Сюжеты

“Почему же так темно, просто я закрыл глаза”

Современные борцы за отупление нации глазами советской цензуры

Этот материал вышел в Цветной выпуск от 09.02.2007 №5 (16)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Алла ГераскинаНовая газета

 

Уже давно храним мы один любопытный документ, датированный10 января 1985 года, — “Примерный перечень зарубежных музыкальных групп и исполнителей, в репертуаре которых содержатся идейно вредные произведения”. Авторство листовки принадлежит...

Уже давно храним мы один любопытный документ, датированный10 января 1985 года, — “Примерный перечень зарубежных музыкальных групп и исполнителей, в репертуаре которых содержатся идейно вредные произведения”. Авторство листовки принадлежит Николаевскому областному комитету ЛКСМ Украины, прочитать содержащиеся в ней сведения и усилить контроль за деятельностью дискотек настоятельно рекомендуется секретарям Коммунистического союза молодежи.

Список запрещенных групп и вменяемой им пропаганды пользуется у современных меломанов большой популярностью. На многочисленных форумах самый частый отклик на прочитанное лаконичен: “Ржу нимагу”. Реакция в целом понятна — вот неполный перечень групп с “вредным” репертуаром (орфография первоисточника сохранена): “Секс Пистолз, Б52, Меднесс, КЛЭШ — пропагандирует панк, насилие, Крокус — насилие, культ сильной личности, Стикс, Элис Купер, Скорпионз — насилие, вандализм, Айрон Мейден, Блек Сабат — насилие, религиозное мракобесие, Джудас Прист — антикоммунизм, расизм, Аи Си Ди Си, Хулио Иглесиос (! — Авт.) — неофашизм, Ориннджинелз, Тина Тернер — секс, Донна Саммер, Манич Мешин, Боханнон — эротизм, Назарет — насилие, религиозный мистицизм, садизм, Кенед Хит — гомосексуализм, Чингиз Хан — антикоммунизм, национализм, Пинк Флойд — извращение внешней политики СССР (“Агрессия СССР в Афганистане” (1983), Толкинхедз — миф о советской военной угрозе…”.

Судя по всему, непросто приходилось устроителям дискотек в далекие уже 80-е. Исключи из плана на музыкальный вечер всех неофашистов и мракобесов — и что останется? Прилизанные советские ВИА, под которые даже эротизмом заниматься не хочется. Другое дело — сейчас. В стране победившей демократии каждый имеет право на голос. Даже если его нет. Вот и сваливаются на податливые уши населения тысячи песен нового тысячелетия, одна другой краше. И нет-нет да и прозвучит в народной среде отчаявшийся голос: “Да запретите же кто-нибудь, наконец, это текстовое мракобесие!”. Правда, в вероятность такого развития событий всерьез, конечно, никто не верит. Но ведь мечтать не вредно, правда?

Вспомнив усилиями всей редакции самые одиозные тексты попсы недавнего прошлого и настоящего, “Новая газета” решила представить, за что осудили бы деятелей современной эстрады партийные функционеры советского прошлого.

Ряд претензий, перечисленных выше, применить к представителям нашей попсы у функционеров вряд ли бы получилось. Фашизмом и прочей политикой они не интересуются априори, а до вандализма, к счастью, пока не дошли. Зато новое время диктует новые поводы для беспокойства.

Сразу хочется начать с главного. Как ни крути, а есть у нас исполнители, некоторые образцы творчества которых пропагандируют только одно: СОЗНАТЕЛЬНОЕ ОТУПЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. Что гораздо опаснее того же неофашизма, потому как более доступно.

Честь открыть черный список, безусловно, принадлежит Кате Лель, в уста которой Максим Фадеев вложил апофеозное: “Муси муси пуси пуси, миленький мой, я горю, я вся во вкусе рядом с тобой” и “Попробуй муа, муа, попробуй джага-джага, попробуй уу, мне это надо, надо”. И как ни клянут за эту словесную вакханалию Катю сторонники чистого разума, именно эти произведения возвели среднестатистическую исполнительницу в ранг полноценной звезды российской эстрады.

Предшественники Кати тоже не блистали текстовым интеллектом. Тут, конечно, сразу вспоминается Филипп Бедросович со своей “Зайкой”, в порыве самоуничижения окрестивший себя глазиком, пальчиком, пестиком, погонами, вагонами, кроликом, тазиком и, наконец, ноликом, а любимую тогда Аллу Борисовну удавом и паровозом. Или “Гости из будущего” с одной им понятной фразой: “Ветка, ветка, ветка была упруга. Детка, детка, я не твоя подруга”. Было еще гастрономическое от группы “Унесенные ветром”: “Ела рыбу, ела рыбу старательно, увлекательно. Ела рыбу, ела рыбу внимательно, обаятельно”… Сегодня славное дело пропаганды взяла в свои руки молодежь. Группа “Фабрика” с эзотерической строчкой “А у неба нету дна, как билетов нет в кино” или “Корни” с ароматными гладиолусами. Или Миша Гребенщиков с наболевшим: “Твои батоны, они же булки. Не кинь, подруга, меня с прогулкой”. Или группа “Пропаганда” с чистосердечным признанием за всю попсу: “Я, я яблоки ела, я, я просто сгорела мысленно”. Ну и, естественно, девчачья группа “Шпильки” с лозунгом массовых любителей Турции и надоедливых темных мужчин: “Сам ты, сам ты, сам ты Наташа. Сам ты, сам ты гуляй на свой пляж и там себе сам делай массаж”. А также невиданный ранее уникальный синтез текстового и визуального насилия над мозгом — песня “Белые кораблики” группы “Подъем!”, в которой солист заявляет, отправляясь в армию: “Не буду плакать, я же пацан!”.

И все-таки есть у наших исполнителей строки и целые произведения, пропагандирующие более конкретное зло.

Что пропагандирует:
ФИЗИЧЕСКОЕ УРОДСТВО

Исполнитель: группа “Корни”. Улика — ставшее притчей во языцех описание любимой девушки из песни “Ты узнаешь ее”: “И ее изумрудные брови колосятся под знаком луны”. Такую и правда сразу узнаешь, даже ночью.

Исполнитель: “Дискотека Авария”. Улики — автопортрет, пропетый в песне “Если хочешь остаться”: “То ли это ветерок мои губы колышет, то ли это я кричу тебе, но ты меня не слышишь”, и собирательный образ российского алкоголика в совместном творении с Жанной Фриске “Малинки”: “Все как один собираются в Малинки на праздник. Сколько людей: малиновых, разных...”.

Исполнитель: Жасмин. Улика — вполне подпадающая и под обвинение в пропаганде садизма песня “Не говори мне” со строчкой: “И глаза и губы завязали туго мы ниточкой одной”.

Исполнитель: Серега. Улика — навязывающая белорусские стереотипы красоты песня “Черный бумер”. “Я вырос на окраине рабочей заводской. Парнишка в модной кепке, зуб потертый золотой. Парнишка, вид простой и вовсе не красавец я. А мне навстречу все девчонки улыбаются”.

Что пропагандирует:
ЭРОТИЗМ

Исполнитель: Дима Билан. Улика — песня “Я ошибся, я попал” с интригующей завязкой отношений: “А ты без спроса нагло смотришь мне вслед, смотришь мне вслед. Смотришь так, будто я не одет, я не одет”.

Исполнитель: Света. Улика: — песня “В машине” с более интенсивным развитием событий и все же трогательной недосказанностью:

“Мы в машине у тебя целуемся,

Перед встречей каждый раз волнуемся.

Мы разденемся с тобой, разуемся,

Мы с тобой друг другом все не налюбуемся”.

Исполнитель: группа “Шпильки”. Улика — песня “Маленькая штучка”, в которой все сразу переходят к главному:

“Мы с ним повстречались на юге, на пляже,

Где волны и ветер играют песком.

И я бы его не заметила даже,

Но он кое-что показал мне тайком.

Он прилип ко мне, как колючка,

Прицепился он, словно клещ.

Но его маленькая штучка —

Самая лучшая в мире вещь”, — а также выпущенные группой трусы с одноименным названием и встроенным чипом с мелодией песни.

Что пропагандирует:
СЕКС

Исполнители: Глюкоза и Верка Сердючка. Улика — песня “Жениха хотела, вот и залетела, вовремя успела”, претендующая на роль гимна дотерпевших до 1 января 2007 года российских рожениц.

Исполнитель: “ВИА Гра”. Улика — все творчество.

Исполнитель: Сергей Зверев. Улика — вопль неудовлетворенности в песне “Алла”:

“Волосы каштановые, бусы из каштана!

Мне с тобой, каштановая, было хорошо,
но мало.

Алла, что ты делаешь, Алла…”.

И если что делает Алла — стране не известно, то Киркоров о своих естественных потребностях не стыдится рассказать людям.

Исполнители: Киркоров и Стоцкая. Улика — песня для взрослых и прайм-тайма “И ты скажешь”:

“Я разбужу тебя ранним утром, часов так, может быть, в пять,

И прошепчу тихо на ушко: “Давай опять”. (Киркоров)

А я, отбросив свой сон невинный, слегка прищурив глаза,

Лишь улыбнусь и тихо я скажу: “Да”. (Стоцкая)

И ты скажешь: “А-а-а-а, у-у-у, как хорошо-о-о-о...”.

Снова скажешь: “А-а-а-а, у-у-у, давай еще”. (Вместе)

Уговаривать Стоцкую на сомнительный эксперимент явно пришлось недолго. Зря, что ли, девушка пела: “Дай мне пять минут — я узнаю, как тебя зовут! Дай мне полчаса, чтобы ты поверил в чудеса!”.

Что пропагандирует:
ИЗВРАЩЕНИЕ НОВОЙ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ РОССИИ

Исполнитель: группа Fantasy. Улика — единственный, но бессмертный в народе хит “Ты беременна, но это временно”:

“Ты себя не в силах оправдать,

Понять, куда от этой боли скрыться.

Может, не придется долго ждать,

Как знать, само собою все решится —

Ты беременна, но это временно!”.

Исполнитель: группа “Фабрика”. Улика — новый лозунг феминисток в песне “Лелик”:

“Тренажер, массажер, ни к чему ухажер,

А на душе должен быть только позитив
и мажор”.

Исполнитель: “Тату”. Улика — песня “Я сошла с ума, мне нужна она” и растиражированный на весь мир образ России без детства. Во всех смыслах.

Что пропагандирует:
КУЛЬТ СИЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

Исполнитель: группа “Поющие вместе”. Улика — песня, из которой вся страна узнала о том, как несколько девушек хотят:

“Такого, как Путин, полного сил,

Такого, как Путин, чтобы не пил.

Такого, как Путин, чтоб не обижал,

Такого, как Путин, чтоб не убежал”.

Исполнитель: группа “Белый орел”. Улика — песня о главном с элементами мифа о советской военной угрозе: “А в чистом поле система “Град”, за нами Путин и Сталинград”.

Исполнитель: Иракли. Улика — песня-адаптация культа для молодежи: “Вова, Вова, Вова, Вова — чума... Нету круче и злей, у него, э-ге-гей, искусительный змей...”.

Что пропагандирует:
МАНИЮ ВЕЛИЧИЯ

Исполнитель: Ирина Салтыкова. Улика — песня-самоотождествление с примами западной и отечественной поп-культуры:

“Может, я мадонна, может, и не очень.

В чем-то — примадонна, но ты меня не хочешь”.

Исполнитель: Валерия. Улика — строчка из песни “Таю” о любви к ближнему, то есть к себе: “Подарю я тебе себя, подарю, подарю как самой себе”.

Исполнитель: Серега. Улика — песня “Возле дома твоего” с неожиданным криком о помощи:

“Я жду от жизни перемен, пере-перемен, пере-перемен.

Я стал совсем как Эминем, стал как Эминем, стал как Эминем.

Мне даже снится этот рэп, грустный гангста-рэп, грустный гангста-рэп.

Мне срочно нужен доктор Дре, где же доктор Дре, где же доктор Дре?”.

Что пропагандирует:
НАСИЛИЕ, САДИЗМ

Исполнитель: “ВИА Гра”. Улики — откровенный призыв к противоправным действиям: “Если не сумеешь — я помогу, лишь одну преграду взять не могу, но из-за нее мы ходим по кругу... Убей мою подругу!”, элементы религиозного мракобесия в песне “Цветок и нож”:

“Нож я подарю тебе, ты выиграл, бери —

Теперь он вечно будет у тебя внутри,

И ты поймешь... цветок и нож...” — и подозрительно частая смена солисток. Впрочем, девушкам есть с кого брать пример.

Исполнитель: Валерий Меладзе. Улика — песня “Текила-любовь” с чистосердечным признанием:

“Она веселая, она печальная...

...И я убью ее когда-нибудь под Новый год!”.

Что пропагандирует:
НАРКОМАНИЮ

Исполнитель: МакSим. Улика — песня
“Нежность”, недоступная для понимания не одурманенным сознанием:

“Такая нежность на зеркалах,

Где тени поз в дошкольном платье

Рисуют нежность на телах,

А в глазах лето,

Бесконечно еще так нежно”.

Исполнитель: Олег Газманов. Улика — поиск допинговой альтернативы в песне “На заре”:

“На заре я выйду в туман,

На заре покину приют.

Припаду, рыдая, к цветам,

И ноздрями землю втяну”.

Исполнитель: группа “Звери”. Улика — воспоминания о встречах с природой в песне “До скорой встречи”:

“Вчерашний вечер из подворотни на все согласен.

Спасаться нечем, и я охотник, и я опасен.

И очень скоро, еще минута, и доверяю.

И мухоморы, конечно, круто, но тоже вряд ли”.

Исполнитель: Дима Билан. Улика — художественные аллегории в песне “Ночной хулиган”: “Я ночной хулиган, у меня есть наган и хороший план”.

Что пропагандирует:
ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ
К НОРМАМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Исполнитель: группа “Фабрика”. Улики — “Девочки фабричные с пАрнями встречаются”, “А если б я была звездой, такой красивой и далекой, Все восхищаЛИСЯ бы мной”, — сказала девочка в зеленой бейсболке...”.

Исполнитель: группа “Мумий тролль”. Улика ­ — “В слезах парнишка, ему соврАла я немножко”.

Исполнитель: группа “Дискотека Авария”. Улика — “Дискотека вся в лучах на Ямайке, в Сан-Тропезе, в Петербурге и Сочах”.

Исполнитель: группа “Иванушки International”. Улика — “Зачем вы, девочки, любИте белобрысых, когда на улице весна”.

…А вот прослушав лучшие образцы творчества монстра отечественной поп-сцены группы “Руки вверх”, партийные функционеры прошлого наверняка бы растерялись. Потому что в песнях легендарной группы присутствует практически все перечисленное выше зло, и даже больше. И пренебрежение к нормам русского языка: “Он звОнит ей домой, когда меня рядом нет”. И любовь к языку ненормативному: “На меня ты не сердись, уходить не торопись, на секунду задержись, мне с тобою за...”. И пропаганда секса, как первого: “Сделать тебя взрослой, это очень просто, и ты не задавай мне глупые вопросы”, “Ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже”, так и “возрастного”: “Знаю, у тебя, знаю, у тебя я не первый, ты всегда была моей школьною королевой. Выхожу к доске, говорю: “Наталья Петровна, я же вас люблю, я же вас добьюсь по-любому”. Наконец, и вовсе бесподобная строчка из песни “Не бойся, я с тобой”: “Почему же так темно, просто я закрыл глаза”. И многообещающее: “Катя ела булку, булка ела Катю. Вас грузить, ребята, мне, пожалуй, хватит”. Они и вправду перестали “грузить” народ, отыграв недавно свой прощальный с эстрадой концерт. Но взамен себя оставили подопечных — любимцев всех подростков страны, мальчиков из группы “Фактор-2”, прослушав четыре альбома которых, чиновники бы поняли — черная пропаганда оптом вышла на новый виток. Ведь раскрученная “Скажи, красавица, чего не нравится” — цветочки. В качестве ягодок — пропаганда насилия: “Здравствуй, девочка Мальвина, да чтоб сгорела ты, скотина!”, наркотиков: “Где “Беломора” достать?”, секса: “Опять врывается весна, и созрели семена, я прошу тебя: давай собирать мой урожай. Орудие труда ты получишь без труда, ага”, ну и просто полного бреда:

“Мы плыли и все целовались, и потеряли где-то весло,
А я снял штаны и как парус поставил,
и течением нас понесло…
А я знаю, ты придешь, ты придешь, вновь придешь,
И штанов вторую пару ты мне принесешь”.

В качестве методической рекомендации к документу 1985 года приписано: “Данной информацией необходимо обеспечить все ВИА и молодежные дискотеки района”. Крайние меры прошлого в наши дни уже не представляются такими уж крайними. Вот бы и по нашим радиостанциям и телеканалам разослать список вредных для ума произведений. Вот только радиостанции тогда придется закрыть. Потому что рокеры у нас — вид вымирающий, а те, что остались, тоже любят баловать поклонников фразами вроде: “Девушка по городу шагает босиком, девушке дорогу уступает светофор”.

P.S. Хит-парад самых тупых песен нашего времени — раз в месяц в “Свободном пространстве”.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera