отсюда, может быть, некоторая сдержанность, нерешительность в движениях).

Мария Пахарь (сопрано, напоминающее саму Вишневскую), Георгий Гайворонский (чистейший романтический тенор), а также выпускники Центра Алексей Тихомиров (ныне ведущий бас “Геликона”) и Николай Анисимов (удивительной звонкости баритон, до недавнего времени служивший в “Новой опере”) вызывали не только аплодисменты в зале, но и восторженные реплики юбиляра.

Центр Вишневской дает всего несколько спектаклей в месяц — “производственной практике” Галина Павловна предпочитает школу. В начале марта — премьера Центра, столь любимая его директором опера “Кармен”…

2 февраля юбилей завершится в театре на Никольской концертом “Виват, Покровский!”, программу пока держат в тайне ведущие музыкальные театры страны — Большой, Станиславского и Немировича-Данченко, “Геликон”…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow