СюжетыОбщество

Мама дорогая

Профессии

Этот материал вышел в номере № 11 от 15 Февраля 2007 г.
Читать
Родители ушли в бизнес, детсады состарились, государство не финансирует развитие дошкольного образования. А дальше, как в сказке о Мэри Поппинс, — ветер странствий и перемен принес в дома россиян гувернанток. Около месяца назад...

Родители ушли в бизнес, детсады состарились, государство не финансирует развитие дошкольного образования. А дальше, как в сказке о Мэри Поппинс, — ветер странствий и перемен принес в дома россиян гувернанток.

Около месяца назад нижегородских гувернанток, в прошлом детсадовских воспитателей Ольгу Пахомову и Елену Новик, пригласили в состоятельные семьи. Обитателю Рублевки — ребенку “водочного” магната Юрия Шефлера — после родительского развода потребовалась образованная няня из провинции: дальше от Москвы — меньше сплетен. Ольга отправилась в столицу.

Многодетная вдова, хозяйка нижегородских магазинов модной одежды, салонов красоты и медицинского центра Светлана Ларина, разыскивая шестую по счету воспитательницу для младшей дочери, выбрала молодую гувернантку Лену, забракованную супругами здешних бизнесменов из-за яркой внешности и записи в личном деле: “мать-одиночка”. Пахомовой в столице пообещали зарплату — 1000 долларов, Новик в Поволжье — 7000 рублей. Теперь Елена говорит знакомым, что деньги — ерунда, ведь крошечная подопечная — ее любимица. Ольга же, плюнув на контракт и просьбы остаться, умчалась из столицы с жалобами на “апломб и бесчеловечность москвичей”. В родном городе на требовательную к клиентуре няню посыпались заказы местной элиты.

Спрос на домашних педагогов растет с каждым месяцем, — показывает на стеллажи с личными делами двух тысяч воспитателей Людмила Кочешкова, руководитель нижегородского агентства, заключившего контракты с Пахомовой и Новик. — Десять лет назад мы были единственной службой в городе, в 2006м с нами конкурируют 12 кадровых компаний”.

Ирина Бурлакова, заведующая кафедрой дошкольного образования Московского психологопедагогического университета, считает, что реставрация гувернерства в России — не блажь, а необходимость, лишь 56% детей в возрасте от года до шести лет (их в стране, по данным Росстата, больше

10 млн) имеют возможность воспитываться в государственных садах. Мегаполисам, областным городам не хватает как минимум 400 учреждений для малолеток. В Москве, Питере, Волгограде, Екатеринбурге зарегистрировано, по данным Ассоциации консультантов по подбору персонала, 780 кадровых агентств, трудоустраивающих домашних учителей и нянь, — в три раза больше, чем в 2000 году.

“Главная причина моды на гувернерство и в ХIХ веке, и сейчас — недовольство родителей отечественной системой образования”, — высказывает свое мнение сотрудница Института психологии РАН Татьяна Тихомирова, автор диссертации о дошкольном воспитании. В 1804 году домашним педагогам, выписанным изза границы, надлежало получать аттестаты Московского университета и обучать отроков чужим языкам. В 1853м государство назначило гувернерам пенсии, после 1917го разгромило институт благородных девиц, растивший семейных наставниц. В конце 1990х разочарованные детсадами советского образца россияне реанимировали идею индивидуальных занятий. “Мамам кажется, что государственные программы отстают от модных итальянских, английских методик, — рассуждает Татьяна Тихомирова. — Все мы знаем о проблемах с питанием в садах, с избыточным количеством ребят в группах, о массовых инфекциях”. К тому же, путешествуя и пользуясь интернетом, родители получили возможность сравнивать. Сравнение — не в пользу отечественных стандартов.

“Дочь моей приятельницы по программе студенческого обмена AUPAIR работала горничной во Франции, — вспоминает Екатерина Горохова, мама 6летнего полиглота Егора. — Нашла нам в Париже гувернанткуаспирантку”. Девушка занимается с Егором французским и дважды в неделю сопровождает его в школу немецкого, “англичанку” с документами бакалавра (Bachelor of Education Degree) для ребенка наняли в Московском агентстве домашних воспитателей. Лингвисты берут по 600 долларов в неделю. Родительницу, полную решимости с младых ногтей обеспечить Егору счастливое будущее, не пугают расходы. “Педагог с доставкой на дом обходится не дороже, чем метания по московским школам на автомобиле”, — говорит Екатерина.

Причина общероссийской моды на гувернеров даже не в родительских амбициях и старении системы. “Дело в том, что в областях родители не могут, как в столице, за 1500—2000 долларов нанять репетиторов и натаскивать ребят после поступления в престижный лицей, — дороговато, — полагает Римма Белоусова, завкафедрой дошкольной педагогики Нижегородского института развития образования. — Услугами домашних воспитателей вдали от столицы пользуются прежде всего люди среднего достатка и, к сожалению, семьи с нездоровыми детьми, которых проще обучать в привычных для них условиях”. Судя по опросам клиентов нижегородских агентств, делает выводы Белоусова, мамы стараются максимально использовать ранний возраст сыновей, дочерей и разностороннюю квалификацию домашнего учителя, берущего за услуги от 6000 до 8000 рублей.

Размер заработной платы влияет и на “специализацию” студентов гувернерских факультетов: лингвогувернер, гувернер — организатор детского досуга, гувернер, сопровождающий в кружки, и даже “прекрасная няня” для малолеток. Кандидаток в гувернеры, оплачивая их обучение, на курсы в Поволжье и Татарстане присылают городские центры занятости. Причем лепить воспитательниц биржи предлагают из бывших сторожей, поваров, медиков, школьных преподавателей. На первом психологическом тренинге в нижегородском институте учат говорить комплименты и улыбаться — не каждый педагог, оказывается, умеет.

На тех же занятиях гувернеры оттачивают технику избавления от стрессов. Римма Белоусова советует учителям использовать практики йогов — стоять на голове или в позе всадника, а психолог Ирина Курышева — медитировать. Пригодится в общении с родителями.

Будущая воспитательница Наташа Шевелина понимает, что и без курсов она сможет справиться с чужим ребенком, — сама мама с гуманитарным образованием. Но если до сих пор сложнейшим детским вопросом для нее было заявление четырехлетнего сына, комплектующего батальоны из пластмассовых воинов: “Где взять женщин для солдат?” — то вскоре для диалога с подопечными Наталье понадобится модная методика Монтесорри с элементами детской психотерапии.

“А нам не популярность у родителей — деньги нужны”. — В конце 2006 года мэр Архангельска Александр Донской удивил Министерство образования России собственной изобретательностью. Ведомство получило письмо, в котором Донской просит разрешения на замену недостроенных детских садов службой гувернеров. Нянь и домашних учителей мэр предлагает внести в списки государственных работников и выдавать им часть зарплаты из бюджета. “Оплата ежемесячного труда гувернанток для 3000 семей, ожидающих очереди в детский сад, обойдется Архангельску в 2,5 млн рублей. 1100 рублей на каждого ребенка ежемесячно будет давать город, остальное — от тысячи до трех — добавят родители”. — По расчетам Донского, это выгоднее, чем брать кредит на строительство 10 дошкольных учреждений. Типовой проект детского сада оценивается в 180 млн рублей.

Сотрудники Министерства образования, комментируя мэрское письмо, переложили ответственность на пенсионные фонды: дескать, кто будет начислять госслужащей Мэри Поппинс пенсию? Землякам идея главы администрации понравилась еще меньше. “Соседка платит за детсад тыщу в месяц, я отдаю гувернантке 7000, — возмущается Татьяна Погудина, мама трехлетнего ребенка. — Вместо того чтобы ускорить строительство, меня заставят за три года до школы потерять за здорово живешь почти 300 000.

Задолго до споров вокруг послания Донского в Казани была разработана программа подготовки домашних воспитателей, планировалось создание единой гувернерской базы данных. Несколько вузов и колледжей сражались за право стать новым институтом благородных девиц и обучать семейных педагогов.

Затею сделать воспитательниц госслужащими похоронили, хотя, по свидетельству Любови Овсиенко, заместителя министра образования Татарстана, рынок гувернеров в республике увеличивается — на биржах труда много безработных преподавателей, а в детсадовских очередях стоят 15 000 ребят. “К сожалению, — вздыхает Овсиенко, — домашняя педагогика развивается бесконтрольно — в семьи приходят как профессионалы, так и “самозванцы” с поддельными сертификатами”. Министерство образования России никак не регулирует гувернерство, которому в 2004 году само и дало зеленый свет положением о дополнительном обучении. По наблюдениям руководителя Волгоградского обучающего центра Анжелики Сердяковой, единственная группа родителей в России, не нуждающаяся в услугах семейных педагогов, — чиновники. Они умудряются беспрепятственно устраивать отпрысков в элитные сады и школы, возить их на занятия в служебном авто. Остальные ищут варианты.

Несмотря на несовершенство, домашнее образование, прогнозирует психолог Бурлакова, будет активно развиваться — очень много женщин в последние три-четыре года ушли в бизнес. Кроме того, в новый Трудовой кодекс внесено положение о работодателях — физических лицах и об их обязательствах перед гувернерами, устные договоры отныне дублируются письменными соглашениями. Что касается пенсий, многие родители, имеющие свои фирмы, регистрируют воспитателей как сотрудников своих предприятий и отчисляют часть заработка в специальные фонды.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow