СюжетыОбщество

ПОМЕХА СПРАВА

Вячеслав Лысаков: "Никто не доказал, что водитель, сидящий справа, опаснее сидящего слева".

Этот материал вышел в номере № 07 от 1 Февраля 2007 г.
Читать
Планы по резкому поднятию штрафов, введению балльной системы и административному аресту на 15 суток за нарушение ПДД были бы восприняты более терпимо, если бы этим острозаточенным инструментом орудовали «хирурги», а не «дяди с большой...

Планы по резкому поднятию штрафов, введению балльной системы и административному аресту на 15 суток за нарушение ПДД были бы восприняты более терпимо, если бы этим острозаточенным инструментом орудовали «хирурги», а не «дяди с большой дороги». К сожалению, «хирургов» в ГАИ всё меньше, а «дядей», оставленных государством на самопрокорм на дороге, всё больше. Но это отдельная тема.

По ситуации с правым рулем. Одно из двух: или мой коллега лукавит или не очень осведомлён, в связи с недавним отсутствием в России и длительной акклиматизацией по возвращении. Иначе чем объяснить его утверждение, что «никто на заседании Думы не собирался запрещать с какого-то срока ни ввоз японского «секонд-хэнда» в Россию, ни его эксплуатацию», поэтому зря вы, мол, бурлили негодованием. И как понять его веру в то, что г. Фёдоров «работает над проектом законов по безопасности дорожного движения, но законов общих, основополагающих, базовых, среди которых запрета на правый руль нет».Бурлили мы не зря, и я повторю то, о чём я уже писал: на пресс-конференции, прошедшей 26 октября 2006 года в газете "Известия", из уст г. Фёдорова прозвучали слова, которые могут подтвердить десятки представителей СМИ, о том, что одним из нововведений станет ограничение допуска на российские дороги праворульных автомобилей и в документе (имеется в виду готовящийся закон «О дорожном движении»-В.Л.) будет "жестко прописан вопрос о допуске на российские дороги праворульных автомобилей."

Авторитетное интернет-издание «Газета.ру» так процитировало сенатора: СВ Азии ездят машины с правым рулём, в Европе с левым. Мы должны окончательно решить вопрос с праворульным транспортом в России. Пока неизвестно, как решится этот вопрос в проекте закона, но я против эксплуатации автомобилей с правым рулём в нашей стране».В. Фёдоров заявил по телефону журналисту «Коммерсанта»: «Речь лишь об ограничении ввоза таких машин. Никто собственность у людей, конечно, отнимать не будет. Я считаю, что Россия не должна быть помойкой Японии, а праворульный автомобиль предназначен только для езды по левой полосе дороги». И, наконец, сенатор однозначно ответил на прямой вопрос «Коммерсанта» (цитирую по газете от 20 ноября 2006 года):

– Вы предлагали ограничить использование праворульных автомобилей. Будут ли эти ограничения прописаны в законе?

– Да. Только в 2004 году на дорогах РФ в ДТП с праворульными машинами погиб 2741 человек, это почти 8% от всех погибших в ДТП. Праворульные машины технологически предназначены для левостороннего движения и основную угрозу представляют при езде на трассе. Ведь при выезде на "встречку" во время обгона, как бы водитель ни старался, он не увидит опасности. Кроме того, пассажиры из таких машин высаживаются на проезжую часть, а фары светят в неправильном направлении».

Мы уже анализировали эти 8% («Новая» № 91 от 30 ноября 2006 г.) и не будем к этому возвращаться в силу несерьёзности аргументов (при этом никто не отрицает необходимость коррекции светового потока регулировками или заменой фар). Да, сейчас В. Фёдоров говорит обратное, мол, в законе «О дорожном движении» о правом руле не будет ни слова. Правда, такая метаморфоза с ним приключилась именно после того, как своими заявлениями он вызвал мощный общественный протест, заложив детонатор социального напряжения. Вопрос переведён им в плоскость Техрегламента, да тут хрен редьки не слаще. Слово не воробей. А значит, и утверждение, что В.Фёдоров – «главный враг праворульщиков» - соответствует истине.

Удивила информация коллеги о том, что, оказывается, «с середины 90-х ГАИ ведет статистику участия в ДТП праворульных машин», но что эта статистика «не проанализирована». При всём уважении и даже симпатии к Юрию Гейко, очень сомневаюсь в реальности этой информации, поскольку только в последние год-два в регистрационных документах начали делать отметки о правом руле (да и то не во всех регионах), а уж при ДТП и до сих пор никто отметок ни о расположении руля, ни о характере привода (передний, полный, хотя, якобы, такая строка есть) не делает. Что за таинственную статистику скрывает от нас ГАИ уже в течение 10 лет? И не преступно ли это, если г. Фёдоров так твёрдо уверен в опасности правого руля на российских дорогах?

В рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения» есть тема исследований, хотя и звучит она немного странно: "Исследование влияния на безопасность дорожного движения широкого распространения в РФ автомобилей с правосторонним расположением рулевого управления (социальные, экономические и правовые аспекты)". Это исследование должно провести Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) в 2007-2008 годах, на что в федеральном бюджете предусмотрено в общей сложности 10 млн. рублей. Приморская газета «Владивосток» справедливо писала: «Если уж исследуется безопасность, то надо рассматривать технические особенности праворульных автомобилей, сравнительные возможности обзора у водителей разных транспортных средств, статистику по авариям с участием праворульных машин, причины и характер этих ДТП, тяжесть последствий, эффективность перископической системы зеркал и т. д.»

На вопрос Гейко, «как учесть такие обстоятельства, когда водитель, сидящий справа, становится не участником аварии, а ее причиной: ослепил, подрезал, вышел кому-то в лоб?» - отвечу коротко. Так же, как и в ситуации, когда водитель, сидящий слева, стал причиной ДТП, т.е. «ослепил, подрезал, вышел в лоб». Или водители леворульных машин в таких грехах не замечены? Может, машины с правым рулем чаще попадают в ДТП? Фактов таких нет, но дурной пример заразителен, можно, оказывается, и без фактов. Именно так доложил бравый главный гаишник Казахстана г. Тусумов своему президенту. Мол, из-за правого руля больше стало аварий, забыв, правда, сказать о возросшем парке таких машин. Но даже при этом нельзя не заметить некоторое снижение количества ДТП, если, конечно, дружить хотя бы с арифметикой, что от чиновников (и от наших, и от казахстанских), видимо, не требуется.

Нынешний наш руководитель ГАИ В.Кирьянов, кажется, наконец, внял голосу разума и нашим призывам и недавно официально заявил (после поездки в Хабаровск и ознакомления со статистикой), что правый руль не влияет на аварийность. Напомню, кстати, что цифры, взятые нами не так давно с тогда ещё существующего сайта ГАИ, и данные Федеральной службы статистики говорят о том, что на Дальнем Востоке аварийность из расчета на 100 тысяч населения не превышает среднероссийскую, а смертность на каждое ДТП - минимальная по РФ.

Остальные утверждения о том, что и как власть будет делать накануне выборов и после них, – милая беллетристика. Наша власть настолько же непредсказуема и пуглива, насколько коварна, жестока и недальновидна, увы, как и все временщики. Прогнозы тут – дело неблагодарное. Устами моего оппонента мёд бы пить, когда он мечтает о 95-процентном снижении пошлины в праворульных регионах на леворульные машины, если, конечно, стоимость перевозки машин к этому времени не составит сумму, на которую снизили растаможку. Всё это хорошо на бумаге, как и рассуждения о том, что «дышащие в спину» японцам корейцы вот-вот догонят и перегонят японский автопром.

В этом месте хотелось бы поставить многоточие, надеясь на то, что вопрос действительно решится мирным, рыночным путём в результате конкуренции между рулём левым, правым или посередине.

ЛЫСАКОВ Вячеслав,обозреватель «Новой газеты»,лидер движения автомобилистов «Свобода Выбора»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow