СюжетыПолитика

ЛОВУШКА ДЛЯ КРЕМЛЯ И МИДа

Мы и мир

Этот материал вышел в номере № 10 от 12 Февраля 2007 г.
Читать
Бывшая сербская провинция, получившая в 90-х годах после кровопролитной войны фактическую независимость, но не признанная международным сообществом, близка к получению государственного суверенитета. Косово, которое формально до сих пор...

Бывшая сербская провинция, получившая в 90-х годах после кровопролитной войны фактическую независимость, но не признанная международным сообществом, близка к получению государственного суверенитета. Косово, которое формально до сих пор входит в Сербию, с 1999 года находится под временным управлением миссии ООН. Хрупкий мир на сепаратистской территории поддерживают международные миротворческие силы и военный контингент НАТО.Второго февраля специальный посланник Генерального секретаря ООН Мартти Ахтисаари официально представил Белграду и Приштине предложения по определению будущего статуса Косова. Он предлагает наделить край многими атрибутами государственности и предоставить ему ограниченный суверенитет под международным военным и гражданским контролем. В плане Ахтисаари ничего не говорится о независимости края и суверенитете Сербии над ним.Косово предлагается наделить правом иметь свою конституцию, герб, флаг, независимую судебную систему. План предусматривает для Косова возможность заключать международные соглашения и вступать в международные организации, в частности в ООН.Представленный специальным посланником документ включает положения, направленные на защиту национальных меньшинств края, охрану всех культурных и религиозных ценностей. Он предусматривает широкие права для косовских сербов. В частности, в предложениях о децентрализации власти говорится, что общины косовских сербов должны иметь широкие возможности в решении своих проблем, в том числе финансовых. Они должны иметь право получать деньги от Сербии и вступать в приграничное сотрудничество с сербскими организациями. В плане речь идет о создании в Косове шести сербских муниципалитетов.Мартти Ахтисаари предлагает на переходный период в 12 месяцев продлить мандат миссии ООН в Косове и обеспечить там более длительное международное гражданское и военное присутствие Европейского союза, НАТО и ОБСЕ. Предлагается направить в Косово специального гражданского представителя ЕС, Европейскую миссию по вопросам обороны и безопасности. Они будут призваны помочь жителям края обеспечить правопорядок и утверждение верховенства права. Кроме того, в крае должны остаться войска НАТО, которые помогут обеспечить безопасность. Планируется широкое присутствие представителей ОБСЕ.Все эти предложения обсуждаются лидерами Сербии и Косова, которые должны представить свои мнения и предложения. Албанское большинство Косова настаивает на предоставлении краю независимости. Белград категорически против этого, соглашаясь только на самую широкую автономию в составе Сербии.План Ахтисаари, возможно, доработанный, будет представлен в виде доклада Генерального секретаря ООН и появится на столе у членов Совета Безопасности ООН, которым и принадлежит последнее слово в этом вопросе.Для успешного политического решения косовской проблемы необходимо согласие всех постоянных членов Совета Безопасности ООН, в число которых входит и Россия. Однако официальная Москва до сих пор свою позицию по этому вопросу ясно не обозначила. Министр иностранных дел Сергей Лавров говорит, что это прежде всего проблема Сербии и Косова и Россия будет удовлетворена, если стороны найдут взаимоприемлемое решение.Отсутствие официально озвученной российской позиции вполне объяснимо. Следуя традиционному курсу антиамериканизма и разыгрывая в геополитических играх потрепанную карту «славянского братства», Россия должна была бы яростно встать на защиту целостности Сербии и осудить план Ахтисаари. Однако, когда проблема Косова будет так или иначе разрешена, очередь может дойти и до сепаратистских республик на южных границах России — Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Косовский прецедент может стать основой для решения проблем этих территорий. Желание Кремля ослабить Грузию и Молдавию, потакая сепаратистским тенденциям в Сухуми, Цхинвали и Тирасполе, вступает в неразрешимое противоречие с традиционной политикой России на Балканах. Отсюда и гробовое молчание, растерянность и неопределенность официальной Москвы.Ловушка, в которую попало российское правительство, неслучайна. Такие ситуации неизбежны и в дальнейшем, пока у России отсутствуют четко сформулированная внешнеполитическая концепция, видение ориентиров и ясное представление о желаемом будущем для страны. Абсолютно непродуктивно строить внешнюю политику, основываясь на желании насолить Западу, ближним соседям, гипотетическим врагам России. Рефлексивная политика, чаще эмоциональная, чем рассудочная, учитывающая исключительно сиюминутные интересы российской политической элиты, по меньшей мере недальновидна. Подростковое желание самоутвердиться за счет конфронтации с демократическими странами и мимолетной дружбы с тоталитарными и диктаторскими режимами в конечном счете губительно для России, особенно если она намерена идти по пути демократического развития.Сегодня трудно ожидать от Кремля последовательных действий на основе ценностей демократии, гражданских свобод и прав человека. События последних лет скорее указывают на обратный вектор политического развития. Но пока в России будет сохраняться демократическая форма и развиваться автократическая суть, мы неизбежно будем садиться в лужу всякий раз, когда нужно будет публично принимать принципиальные для страны решения.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow